СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вва обращения к деве Марии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

в соответствии с ФГОС НОО . Разработана в соответствии с возростными особенностями 

Просмотр содержимого документа
«Вва обращения к деве Марии»

Организационный момент

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Игоревна , сегодня урок музыки проведу у вас я.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – все в порядке.

Актуализация

С помощью вопросов актуализирует ранее полученные знания по первой четверти:

- Что вы запомнили из уроков по музыке которые были у вас в первой четверти ?

Целеполагание

- Начнем сегодняшний наш урок с небольшого видеофрагмента «Аве Мария» Ф. Шуберта.

«Аве Мария» -  католическая молитва к Деве Марии.

- Какое настроение у этой музыке?

-Образ кого вы увидели в этом видеофрагменте?

- В каком характере она исполнялась?

Мы обратимся сегодня еще к одному музыкальному произведению.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников):

Я верю, что женщина - чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если "любимая" - слово святое,

То трижды священное - "женщина - мать!"

- Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?

-К кому обращаются с такими словами? Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Ответ:Богородица.

-Где обращаются к Богородице? (церкви)

-Когда обращаются? (в трудную ситуацию и т.д)

- К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.

И тема нашего урока «Два музыкальных обращения к Богородице». Попытаемся узнать, как поэты, художники, композиторы разных стран рисуют образ Богородицы, какими средствами они это делают?

Открытие нового знания

1 часть.

Радуйся, Мария!

- Сейчас послушайте внимательно «Отрывок стихотворения Данте».

Она идёт, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя… Данте.

На слайде вы видите одно из самых прекрасных творений итальянского художника XV века Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Тема Мадонны была излюбленной темой мастера. Он показал её во многих своих картинах.

- Что мы видим на картине? (ответы детей)

- Раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо-Мадонна с младенцем на руках. Она спускается с небес на землю, как бы парит, едва касаясь ногами облаков. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Перед этой чудесной парой склонились Святой Сикст и Святая Варвара, встречая её.

- Как вы думаете, как зовут эту прекрасную Мадонну и её младенца?

- Имя младенца - Христос, а имя его матери - Мария. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ждут страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что есть у неё.

- Какие чувства выразил художник?

При помощи чего он передал эти чувства?

- Соответствует ли эта картина музыкальному произведению «Два музыкальных обращения к Богородице

- Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами "Аве Мария", что значит «Славься, Мария».

- Давайте окунемся в мир поэзии и прочитаем стихотворение А. Фета.

Ave, Maria - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей -

В тихом предстань сновидении ей!

Аve, Maria - лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

- Как ласково поэт называет Богородицу?

- Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства?

- Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.

3.2.1.Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)

Звучит песня-молитва «Ave Maria» австрийского композитора Франца Шуберта.

- Какие чувства передал австрийский композитор?

- Какими музыкальными красками он их выразил?

- Музыка и Изобразительное искусство - каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками - создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

- Что еще созвучно музыке и картине?

Тембр голоса итальянского исполнителя Робертино Лоретти дискант

*Робертино Лоретти.

2 часть.

Богородице Дево, радуйся.

- Хочу предложить вашему вниманию произведение русского композитора С.В. Рахманинова называется оно «Богородице Дево, радуйся»

Видео с образами Богородицы на музыку С.В. Рахманинова.

- В каком характере написана эта молитва?

- Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов? (Церковный хор. В исполнение молитвы звучат женские и мужские голоса)

-Чем отличаются эти два произведения?

-В чем сходства этих произведений?

Обратите внимание на иллюстрацию иконописного образа «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова. Современники художника называли его «создателем русской Мадонны».

- Что вы видите на картине В. Васнецова? (после ответов детей, сделать небольшое заключение).

- Иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына, в котором угадываются черты сына художника Миши. Взмах его рук - естественный жест маленьких детей, открытых новому для них миру, взят из жизни: однажды утром жена вынесла сына из дома, и ребенок радостно потянулся ручками к окружающей природе. Но лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен. Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу. В образе Богородицы Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, «сущность нравственного долга и идея подвига… самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного».

-. Под картиной Васнецова дан небольшой отрывок, автором, которого является А.С. Пушкин.

* А.С. Пушкин.

Одной картины я желал бы вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель -

Она с величием, Он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

- Как поэт называет Богородицу?

- Богородица - она ведь мать! Мать нашего спасителя Иисуса Христа. И у каждого из нас есть своя мама, любящая, добрая, ласковая, нежная, порой строгая.

-Ребята теперь вы убедились в том что и композиторы, и художники, и поэты в своем творчестве обращаются к образу Богоматери.

-Теперь предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физкультминутку.

Но прежде чем приступим к разучиванию песни, давайте выполним вокальные упражнения.

О маме сложено немало песен. Вы тоже знаете их. Композиторы, поэты и художники, используют для создания удивительного женского образа одинаковые средства выразительности: спокойные мягкие тона и краски, умеренный темп, плавность линии и звука.

3.2.2.Вокально-хоровая работа

- Вы конечно не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас!. Тогда вы были маленькими. Но и сейчас, и потом, когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете. И только мама искренне разделит с вами и радость, и беду, поможет советом. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.

- Как называется песня, которую мы исполним? «Мама-первое слово» А.Ермолов.

1.Прослушайте песню «Мама-первое слово» А. Ермолов, следите глазами за словами

-Какая по характеру песня?

-О чем песня?

-Соответствует ли она содержанию слов?

2. Прочитаем слова песни

3. разучим первый куплет, по 2 строчкам

4. повторим куплет весь

5. исполним под музыку 1куплет

6. разучим припев.

4. Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подошел к концу.

-Чем занимались на уроке?

-С творчеством каких музыкальных композиторов познакомились?

- Какие слова передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, читаете стихи, смотрите на картины художников, посвященные Богоматери?

- Как поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?

Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери.

- Чем православная молитва отличается от католической (зарубежной)?

- Что узнали нового на уроке?

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.