Введение в предмет информационные системы в экономике. Экономическая информационная система. определение и свойства.
План
- Понятие «информация». Свойства информации.
- Понятие системы и ее свойства.
- Экономическая информационная система (ЭИС) и ее виды.
1. В широком смысле информация – это совокупность сведений о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах.
Предметом нашего рассмотрения будет управленческая и экономическая информация, важнейшими свойствами которой являются:
- достоверность и полнота;
- ценность и актуальность;
- ясность и понятность.
Информация достоверна , если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Информация полна , если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки
Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях.
Информация становится ясной и понятной , если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Иначе она будет бесполезной.
Информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями, называется управленческой.
Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания.
Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей.
Она включает сведения о составе трудовых, материальных, денежных ресурсов, состоянии объектов управления на определенный момент времени и служит для управления социально-экономическими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.
Экономическую информацию можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях отраслевого и регионального управления народным хозяйством.
Для экономической информации характерны:
большие объемы;
многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т. д.);
многообразие ее источников и потребителей;
значительный удельный вес логических операций при ее обработке (сортировка, группировка, выборка, поиск и др.).
2. Под системой понимают совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.
Для системы характерны следующие основные свойства:
- сложность;
- делимость;
- целостность;
- многообразие элементов и различие их природы;
- структурированность.
- Сложность системы зависит от множества входящих в нее компонентов и сложности внутренних и внешних связей между ними.
- Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.
- Целостность системы означает, что функционирование всех элементов подчинено единой цели.
- Многообразие элементов системы и различие их природы означает, что в одной системе могут быть, например, сырье, топливо, запасные части, трудовые и денежные ресурсы.
- Структурированность системы определяет наличие связей между элементами внутри системы, распределение элементов по уровням иерархии.
Систему, которая реализует функции управления, называют системой управления .
В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении или не достижении заданной цели.
3. Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков информации, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработки управленческих решений.
Информационная система (ИС) является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации.
Классификация информационных систем.
1) По уровню в системе государственного управления выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые ИС.
Отраслевые ИС функционируют в сферах промышленности и агропромышленного комплекса, в строительстве, на транспорте, в здравоохранении и других отраслях производственной и непроизводственной сфер. Эти системы направлены на обслуживание аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные информационные системы предназначены для управления административно-территориальными районами.
Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управления в регионе, выдачу оперативных сведений местным государственным органам.
Межотраслевые ИС являются специализированными системами органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.).
В зависимости от сферы функционирования объекта управления различают следующие ИС:
- ИС промышленности;
- ИС сельского хозяйства;
- ИС транспорта;
- ИС связи;
- ИС торговли и др.
3) В зависимости от вида процессов управления различают:
- ИС управления технологическими процессами;
- ИС организационного (административного) управления;
- ИС управления организационно-технологическими процессами.
ИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
ИС организационного управления осуществляют руководство большими коллективами людей, выполняющих работу по учету, анализу, планированию на производстве. Примерами являются: банковские ИС, ИС фондового рынка, финансовые ИС, ИС налоговых органов, ИС управления предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские ИС), ИС таможенной службы и другие.
ИС управления организационно-технологическими процессами – это сложные системы, которые сочетают выполнение функций управления технологическими процессами и управления предприятия.
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
- Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.
- Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями.
В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач.
О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными .
Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида
- создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;
- разрабатывающие возможные альтернативы решения . Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
- Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.
Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.