Рабочая программа
по внеурочной деятельности "Вокруг света"
для 5 а, б классов
2017/2018 учебный год
Составитель: Ковалева М.В. учитель географии
Санкт-Петербург, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокруг света» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);
Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса является расширением предмета «География».
Основополагающими принципами построения курса «Вокруг света» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Психологами доказано, что в школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к природе.
Главная особенность курса «Вокруг света» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Цель изучения курса «Вокруг света» - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основные задачи:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения унивесальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Вокруг света», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Содержание программы курса «Вокруг света» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии.
Результаты освоения курса "Вокруг света"
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Учащиеся смогут: 1. Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук. 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. Учащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды. 3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук. | Учащиеся научатся: 1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений 2. Освоивать приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. 2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | Учащиеся научатся: 1. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные исследовательские умения. Учащиеся получат возможность: применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде. |
Содержание курса «Вокруг света»
Введение (2 часа). География - наука о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. (Слушание объяснений учителя).
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4 часа).
Земля среди других планет. Форма , размеры Земли. Движение Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг своей оси. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли. (Слушание и анализ выступлений своих товарищей).
Раздел 2. Геосферы Земли (29 часов)
1. Внутреннее строение Земли (8 ч)
Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности. (Работа с научно-популярной литературой).
2. Атмосфера (8 ч)
Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности. (Выполнение заданий учителя).
3. Водная оболочка Земли (8 ч)
Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши.
Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера. (Работа с атласом).
4. Биосфера –оболочка жизни (4 ч)
Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах.
Природная среда. Охрана природы. (Работа с научно-популярной литературой).
Подведение итогов работы за год (1ч) В преподавании курса используются следующие формы организации обучения:
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Основные виды внеурочной деятельности | Кол час | Дата план | Дата факт |
1 | 2 | 3 | | | |
| Введение | | 2 | | |
1 | География - одна из наук о планете Земля. | Познавательная деятельность: знать понятие «география», «географические объекты»; формирование представлений человека о Земле на разных этапах жизни; иметь представления о путешественниках, их открытиях; отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий; уметь отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом. Практическая деятельность: формировать способности к монологическому высказыванию на заданную тему; развивать мотивацию к изучению географии; нанесение на к/к маршрутов путешественников; работать с Интернет-ресурсами; работать в группе. | 1 | 5.09 | |
2 | Выдающиеся географические открытия. | 1 | 12.09 | |
Раздел № 1. «Земля как планета Солнечной системы» | 4 | | |
3 | Земля среди других планет. | Познавательная деятельность: иметь представления о Солнечной системе и о Земле среди других планет; иметь представления о формах и размерах Земли; формировать представление о Солнечной системе, уметь описывать особенности вращения Земли; формировать представлеия и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли. Практическая деятельность: уметь ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать пиемы работы с информацией; работать с Интернет-ресурсами; работать в группе, оценка и самооценка. | 1 | 19.09 | |
4 | Форма, размеры Земли. | 1 | 26.09 | |
5 | Движение Земли по околосолнечной орбите. |
1 | 3.10 | |
6 | Суточное вращение Земли. | 1 | 10.10 | |
Раздел № 2. «Геосферы Земли» | 29 | | |
| Внутреннее строение земли (8 часов) | | | | |
7 | Слои «твердой» Земли. | Познавательная деятельность: уметь выявлять особенности внутренних оболочек Земли и сравнивать их между собой; развить умение распознавать на физических картах разные формы рельефа; умение определять закономерности распространения землятрясений и вулканизма; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами; использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт; проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Практическая деятельность: уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; работа в группе, оценка и самооценка; формировать умение систематизировать информацию и понимать ее; развивать мотивацию к изучению географии; формирование интерес к научному познанию мира; нанесение на к/к основных форм рельефа. | 1 | 17.10 24.10 7.11 | |
8 | Вулканы Земли. | 1 |
9 | Из чего состоит земная кора | 1 |
1 | 14.11 | |
10 | Строение земной коры |
11 | Землетрясения | 1 | 21.11 | |
12-13 | Рельеф земной поверхности. |
2 | 28.11 5.12 | |
14 | Человек и литосфера | 1 | 12.12 | |
| Атмосфера (8 часов) | | | | |
15-16 | Воздушная оболочка Земли - атмосфера. | Познавательная деятельность: знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера»; использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды; отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле; проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников Практическая деятельность: уметь ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать приемы работы с информацией; осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира формировать умение систематизировать информацию и понимать ее; формирование интерес к научному познанию мира; составление календаря погоды. | 2 | 19.12 26.12 | |
17 | Погода и метеорологические наблюдения. | 1 | 9.01 | |
18 | Человек и атмосфера | 1 | 16.01 | |
2 | 23.01 30.01 | |
19-20 | Опасные явления в атмосфере |
21-22 | Особенности погоды своей местности | 2 | 6.02 13.02 | |
| Водная оболочка Земли (8 часов) | | | | |
23 | Вода на Земле | Познавательная деятельность: знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера»; использовать понятия «гидросфера», «океан», «мо-ре», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и видами озер; проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Практическая деятельность: уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; развивать познавательный интерес, способности к самостоятельному приобретению знаний; развивать мотивацию к изучению географии; нанесение на к/к основных гидрообъектов; формирование интерес к научному познанию мира. | 1 | 20.02 | |
24 | Мировой океан – главная часть гидросферы | 1 | 27.02 | |
25-26 | Воды суши. Реки. | 2 | 6.03 13.03 | |
27-28 | Озера. Вода в «земных кладовых» | 2 | 20.03 3.04 | |
29 | Человек и гидросфера | 1 | 10.04 | |
30 | Воды своей местности | 1 | 17.04 | |
| Биосфера (4 часа) | | | | |
31 | Оболочка жизни | Познавательная деятельность: знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическая оболочка», «биосфера»; устанавливать взаимосвязи между первыми организмами и окаменелостями; приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли; отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле. Практическая деятельность: уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; формировать интерес к научному познанию мира; развивать мотивацию к изучению географии; описывать природные комплексы. | 1 | 24.04 | |
32 | Растительный и животный мир тайги. | 1 | 8.05 | |
33 | Природная среда. Охрана природы. | 1 | 15.05 | |
34 | Растительный и животный мир своей местности. | 1 | 22.05 | |
Всего | | | 34 | | |