СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второстепенные члены предложения: синтаксическая и пунктуационная норма, текстообразующая функция

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения: синтаксическая и пунктуационная норма, текстообразующая функция»

План - конспект урока русского языка, 11 класс

Второстепенные члены предложения: синтаксическая и пунктуационная норма, текстообразующая функция

Слайд 1


Тип урока: урок закрепление и систематизация знаний учащихся по теме.

Цель (обучающая):

  • создание условий для систематизации знаний о классификации второстепенных членов предложения и способах их выражения, о синтаксической функции инфинитива;

  • актуализация синтаксической и пунктуационной нормы;

  • формирование умения определять текстообразующую функцию

второстепенных членов предложения.


Задачи:

• образовательная: научить определять какими членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);

совершенствовать пунктуационную и синтаксическую зоркость учащихся

(дефис при приложении, тире в неполном предложении).

• воспитательная: содействовать воспитанию чувства патриотизма, формирование коммуникативных навыков у учащихся.

• развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений, формирование умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Эпиграф:

«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать

оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин)


Ход урока


  1. Организационный момент

Объявление темы и цели урока

  1. Актуализационно-мотивационный этап

Работа с эпиграфом

- Запишите эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания?

Синтаксическая разминка

-Сделайте синтаксический разбор предложения. Определите раз-

новидности второстепенных членов предложения.

(Если возникнут вопросы, учитель предлагает обратиться к теоретическому материалу учебника на с. 84, упр.112)

Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать

оной есть постыдное малодушие.



  1. Операционно-познавательный этап

  1. Работа в группах.

Упражнение 112

Учащиеся готовят сообщения. Предварительная подготовка –

создание презентации (домашнее задание).

1 группа. Определение. Виды определений.

2 группа. Дополнение. Виды дополнение.

3 группа. Обстоятельство. Виды обстоятельств.

  1. Афиширование своей работы.

Устные выступления представителей групп.

Представители других групп и учитель задают уточняющие вопросы

по теме сообщения.


  1. Работа с текстом. (Прил.1) Слайд 2

Выразительное чтение текста учеником.

Задание

  1. Определить тему, основную мысль текста. Найдите ключевые слова.

-Какие у вас возникают ассоциации со словом Родина?

  1. Какой второстепенный член предложения способствует подробному описанию? Назовите виды определений, которые вам встретились, способы их выражения.

-Объясните пунктуацию, связанную с обособленными определениями.

  1. Найдите в тексте дополнения, охарактеризуйте их.

Приведите примеры косвенных дополнений.

  1. Определите виды обстоятельств, встретившихся в тексте.

  2. Какие виды тропов вам встретились в данном тексте?

Задания выполняются устно по группам:

1 группа – задание 2, 5

2 группа – задание 1, 3

  1. группа – задание 1, 4

4. Наблюдение над текстообразующей функцией второстепенных членов предложения

-Определите текстообразующую функцию определений, обстоятельств.

IV. Закрепление. Работа с материалом учебника

  1. Определение синтаксической функции инфинитива.

Таблица с. 85-86 (устно)

Упражнение 114

Комментированное письмо (1 ученик у доски) – 1-ое предложение.

Предложения 2-7 (по группам) самостоятельно.

Проверка выполненной работы.


Физкультминутка (проводит ученик)

Словарная работа

-Выпишите словарные слова с.86-90. Запомните их написание.

(Гармоничный, газон, силуэт, симмЕтрИя)


  1. Работа над синтаксической нормой: правила согласования определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре.

Самостоятельная работа с теоретическим материалом на с.86-87

Выделение основных положений правила – критериев, от которых зависит

форма определения. Составление алгоритма (в тетрадях) 1 ученик у доски.

Упражнение 115 (устно – по цепочке)


  1. Отработка пунктуационной нормы (дефис при приложении)

Самостоятельная работа с таблицей на с.87

Упражнение 116

-Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи. Подчеркните приложения.

Комментированное письмо (1 ученик у доски) – 2 и предл.


Индивидуальное задание:

Выполнить словообразовательный разбор слов

тыкать, друзья-однополчане, морфологический разбор баюкая.


Рубрика «Улыбнёмся вместе» Слайд 3

Прочитайте. За счёт чего достигается комический эффект? Дайте

лингвистическое толкование.

1.Профессор принимал экзамены и валерьянку. Сдавали студенты и нервы.

2.Он читал стихотворение с чувством и с комментарием.


  1. Контрольно-оценочный этап

Самостоятельное выполнение теста в рабочих листах (упр.117)

Самопроверка. Самооценка результатов. Слайд 4


  1. Рефлексивно-обобщающий этап

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- О чём важном в жизни каждого человека - гражданина мы сегодня говорили? (Чувство Родины)

Просмотр видеоролика «Беларусь – страна моего будущего» 2 мин.

- Поделитесь своими чувствами, выразив свои эмоции одним предложение или словом.

  1. Домашнее задание

§10, упр.118 (устно), 116 (предл. 3-10).



Приложение 1


Удивительно и невыразимо чувство Родины…

Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали. В глухие глубины истории родной земли.

И поверьте, не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого

чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Былинный источник силы от родной матери-земли представляется ныне источником исключительно важным и целебным не для избранных, не для богатырей только, но и для всех нас.

И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной и

нерукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине

(По В. Распутину).



Работа с текстом.

Выразительное чтение текста учеником.

Задание

1) Определить тему, основную мысль текста. Найдите ключевые слова.

-Какие у вас возникают ассоциации со словом Родина?

2) Какой второстепенный член предложения способствует подробному описанию? Назовите виды определений, которые вам встретились.

-Объясните пунктуацию, связанную с обособленными определениями.

3) Найдите в тексте дополнения, охарактеризуйте их.

Приведите примеры косвенных дополнений.

4) Определите виды обстоятельств, встретившихся в тексте.

5) Какие виды тропов вам встретились в данном тексте?

Задания выполняются устно по группам:

1 группа – задание 2, 5

2 группа – задание 1, 3

3 группа – задание 1, 4

Наблюдение над текстообразующей функцией второстепенных членов предложения

-Определите текстообразующую функцию определений, обстоятельств.