СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выбор форм, методов, приёмов и средств обучения в зависимости от целеполагания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "ВЫБОР ФОРМ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ"

Просмотр содержимого документа
«Выбор форм, методов, приёмов и средств обучения в зависимости от целеполагания.»

ВЫБОР ФОРМ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 44№» г. Курск

Красненкова Н.А.

Уважаемые коллеги!

Сегодня хотелось бы поговорить о нас, о наших детях, об истории и литературе, о воспитании и духовных ценностях, так называемых духовных скрепах, которые должны соединять наше общество.

Обращаясь с посланием к Федеральному собранию, президент Российской федерации В.В. Путин говорил о дефиците духовных скреп: «Российское общество было крепким и сильным во времена, когда имело духовные скрепы. А это такие понятия как милосердие, сострадание, сочувствие. 20 лет назад были утрачены нравственные ориентиры в нашем обществе. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями нравственных традиционных ценностей. Одним законом нравственность не установить. Мы должны укреплять духовно- нравственную основу общества через воспитание духовности и морали. Именно поэтому особое значение приобретают вопросы общего образования, культуры молодого поколения - это не набор услуг, а пространство для формирования гармонично развитого человека, ответственного гражданина России. У школы появились сильные конкуренты: Интернет, электронные СМИ. Школа должна успевать за развитием общества и даже идти вперёд. Обновить качество образования, сохранить наши традиции, качество преподавания, в том числе гуманитарных наук. Именно они формируют личность. От того , встретит ли ученик талантливого, увлечённого своим делом учителя , а не простого дидактика, который старательно может уложиться в регламент одного урока, во многом зависит формирование личности ребёнка. судьба человека. Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры надо собирать по крупицам, беречь и поддерживать. Школа – это не просто набор знаний.

Качественное образование невозможно без воспитания. Надо опираться на богатство Российской культуры, а Россия всегда оказывала влияние на развитие мировой цивилизации».

Что же это такое духовные скрепы? Это то, что делает нас сильнее, придаёт нам новое качество и возможности. Вот эта основа :

  1. семейные ценности

  2. русский язык

  3. любовь к родине

  4. милосердие и сострадание

  5. историческая память

  6. правда и целомудрие

  7. русское православие и вера

Это подтверждают и базовые особенности федерального государственного стандарта образования:

  1. Воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого. инициативного, компетентного гражданина.

  2. Новые технологии (широкое внедрение ИКТ во всех сферах жизни)

  3. Новые образовательные запросы семьи, общества, государства

  4. Подходит к концу 2017 год, год литературы. Именно литература и русский язык помогают формировать нравственную основу в подрастающем поколении

И вот новые федеральные стандарты образования открывают нам новые возможности для реализации поставленных целей и задач

А история и литература , как известно, тесно связаны между собой

Ещё в студенческие годы я задавала себе вопрос: каким образом происходило воспитание молодого поколения в Царскосельском лицее, особенно в его первом выпуске, ведь известно, что именно этот выпуск дал России и миру целую плеяду замечательных выпускников? Вела переписку с администрацией лицея, изучала архивные документы, впоследствии возила детей на экскурсии в Царское село. Просто в лицее сложилась целая система воспитания, так называемая лицейская республика. Здесь ярко просматривалось соучастие, сотворчество лицеистов и преподавателей. А те времена не было никаких стандартов образования. Как же, какими способами «воспитали пламень и зажгли чистую лампаду» в сердцах лицеистов преподаватели лицея?

Если коснуться истории, а как же без этого, мы вспомним, что лицеем или ликеем называлась роща при храме Апполона в Древней Греции. Аристотель обучал там своих учеников .В непринуждённых беседах поднимались философские проблемы, искали истину в сложных вопросах. Это тоже было соучастием, сотворчеством.

И вот уже Александр Первый в начале 19 века в садах своей летней резиденции в Царском селе создаёт наподобие античного свой лицей. Для того времени в этом учебном заведении установились необычные демократические нормы воспитания и обучения. Со своими преподавателями ученики проводили вечера с чаепитиями, творческие поэтические концерты, уроки- диспуты на литературные темы. Это была атмосфера свободного взаимного общения, душевной открытости.

Это было настоящее лицейское братство.

И неслучайно первый лицейский выпуск дал России таких замечательных сынов Отечества как Пушкин и Кюхельбекер, Пущин и Дельвиг, блестящего дипломата Александра Горчакова, Модеста Корфа. А сколько вышло декабристов: Вальховский, Корнилов, Бакунин. Сильвестр Броглио, погибший за свободу Греции, поэт и литератор Дельвиг, Система воспитания и образования способствовала созреванию лицеистов, развивала критическое и самостоятельное мышление, а преподаватели были дюдьми передовых взглядов и убеждений.

И вот век 21…Что изменилось? Эпоха, цели остались те же: обучая, мы должны воспитывать нравственную личность, патриота своей страны.

А если нет охоты учиться и обучение бессмысленно и мучительно? Убеждена. что только увлечение создаёт духовные силы, развивает способности. Должны быть созданы условия для проявления познавательной активности обучающихся, самореализации при решении поставленных на уроке задач, творческая переработка знаний и умений. Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла способствует проблемное и программное обучение, обобщение в процессе изучение материала, новые подходы к использованию наглядности и моделированию, исследовательская деятельность в различных формах. На уроках русского языка и литературы учителя не только дают основной программный материал, но на них лежит ещё и гражданская ответственность- воспитать личность. Если после урока не осталось вопросов для обсуждения, нет желания поспорить-значит дети остались равнодушными к тому, что происходило на уроке. Нам надо уметь видеть достоинства детей, коль бы малы они не были, вовремя поддержать ученика. Сейчас принято выявлять одарённых детей, но также важно относиться к обычному ученику как к одарённому. Авторитет учителя , его разносторонние способности- залог успеха обучающихся. А кроме этого:

  1. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, сочетание репродуктивных и творческих методов .На уроке не должно быть рутинности.

  2. Предвкушение необычности, способность привлечь элементы романтичности играют важную роль на уроке.

  3. Домашнее задание должно быть творческим, красивым, интересным, разноуровневым, учитывающим способности детей .

Доктор филологических наук Маранцман утверждал: «Идея гуманизации образования побуждает считаться в обучении с потребностями ребёнка ,возрастными, индивидуальными особенностями ученика, своеобразием мировоззрениия и деятельности в каждый период развития».

Предлагаю вам посмотреть фрагмент своебразного домашнего задания к юбилею Сергея Есенина в виде репортажа в 9 в классе. Этот класс считается трудным и по успеваемости и по дисциплине, но какие творческие ребята! Им нравиться такой вид задания , здесь представлен большой объём творческого материала полностью на самостоятельной основе. Основную работу выполняли так называемые слабые, проблемные дети

Для активизации познавательной деятельности на уроке важное место занимают простые и доступные детям для понимания вопросы и задания учителя –они побуждают учеников к активной умственной работе. Дети должны уметь отбирать и обобщать факты. Важна работа в парах, так называемые вопросы для товарища, общее обсуждение.

Одно из важных составляющих повышения качества образования- идея проблемного обучения. Система знаний поискового характера способствует более осознанному усвоению знаний, формированию навыков, языковому развитию, самостоятельности в овладении знаниями.

Итак, основная цель- обучая, развивать, воспитывать. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать устойчивость ребёнка к неблагоприятному влиянию среды.

Изучение литературы даёт возможность приобщиться к духовной культуре человечества. Это требует не только работы разума, но и души.. Неслучайно философ Ильин говорил: «Изучать литературу-значит воспитывать ею».Новые стандарты образования большое внимание уделяют интегрированным урокам. А это значит, что они должны проводится и в музеях,и в выставочных залах, картинных галереях, причём на бесплатной основе. В Москве это уже практикуется. А что же у нас?

Много лет подддерживаю связи с краеведческим, литературным музеями .На постоянной основе проводим литературные гостиные, встречи с писателями и поэтами, в том числе и в гимназии, выездные экскурсии по литературным местам России, театрализованные представления. Игровые формы и методы работы активного обучения приносят детям удовлетворение от процесса познания, так как это реализация модельного метода обучения, который и обеспечивает достижение высших образовательных целей, а для достижения этих целей использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, чтобы раскрыть личный опыт обучающихся:

создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика;

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ;

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ.

Соучастие, сотрудничество, учителя и ученика позволяют добиться высоких результатов и эволюции педагогической системы в целом. И будет у нас большое количество талантливых детей, и пусть этот поток будет нескончаем.

Письмо из Москвы. Ученик 11в класса Шведюк Владимир номинирован на национальную литературную премию «Поэт года 2015». Писать стихи начал с 10 класса. Церемония награждения состоится ко Всемирному дню поэзии 21 марта 2016 года под эгидой ЮНЕСКО И Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Вручение состоится в Москве.