План - конспект урока русского языка, 11 класс
Второстепенные члены предложения: синтаксическая и пунктуационная норма, текстообразующая функция
Слайд 1
Тип урока: урок закрепление и систематизация знаний учащихся по теме.
Цель (обучающая):
создание условий для систематизации знаний о классификации второстепенных членов предложения и способах их выражения, о синтаксической функции инфинитива;
актуализация синтаксической и пунктуационной нормы;
формирование умения определять текстообразующую функцию
второстепенных членов предложения.
Задачи:
• образовательная: научить определять какими членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
совершенствовать пунктуационную и синтаксическую зоркость учащихся
(дефис при приложении, тире в неполном предложении).
• воспитательная: содействовать воспитанию чувства патриотизма, формирование коммуникативных навыков у учащихся.
• развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений, формирование умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Эпиграф:
«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать
оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин)
Ход урока
Организационный момент
Объявление темы и цели урока
Актуализационно-мотивационный этап
Работа с эпиграфом
- Запишите эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания?
Синтаксическая разминка
-Сделайте синтаксический разбор предложения. Определите раз-
новидности второстепенных членов предложения.
(Если возникнут вопросы, учитель предлагает обратиться к теоретическому материалу учебника на с. 84, упр.112)
Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать
оной есть постыдное малодушие.
Операционно-познавательный этап
Работа в группах.
Упражнение 112
Учащиеся готовят сообщения. Предварительная подготовка –
создание презентации (домашнее задание).
1 группа. Определение. Виды определений.
2 группа. Дополнение. Виды дополнение.
3 группа. Обстоятельство. Виды обстоятельств.
Афиширование своей работы.
Устные выступления представителей групп.
Представители других групп и учитель задают уточняющие вопросы
по теме сообщения.
Работа с текстом. (Прил.1) Слайд 2
Выразительное чтение текста учеником.
Задание
Определить тему, основную мысль текста. Найдите ключевые слова.
-Какие у вас возникают ассоциации со словом Родина?
Какой второстепенный член предложения способствует подробному описанию? Назовите виды определений, которые вам встретились, способы их выражения.
-Объясните пунктуацию, связанную с обособленными определениями.
Найдите в тексте дополнения, охарактеризуйте их.
Приведите примеры косвенных дополнений.
Определите виды обстоятельств, встретившихся в тексте.
Какие виды тропов вам встретились в данном тексте?
Задания выполняются устно по группам:
1 группа – задание 2, 5
2 группа – задание 1, 3
группа – задание 1, 4
4. Наблюдение над текстообразующей функцией второстепенных членов предложения
-Определите текстообразующую функцию определений, обстоятельств.
IV. Закрепление. Работа с материалом учебника
Определение синтаксической функции инфинитива.
Таблица с. 85-86 (устно)
Упражнение 114
Комментированное письмо (1 ученик у доски) – 1-ое предложение.
Предложения 2-7 (по группам) самостоятельно.
Проверка выполненной работы.
Физкультминутка (проводит ученик)
Словарная работа
-Выпишите словарные слова с.86-90. Запомните их написание.
(Гармоничный, газон, силуэт, симмЕтрИя)
Работа над синтаксической нормой: правила согласования определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре.
Самостоятельная работа с теоретическим материалом на с.86-87
Выделение основных положений правила – критериев, от которых зависит
форма определения. Составление алгоритма (в тетрадях) 1 ученик у доски.
Упражнение 115 (устно – по цепочке)
Отработка пунктуационной нормы (дефис при приложении)
Самостоятельная работа с таблицей на с.87
Упражнение 116
-Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи. Подчеркните приложения.
Комментированное письмо (1 ученик у доски) – 2 и предл.
Индивидуальное задание:
Выполнить словообразовательный разбор слов
тыкать, друзья-однополчане, морфологический разбор баюкая.
Рубрика «Улыбнёмся вместе» Слайд 3
Прочитайте. За счёт чего достигается комический эффект? Дайте
лингвистическое толкование.
1.Профессор принимал экзамены и валерьянку. Сдавали студенты и нервы.
2.Он читал стихотворение с чувством и с комментарием.
Контрольно-оценочный этап
Самостоятельное выполнение теста в рабочих листах (упр.117)
Самопроверка. Самооценка результатов. Слайд 4
Рефлексивно-обобщающий этап
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- О чём важном в жизни каждого человека - гражданина мы сегодня говорили? (Чувство Родины)
Просмотр видеоролика «Беларусь – страна моего будущего» 2 мин.
- Поделитесь своими чувствами, выразив свои эмоции одним предложение или словом.
Домашнее задание
§10, упр.118 (устно), 116 (предл. 3-10).
Приложение 1
Удивительно и невыразимо чувство Родины…
Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали. В глухие глубины истории родной земли.
И поверьте, не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого
чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Былинный источник силы от родной матери-земли представляется ныне источником исключительно важным и целебным не для избранных, не для богатырей только, но и для всех нас.
И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной и
нерукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине
(По В. Распутину).
Работа с текстом.
Выразительное чтение текста учеником.
Задание
1) Определить тему, основную мысль текста. Найдите ключевые слова.
-Какие у вас возникают ассоциации со словом Родина?
2) Какой второстепенный член предложения способствует подробному описанию? Назовите виды определений, которые вам встретились.
-Объясните пунктуацию, связанную с обособленными определениями.
3) Найдите в тексте дополнения, охарактеризуйте их.
Приведите примеры косвенных дополнений.
4) Определите виды обстоятельств, встретившихся в тексте.
5) Какие виды тропов вам встретились в данном тексте?
Задания выполняются устно по группам:
1 группа – задание 2, 5
2 группа – задание 1, 3
3 группа – задание 1, 4
Наблюдение над текстообразующей функцией второстепенных членов предложения
-Определите текстообразующую функцию определений, обстоятельств.