СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вводный урок литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Вводный урок литературы»

Русская литература 20 века: основные закономерности и тенденции Лекция в 11 классе по литературе

Русская литература 20 века: основные закономерности и тенденции

Лекция в 11 классе по литературе

На рубеже веков, или русский Ренессанс…

На рубеже веков,

или

русский Ренессанс…

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!..  А. Блок

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..

А. Блок

 «Мода идет на войну!..» Общественная и социальная жизнь на рубеже веков

«Мода идет на войну!..»

Общественная и социальная жизнь на рубеже веков

 Важнейшие исторические события начала 20 века 1904-1905- русско-японская война 1905 – первая русская революция 1914-1918- первая мировая война 1917– Февральская, Октябрьская революция 1918-1922– гражданская война 30- е годы – коллективизация, 30-40-е годы - репрессии

Важнейшие исторические события начала 20 века

  • 1904-1905- русско-японская война
  • 1905 – первая русская революция
  • 1914-1918- первая мировая война
  • 1917– Февральская, Октябрьская революция
  • 1918-1922– гражданская война
  • 30- е годы – коллективизация,
  • 30-40-е годы - репрессии
 Внутриполитическая обстановка в начале 20 века монархисты  сторонники буржуазных  реформ большевики

Внутриполитическая обстановка в начале 20 века

монархисты

сторонники

буржуазных

реформ

большевики

«Художники и поэты… должны стать жрецами и пророками…»  В. Соловьев

«Художники и поэты… должны стать жрецами и пророками…»

В. Соловьев

Развитие искусства  в начале 20 века Живопись И. Репин М. Нестеров М. Врубель В. Серов Н. Рерих Б. Кустодиев Театр Ф. Шаляпин М. Чехов М. Ермолова В. Комиссаржевская Л. Собинов А. Павлова

Развитие искусства в начале 20 века

Живопись

И. Репин

М. Нестеров

М. Врубель

В. Серов

Н. Рерих

Б. Кустодиев

Театр

Ф. Шаляпин

М. Чехов

М. Ермолова

В. Комиссаржевская

Л. Собинов

А. Павлова

Сохранение традиций классической литературы Л. Н. Толстой А. П. Чехов И. А. Бунин А. И. Куприн В. Г. Короленко Л. Андреев  В. Вересаев М. Горький и А.П. Чехов в Ялте. 1902 год «Молодые реалисты»

Сохранение традиций классической литературы

Л. Н. Толстой

А. П. Чехов

И. А. Бунин

А. И. Куприн

В. Г. Короленко

Л. Андреев

В. Вересаев

М. Горький и А.П. Чехов

в Ялте. 1902 год

«Молодые реалисты»

Пролетарская литература М. Горький А. Серафимович Д. Бедный В. Иванов Ф. Гладков П. Орешин… Члены Российской ассоциации  пролетарских писателей 

Пролетарская литература

М. Горький

А. Серафимович

Д. Бедный

В. Иванов

Ф. Гладков

П. Орешин…

Члены Российской ассоциации

пролетарских писателей 

 Развитие литературы и искусства в начале 20 века Чего только не проделывали мы с нашей литературой за последние годы, чему только не подражали мы, чего только не имитировали, каких стилей и эпох не брали, каким богам не поклонялись! Буквально каждая зима приносила нам нового кумира.  И. А. Бунин

Развитие литературы и искусства в начале 20 века

Чего только не проделывали мы с нашей литературой за последние годы, чему только не подражали мы, чего только не имитировали, каких стилей и эпох не брали, каким богам не поклонялись! Буквально каждая зима приносила нам нового кумира.

И. А. Бунин

Уникальность литературного процесса 20 века 3 ветви русской литературы 20 века советская эмигрантская «задержанная» Маяковский Мережковский Булгаков Горький Гиппиус Ахматова «Реквием» Фадеев Бунин Солженицын Фурманов Серафимович

Уникальность литературного процесса 20 века

3 ветви русской литературы 20 века

советская

эмигрантская

«задержанная»

Маяковский

Мережковский

Булгаков

Горький

Гиппиус

Ахматова «Реквием»

Фадеев

Бунин

Солженицын

Фурманов

Серафимович

Первые фигуры 20 века М. Горький Л. Андреев И. Бунин

Первые фигуры 20 века

М. Горький

Л. Андреев

И. Бунин

Поэзия «Серебряный век» русской поэзии Пролетарская поэзия Конец 19-начало 20 века После 1917 года А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, Ходасевич, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак

Поэзия

«Серебряный век» русской поэзии

Пролетарская поэзия

Конец 19-начало 20 века

После 1917 года

А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, Ходасевич, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак

Трагичность русской литературы  20 века Разруха первых революционных лет истребила почти полностью художественную прозу Цензура начинает «задерживать» произведения, многие писатели пишут «в стол» «Серебряный век» нёс в самом себе опасность самоуничтожения, время эпидемии самоубийств (Есенин, Маяковский, Цветаева, Фадеев) Репрессии (Гумилёв, Мандельштам, Бабель)

Трагичность русской литературы 20 века

  • Разруха первых революционных лет истребила почти полностью художественную прозу
  • Цензура начинает «задерживать» произведения, многие писатели пишут «в стол»
  • «Серебряный век» нёс в самом себе опасность самоуничтожения, время эпидемии самоубийств (Есенин, Маяковский, Цветаева, Фадеев)
  • Репрессии (Гумилёв, Мандельштам, Бабель)
«Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её, - и вовсе не только в административном, а ещё в каком-то более глубоком смысле».

«Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её, - и вовсе не только в административном, а ещё в каком-то более глубоком смысле».

Вопрос об основоположнике советской литературы

Вопрос об основоположнике советской литературы

У истоков советской литературы

У истоков советской литературы

Культурное самообеднение России Добровольно покидают страну: Высылается из страны интеллигенция В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» А. Блок В 1922 г. выходит 5-я и последняя книга А. Ахматовой Расстрелян 35-летний Н. Гумилёв

Культурное самообеднение России

Добровольно покидают страну:

Высылается из страны интеллигенция

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха»

А. Блок

В 1922 г. выходит 5-я и последняя книга А. Ахматовой

Расстрелян 35-летний

Н. Гумилёв

Культурное самообеднение России «августовский культурный погром» 1922г. стал сигналом у началу массовых гонений Закрываются журналы «Дом искусств», «Записки мечтателей» 1958 г. – расправа над автором «Доктора Живаго» 1960 г. – арест романа Гроссмана «Жизнь и судьба»

Культурное самообеднение России

«августовский культурный погром» 1922г. стал сигналом у началу массовых гонений

Закрываются журналы «Дом искусств», «Записки мечтателей»

1958 г. – расправа над автором «Доктора Живаго»

1960 г. – арест романа Гроссмана «Жизнь и судьба»

Эмигрантская литература Б. Зайцев писал: «Именно эмиграция помогла нам понять Родину, обрести чувство России» Эмиграция нуждалась в литературе, которая хранила бы основы национальной культуры Она сохраняла для них и их детей русский язык

Эмигрантская литература

Б. Зайцев писал: «Именно эмиграция помогла нам понять Родину, обрести чувство России»

  • Эмиграция нуждалась в литературе, которая хранила бы основы национальной культуры
  • Она сохраняла для них и их детей русский язык
«Задержанная» литература Илья Эренбург удивлялся: «Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего всё, что ему поручали?» Полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов 20 века

«Задержанная» литература

Илья Эренбург удивлялся: «Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего всё, что ему поручали?»

Полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов 20 века

Основные содержательные художественные принципы Творческие методы, литературные направления, школы, группы

Основные содержательные художественные принципы

Творческие методы, литературные направления, школы, группы

Методы реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм

Методы

реализм

модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

имажинизм

Темы произведений «Вечные» темы любви дружбы Родины назначение человека Тема деревни (безземелье нищета рост революционных настроений) Темы «дворянских гнёзд» уходящих в прошлое Темы развития и заката русской буржуазии Тема добра и зла сострадания и бесчеловечности

Темы произведений

  • «Вечные» темы любви дружбы Родины назначение человека
  • Тема деревни (безземелье нищета рост революционных настроений)
  • Темы «дворянских гнёзд» уходящих в прошлое
  • Темы развития и заката русской буржуазии
  • Тема добра и зла сострадания и бесчеловечности
В 1932 г. получил официальное обозначение «основной метод» советской литературы – «социалистический реализм»

В 1932 г. получил официальное обозначение «основной метод» советской литературы – «социалистический реализм»

Развитие жанров в 20 веке «Серебряный век» породил интереснейший модернистский роман, но поэзия возвращает себе первенство Драматургия не имела своего классика в 20 веке, который работал бы только в одном роде, как Островский

Развитие жанров в 20 веке

  • «Серебряный век» породил интереснейший модернистский роман, но поэзия возвращает себе первенство
  • Драматургия не имела своего классика в 20 веке, который работал бы только в одном роде, как Островский
Домашнее задание: Выучить лекцию Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Составить таблицу или конспект по материалам учебника о биографии И. А. Бунина

Домашнее задание:

  • Выучить лекцию
  • Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Составить таблицу или конспект по материалам учебника о биографии И. А. Бунина