СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборы в демократическом государстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:   

  1. Способствовать воспитанию правовой культуры и становлению активной гражданской позиции.
  2. Познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ.
  3. Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса.
  4. Подвести учащихся к пониманию, что демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к  оппоненту и способности к сотрудничеству.
  5. Способствовать формированию навыков осознанного политического и гражданского выбора.
  6. Развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Просмотр содержимого документа
«Выборы в демократическом государстве»

Урок по обществознанию в 11 классе «Выборы в демократическом государстве»


Цели:

  1. Способствовать воспитанию правовой культуры и становлению активной гражданской позиции.

  2. Познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ.

  3. Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса.

  4. Подвести учащихся к пониманию, что демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству.

  5. Способствовать формированию навыков осознанного политического и гражданского выбора.

  6. Развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.


План урока.

  1. Мотивационный блок.

    1. чтение документа;

    2. определение круга проблем, которые будут рассматриваться на уроке;

    3. формулирование темы урока.

  2. Изучение нового материала.

    1. актуализация знаний о принципах демократических выборов;

    2. этапы проведения выборов;

    3. типы избирательных систем;

    4. дискуссия по вопросу «Надо ли участвовать в выборах?».

  3. Рефлексия.

Ход урока.


1.Мотивационный блок.


Рабочий лист 1.

Борьба кандидатов за признание избирателей служит политиче­скому пробуждению и персонализации народной массы. Выбор депута­та есть одновременно и выбор голосующим себя самого, то есть собст­венного, коренного и устойчивого интереса.

Лишь учитывая это, можно понять, почему во Франции 1788-1789г.г. идея народного представительства стала первоистоком еще неви­данного политико-юридического энтузиазма… Обсуждение кандидатур и составление депу­татских наказов ввергло нацию в состояние хронического недосыпа­ния. Перепоручение своей воли другому вовсе не воспринималось как ее отчуждение; никого не тревожило, что депутат, «призванный к участию в политических делах, приобретает известную долю власти и тем самым становится выше своих избирателей». Напротив, каждый видел в этом возвышении залог политической значимости своего пове­ренного и ожидал удовлетворения собственных граждански-политических притязаний прежде всего от объема тех правомочий, которые народные представители будут иметь в отношении монарха и прави­тельства. Сам избиратель уже не лилипут, если его делегат встанет перед королем в рост Гулливера. Выдвижение достойных, «нобилей нации», в Генеральные штаты переживалось как акция, благодаря которой любой, даже самый маленький человек, поскольку он все-таки имеет волю и самостоятельное суждение, наконец-то получает воз­можность воздействовать на страну, на человечество, на самое всемир­ную историю.

…Не прошло и года с момента созыва Генеральных штатов, как революция заставила вспомнить тревожные предупреждения Руссо о возможности отчуждения, заключенной в любом представительстве. В конце 1789 года Национальное собрание отменило все «связующие инструкции» (наказы) и право отозвания депутатов избирателями. Депутатский корпус отторг себя от уполномочившей его нации. Началось правление «именем народа, ради народа, но без народа», получив­шее завершение в системе якобинского террора. Это был самый горький и самый поучительный урок, который теория представительного прав­ления получила в школе истории.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.,1991.С. 128.


Вопросы: 1) Какие проблемы и вопросы затрагивает автор в прочитанном вами отрывке? (примерные ответы: - депутат – представитель избирателя в системе власти; - выборы – способ воздействовать на ход истории; - когда власть может осуществляться «именем народа, ради народа, но без народа»).

2) Какие вопросы нам необходимо обсудить, чтобы понять, какой должна быть представительная власть? (примерные ответы: - Как выбрать своего кандидата? – Надо ли вообще участвовать в выборах? - Каким принципиальным требованиям должны отвечать выборы в современном обществе?)

3) Как мы можем определить тему урока, на котором нам предстоит поиск ответов на все эти вопросы? (В ходе обсуждения учащиеся формулируют тему урока, например «Выборы в демократическом государстве» ).


2. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: хотя активность граждан на выборах в России растет, не все хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

В 9 классе вы уже знакомились с принципами демократических выборов. Рабочий лист №2 поможет вам вспомнить их:


Рабочий лист №2.

Принципы демократических выборов:

    1. Всеобщность выборов.

    2. Принцип равенства.

    3. Прямое избирательное право.

    4. Тайное голосование.

    5. Альтернативность выборов.


Вопрос: как вы понимаете каждый из этих принципов? (примерные ответы:

              1. По Конституции РФ в выборах могут участвовать граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.

              2. Каждый избиратель имеет один голос.

              3. Каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.

              4. Избиратель имеет право не разглашать информацию о том, за кого из кандидатов он голосует. Это защищает его от давления.

              5. Принцип альтернативности выборов дает возможность сделать выбор из нескольких кандидатов)


Учитель: вспомните, какие законы нашей страны регламентируют наше участие в выборах.

(примерные ответы:

- Конституция Российской Федерации.

- Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

- Закон «О выборах Президента Российской Федерации»



Учитель: вы не раз были свидетелями подготовки к выборам. Вспомните, из каких стадий складывается этот процесс.

в ходе обсуждения в тетрадях делается запись:


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

1.       Объявление выборов, образование избирательных округов и участков, создание избирательных комиссий, составление списков избирателей.

2.       Выдвижение и регистрация кандидатов.

3.       Предвыборная агитация. (Агитация прекращается за день до выборов. Информацию о выборах и кандидатах на своем участке предоставляет избирательная комиссия).

4.       Голосование и подведение итогов.


Опираясь на материал учебника, учащиеся рассматривают характерные черты двух главных избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной. Учитель обращает внимание изменения избирательного законодательства, внесенные в 2007 году: выборы в парламент осуществляются только на основе пропорциональной системы и партиям необходимо преодолеть 7-процентный барьер.


Дискуссионный этап урока: «Надо ли участвовать в выборах?».

На столах учащихся лежит памятка «правила ведения дискуссии». Учитель предлагает им вспомнить эти правила.


Правила ведения дискуссии:

  • Выступать можно только с разрешения ведущего.

  • В дискуссии должны участвовать все;

  • Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.

  • Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу.

  • Проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точ­ку зрения, возможно, и отличную от вашей.

  • Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.

  • Аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения.

  • Чётко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы.

Класс делится на 2 группы. Для этого им предлагается выбрать один из пазлов. На его обороте – фрагмент слова. Из них учащиеся собирают карточки со словами «Да» и «Нет». Те, чьи пазлы составили слово «Да», будут приводить аргументы в пользу участия в выборах, вторая группа станет их оппонентами. В течение 4 – 5 минут группы обсуждают и формулируют свои выступления.


Выступление ученика, который отстаивает позицию “против” осуществления активного избирательного права:

  • Итоги выборов могут быть фальсифицированы, об этом постоянно твердят СМИ.

  • На выборах побеждает тот, кто поддерживается наиболее влиятельными бизнес – кругами, ведь у таких кандидатов больше возможности «задобрить» электорат.

  • Трудно сделать осознанный выбор, так как кандидаты чаще всего в ходе предвыборной агитации представляют не реальные программы, а набор популистских деклараций, выполнять которые вовсе не собираются.

  • Мнение одного человека ничего не решает.

  • Выборы сопровождаются политическими спорами, напряженностью. Это дестабилизирует обстановку в стране, мешает нормальному ходу событий.

  • Политики используют приобретенное в ходе выборов положение для собственного обогащения и удовлетворения личных амбиций. Отношения власти и народа складываются по принципу «Они делают вид, что у нас демократия, а мы делаем вид, что законопослушны».

Выступающий делает вывод о том, на выборы можно ходить, а можно не ходить, потому что на жизнь простого народа они не оказывают существенного влияния.


Выступление оппонента выражает прямо противоположную точку зрения: избирателям обязательно нужно идти на выборы.

  • Идти на выборы необходимо, ведь чем активнее народ участвует в них, тем меньше у недобросовестных политиков возможностей фальсифицировать результаты голосования.

  • Нужно не просто участвовать в голосовании, но делать это сознательно. Тогда человек не променяет свои принципы и свое будущее на дешевые подачки политиканов, рвущихся к власти.

  • Определяться с выбором в последние дни предвыборной кампании действительно поздно. Однако любой политик, любая партия проявляют себя не только в борьбе за власть, но и в период между выборами. Именно в это время их деятельность наиболее полно отражает их политическую платформу.

  • Порой складываются ситуации, когда перевес в несколько голосов может обеспечить победу той или иной политической силе.

  • Если под «нормальным ходом событий» понимается политический застой, нарушить его даже полезно. А насколько конструктивными будут происходящие в результате этого изменения, зависит во многом от правовой и политической культуры народа. Ее же невозможно сформировать без практики активного участия в политической жизни.

  • Стоит задуматься, не является ли привычка ругать политиков способом переложить на них ответственность за свои неудачи. Часто люди не хотят признать того, что в стране происходят позитивные изменения просто потому, что сами не смогли этими переменами воспользоваться.

Таким образом, отказ от участия в выборах – это проявление гражданской незрелости, нежелания брать на себя ответственность не только за судьбу страны, но и за собственное будущее.


Учитель предлагает всем участникам дискуссии ответить на вопросы:

- Чьи доводы показались Вам более убедительными?

- Каково Ваше личное мнение о том, надо ли участвовать в выборах?

(Большинство участников выразили мнение, что на выборы нужно ходить, так как это одно из проявлений политической культуры гражданина, без которой невозможно существование демократического общества).


3) Рефлексия.

  • Всегда ли выборы являются демократическими?

  • Почему важно принимать участие в голосовании?

  • Можно ли человека заставить голосовать?

  • Почему паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать - лишь в 18?


Домашнее задание: §24,