2. Мотивацио-нно- целевой этап. | Задание: послушайте притчу и ответьте на вопросы: - О чем эта притча? В чем ее смысл? «Китайская притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже, упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?» - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. | Слушают притчу, анализируют ее, отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. |
4. Постановка учебной задачи | Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока? Что нам сегодня предстоит изучить? Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация) Тема урока: «Введение в изучение курса ОДНКНР в 5 классе». План урока 1. Что такое светская этика. 2. Знакомство с содержанием и структурой учебника. Проблемные вопросы урока: - Почему важно изучать ОДНКНР? - Чему вы можете научиться на уроках? | Отвечают на вопросы Записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем. |
5. Усвоение новых знаний и способов действий | 1. Что такое светская этика. Задание: ответьте на вопрос: - Что изучает наука этика? Задание: откройте стр. 4, прочитайте первый абзац и ответьте на вопрос: что означает понятие «светская»? Задание: ответьте на вопросы: - Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль? Что обозначают эти понятия? - Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный»? Задание: посмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: Что значит нравственный и безнравственный поступок? Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 4 и ответьте на вопрос: какие важные нравственные понятия раскрываются в рамках курса ОДНКНР. Задание: сформулируем вывод о том, что мы узнали. Для этого закончите мои предложения: - Светская этика изучает…. - Слова мораль и нравственность – это синонимичные понятия, которые обозначают. Работа с историческим документом: прочитайте отрывок из «Поучения Владимира Мономаха». Почему трудно читать этот текст? - Чтобы советы князя стали понятны современному человеку, попробуйте «перевести» их с древнерусского языка на современный. Чтение поучений, обсуждение, формулирование и запись в рабочий лист. - Сделайте вывод, насколько поучения Владимира Мономаха, на ваш взгляд, устарели? Поучения, написанные в XII веке, читать тяжело, потому что язык за этот исторический период значительно изменился, устарел. С другой стороны, правила поведения, о которых говорит князь, понятны и действенны в современном обществе. Работа с пословицей: Работа в группах. Задание для групп: - Проанализируйте одну из частей пословицы, дайте толкование её смысла. Затем подберите пример, иллюстрирующий теоретическое положение. Для этого можно воспользоваться подсказками – фотографиями на слайде. Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях классу. Народная мудрость гласит, что судьба человека напрямую зависит от его поступков. Чем больше хороших поступков совершает человек, тем больше добродетели в его характере, тем счастливее его судьба. Задание: Прочитайте притчу «Щедрый подарок». Подумайте и ответьте на вопрос, почему мальчик не стал делить медовик, а отдал его Пете. - Кто может нам подсказать, как нужно правильно поступить в сложной ситуации? Как, на ваш взгляд, нужно было поступить по правилам поведения? Обоснуйте свой ответ. Используйте в ответе слова я думаю…, я считаю…, мне кажется… 2. Знакомство с содержанием и структурой учебника Задание: откройте оглавление и назовите темы, которые мы будем изучать на уроках. Откройте стр. 5 и ответьте на вопрос, что включает в себя каждая тема? Какие важные рубрики ест в учебнике? Как работать со словарем? | Отвечают на вопрос. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Смотрят иллюстрации, отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. Формулируют вывод. Работают с историческим документом Выполняют задание. Разбиваются на группы, выполняют задание, готовят рассказ. Читают притчу, анализируют ее, высказывают мнение. Отвечают на вопрос. | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Предметные: выявлять характерные черты нового предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса ОДНКНР. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. Предметные: объясняют значение ключевых понятий курса ОДНКНР. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других. |