ВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
1 вариант
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика типов общества
ТИПЫ ОБЩЕСТВА | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Аграрное общество | Основным фактором производства является земля, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивные технологии |
… общество | Основным фактором производства является информация, в экономике преобладает сфера услуг, активно используются ресурсосберегающие технологии |
Ответ: ___________________________.
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Мировоззрение, деятельность, ценности, потребность, личность.
Ответ: ___________________________.
3.Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.
1) право устанавливать и собирать налоги; 2) установление и реализация принципа разделения властей; 3) взаимная ответственность общества и государства; 4) суверенитет; 5) исключительное право издавать общеобязательные юридические нормы; 6) наличие определённой территории.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4.Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой
детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически
обусловлена.
2) К социальным качествам человека относится стремление к профессиональному успеху.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении
5) Индивид – единичный представитель человечества
Ответ: ___________________________.
5.Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца
| ПРИЗНАКИ | | ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ |
А) | Рациональная обоснованность | | Наука |
Б) | Неразрывно связана с переживаниями человека | | Религия |
В) | В основе лежит вера в сверхъестественное | | |
Г) | Системность знания | | |
Д) | Универсальность знания | | |
6.После окончания школы Виталий планирует поступить в архитектурный институт. Он занимается в художественной студии, участвует в различных архитектурных выставках. Много внимания Виталий уделяет черчению и рисованию. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения цели. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)получение профессии архитектора
2)участие в архитектурных выставках
3)учёба в институте
4)занятия черчением и рисованием
5)поступление в институт
6)занятия в художественной студии
Ответ: ___________________________.
7.Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят процент
банку за кредит, плату за охрану помещения.
2)Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.
3)Себестоимостью продукции называют сумму постоянных издержек.
4)К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы на бизнес.
5) Издержки – это денежная оценка затрат всех ресурсов, задействованных в производстве.
Ответ: ___________________________.
8.Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) | директивное ценообразование | | командная (плановая) |
Б) | свобода предпринимательства | | рыночная |
В) | существование разнообразных форм собственности | | |
Г) | преобладание государственной собственности | | |
Д) | Экономические решения принимаются производителями и потребителями самостоятельно | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9.Выберите верные суждения о расходной части государственного бюджета и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средства расходной части государственного бюджета тратятся на уплату налогов.
2) К расходам государственного бюджета относятся средства на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам.
3) Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие общества.
4) Расходы государственного бюджета не могут быть больше его доходов.
5) К расходам государственного бюджета относятся средства на обслуживание и погашение государственных долговых обязательств
10.На графике отражена ситуация на рынке изделий из текстиля (постельного белья, махровых полотенец и др.): линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)расширение гостиничного бизнеса
2) появление новых видов искусственных тканей
3) увеличение числа производителей домашнего текстиля
4) рост налогов с производителей текстильной продукции
5) рост доходов потребителей текстильных изделий
11.Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной
мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную)
мобильность.
2)Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3)Один из критериев дифференциации социальных групп – уровень
доходов.
4)Личные качества человека выступают критерием социальной
стратификации современного общества.
5)Одним из критериев социальной стратификации общества выступает
объём власти.
Ответ: ___________________________.
1
2. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.
2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – создать семью.
3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.
4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.
5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.
13.Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К внешним функциям государства относится определение общего
направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
2)Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
3)Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
4)Государство любого типа обладает монопольным правом
на правотворческую деятельность и налогообложение физических и юридических лиц.
5)Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.
Ответ: ___________________________.
14.Установите соответствие между полномочиями и субъектами
государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПОЛНОМОЧИЯ | | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) | Осуществляет руководство внешней политикой РФ | | Президент РФ |
Б) | обеспечение исполнения федерального бюджета | | Государственная Дума |
В) | Принятие федеральных законов | 3) | Правительство РФ |
Г) | осуществление помилования | | |
Д) | управление федеральной собственностью | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
16. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам)гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)уплата законно установленных налогов и сборов
2)проведение шествий, пикетирование
3)участие в управлении делами государства через своих представителей
4)защита Отечества
5)обращение в государственные органы
Ответ: ___________________________.
17.Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
2)Законный режим имущества супругов устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом РФ
3)Препятствием к вступлению в брак является отсутствие у хотя бы одного из будущих супругов гражданства РФ
4) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
5)Семейное право регулирует вопросы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей.
Ответ: ___________________________.
18. Установите соответствие между санкциями и видами юридической ответственности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
САНКЦИИ | | ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
А) лишение специального права Б) компенсация морального вреда В) выговор Г) увольнение Д) выдворение за пределы РФ иностранца или лица без гражданства Е) взыскание неустойки | | 1) дисциплинарная 2) гражданско-правовая 3)административная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Гражданину РФ Ивану 12 лет. Найдите в приведенном ниже списке действия, соответствующие его правовому статусу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) заключать трудовой договор с согласия родителей
2)распоряжаться предоставленными родителями средствами
3)вносить вклады в кредитные учреждения
4)быть заслушанными в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
5)зарегистрировать на свое имя юридическое лицо
6)совершать мелкие бытовые сделки
Ответ: ___________________________.
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий
природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1)деятельность
2)интеллектуальные
3)обязанность
4)повседневные
5)ответственность
6)социализация
7)личность
8)стремление
9)общение
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты
и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-
ресурсов социологических служб;
– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни
и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги,
просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)
Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Л. А. Сенека)
Человеческое общество… похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает.
П. А. Сорокин
Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
Артур Шопенгауэр
ВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
2 вариант
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
СФЕРЫ | УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) |
Экономическая | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
... | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Этнос; профессиональная группа; малая группа; большая группа; социальная группа.
Ответ: ___________________________.
3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рынок».
1) предложение; 2) директивное планирование; 3)предпринимательство; 4) равновесная цена; 5) потребитель; 6) государственное ценообразование.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4.Найдите в приведённом ниже списке черты общества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранение общинного уклада и традиционных ценностей
2) рост городского населения
3)развитие массового производства
4) господство церкви и армии в политической сфере общества
5) Формирование правового государства в политической сфере
6) господство сельского натурального хозяйства
Ответ: ___________________________.
5.Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПОТРЕБНОСТИ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) | В утолении голода | | Биологические |
Б) | В признании и уважении окружающими | | Социальные |
В) | В труде | | |
Г) | В воспроизводстве рода | | |
Д) | В общении | | |
Запишите в ответ цифры, рас по ло жив их в порядке, с ответствующем буквам:
6.Ольге 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ольга успешный музыкант
2) У Ольги голубые глаза
3)Ольга - волонтер
4)У Ольги высокий рост
5)Ольга увлекается горнолыжным спортом
6)Ольга свободно владеет немецким языком
Ответ: ___________________________.
7.Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса
и предложения.
3) Экономические решения принимаются преимущественно на основе
хозяйственного опыта предков.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями
и имуществом для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности.
8.Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
А) | оклады администрации | | переменные |
Б) | приобретение сырья | | постоянные |
В) | проценты по кредитам | | |
Г) | сдельная оплата труда наёмных работников | | |
Д) | арендная плата за помещение | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9.Аркадий Петрович, военный пенсионер, работает в частном охранном
предприятии. Одну часть своих сбережений он разместил на банковском депозите, другую потратил на оформление договора страхования имущества. Аркадий Петрович также взял кредит и купил земельный участок. Что из перечисленного относится к доходам Аркадия Петровича? Запишите цифры, под которыми указаны доходы.
1)заработная плата
2)проценты по вкладу
3)пенсия
4)налог на доходы физических лиц
5)проценты по кредиту
6)страховые взносы
Ответ: ___________________________.
1
0. На рисунке отражено изменение предложения риса на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение SI). (P — цена товара, Q — количество товара.)Это перемещение может быть связано в первую очередь со следующими изменениями
1) увеличением доходов потребителей
2) увеличением таможенных пошлин на импорт риса
3) неурожай риса из аномально жаркого лета
4) уменьшением цен на энергоносители
5) предоставлением льготных кредитов продавцам риса
11.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения,
происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на
социальные слои путём объединения различных социальных позиций
с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан
с социальной привлекательностью, уважительным отношением
в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.
Ответ: ___________________________.
1
2.Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.
13.Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1)Государство обладает монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения.
2)Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
К внешним функциям государства относится определение общего
направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
4)Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.
5)Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
14.Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПОЛНОМОЧИЯ | | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) | осуществляет исполнительную власть | | Конституционный суд |
Б) | разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектами РФ | | Государственная Дума |
В) | Объявление амнистии | 3) | Правительство РФ |
Г) | Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой политики | | |
Д) | Принятие федеральных законов | | |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
16.Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям
гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) защита Отечества
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
Ответ: ___________________________.
17.Выберите верные суждения о гражданском праве. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) Гражданское право включает в себя систему правовых норм,
определяющих преступность и наказуемость деяний.
2)В основе взаимоотношений правоотношений лежит равенство сторон
3)Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные
неимущественные отношения.
4) Субъектами гражданских правоотношений могут являться как физические так и юридические лица
5)К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским
кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.
Ответ: ___________________________.
18.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВООТНОШЕНИЯ | | ОТРАСЛИ ПРАВА |
A) заключена сделка Б) приняты поправки в федеральный закон B) подписан коллективный договор Г) гражданин вступил в права наследника Д) президент подписал указ о помиловании | | 1) гражданское право 2) государственное право 3) трудовое право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19.Виктору 11 лет, Анатолию 14 лет. Найдите в приведённом списке общие позиции, характеризующие правовой статус обоих подростков в РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав
2) быть заслушанным в суде при разводе родителей по вопросу о том, с кем из родителей он хотел бы остаться после развода
3) наследовать имущество
4) совершать мелкие бытовые сделки
5) быть членом кооператива
6) работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей
не более четырёх часов в день при условии лёгких условий труда
Ответ: ___________________________.
20.Прочитатйте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
«Социальная роль – это _________(А), ожидаемое от того, кто имеет определённый социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду _________(Б), а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, пожилого человека, мужчины, женщины автоматически определяются _________(В) и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например: роль студента, научного сотрудника, профессора. Это практически все роли, связанные с _________(Г) и любыми достижениями человека.
Влияние социальной роли на развитие _________(Д) достаточно велико.
Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс
_________(Е) личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1)поведение
2)норма
3)страта
4)народ
5)общество
6)социализация
7)возраст
8)личность
9)профессия
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты
и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-
ресурсов социологических служб;
– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни
и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги,
просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)
Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Л. А. Сенека)
Человеческое общество… похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает.
П. А. Сорокин
Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
Артур Шопенгауэр