Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 4 классе.
Тема урока: «Вычитание и сложение величин»
Цели урока :
Образовательные:
1.Познакомить детей с приемом письменного сложения и вычитания величин;
-Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
- Повторить единицы длины, массы, времени;
- Знакомство учащихся с самым древнейшим городом России – Дербентом.
- Сформировать представление обучающихся о родном крае;
Развивающие:
- развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к своему краю.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Здравствуйте!
Садитесь! Спины, плечи распрямили,
Ножки ставим ровненько,
Руки сложим по порядку,
Левую на парту, правую наверх
-Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. На уроке я вам желаю успеха, ведь нам предстоит большая и продуктивная работа. Не забудем взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность. А девизом нашего урока будет псловица «Терпение и труд все перетрут!»
2. Минутка чистописания. 2015,2000
- Прочитайте числа. Дайте характеристику этим числам.
Назовите соседей этих чисел. Пропишите числа и отметьте самое красивое число на ваш взгляд.
Кто-то может быть знает какое событие связано с этими числами? (19 сентября 2015 года отпраздновал уникальную дату - 2000 лет. .).
Сегодня мы совершим заочное путешествие в самый древний из существующих в настоящее время городов России. Это самый настоящий музей под открытым небом.
(Видео)
3.Актуализация знаний учащихся. Устный счёт.
Дорога дальняя, поэтому заданий будет много.
А теперь разомнёмся и узнаем тему сегодняшнего урока.
Посмотрите на таблицу. В ней зашифровано слово. Угадайте его.
464 | 9 | 4600 | 443 | 447 | 6 | 380 | 36 |
| | | | | | | |
Н | 38 000 : 100 |
Ч | 453 - 6 |
И | 678 - 235 |
В | 458 + 6 |
Е | 80 : 16 + 4 |
И | 600 * 10 : 100 |
Н | 93*1000 |
Ы | 36 : 1 – 20 |
Пока мы разгадываем тему, 3трое ребят поработают по карточкам.
1 ученик (у доски)
4 века = … лет
3 сут. 2 ч =… ч
2 800 кв.дм = … кв.м
600 сек = … мин
2 ученик ( у доски)
15т 2ц =… кг
973 дм =... м ... дм
4 ч 34 мин = ... мин
3 ученик
8 м 6 мм = ... мм
6781 м = ... км ... м
83 мин =... ч... мин
Какие величины вы знаете?
- В каких еще единицах измеряется длина? (мм, см, дм, м - карточки с единицами измерения длины). Выберите и расположите в порядке возрастания.
Какие величины ещё знаете?
- В каких еще единицах измеряется масса? Выберите и расположите в порядке возрастания. (г, ц, т, - карточки с единицами измерения массы).
- В каких еще единицах измеряется время? (с, ч, сут., мес., г., век - карточки с единицами измерения времени). Расположите в порядке убывания.
- Какие еще единицы площади вам известны? (кв.мм, кв.см, кв.дм, кв.м, кв.км, а - карточки с единицами измерения площади). Расположите в порядке убывания.
А кто скажет, сколько сейчас лет Дербенту ?
Назовите дату. (2006 лет)
В советский период возраст города оценивался в 5000 лет, и эта цифра все еще принимается многими учеными Дагестана.
Крепость Нарын-Кала
Еще одной древнейшей достопримечательностью некогда большого города Дербента принято считать крепость Нарын-Кала. Именно эта крепость стала основой «Закрытых ворот». Она имеет двойные стены, которые спускаются до самого Каспийского моря. С трех сторон крепость окружена мощными утесами, на протяжении всей стены крепости через каждые 25 метров расположены башни.
Крепость защищала проход в Персию. Сегодня крепость Нарын-Кала памятник истории и архитектуры и внесена в число памятников наследия ЮНЕСКО.
4. Постановка проблемы.
Что мы умеем делать с величинами? (сравнивать, преобразовывать).
Посмотрите на экран, что предлагают сделать?
- Вычислите значения этих выражений. Кто может это сделать?
638 мм + 152 мм
26 дм 3 см + 12 дм 5 см
6 т 486 кг + 29 м 37 см
- Почему вы думаете, что в третьем выражении допущена ошибка? ( Разные именованные слагаемые)
- Значит, складывать можно только одинаковые величины.
– Выполните сложение величин:
41км620м + 28км380м
- Я вижу, что это задание вызывает у вас затруднение в нахождении быстрого ответа.
5.Постановка темы и задач урока.
- Какие цели можно перед собой поставить?
1. Учиться складывать и вычитать величины.
2. Переводить одни единицы измерения в другие.
3. Тренироваться в решении задач с величинами.
6.Совместное «открытие» нового.
- Как вы думаете, какой способ поможет быстрее найти значение этого выражения?
- Составим алгоритм решения:
1. Заменю крупные единицы мелкими.
2. Выполню действие столбиком.
3. Заменю мелкие единицы крупными.
41км620м + 28км380м=41620м + 28380м=70000м
Именно таково расстояние от нашего города Избербаша до Дербента, которое мы с вами смогли успешно преодолеть. «Закрытые врата», «Ворота Кавказа», «Ворота всех ворот» – как только не называли этот город.
Дербентский маяк
Город в древности был крупным портом. Впервые упоминание о порте появилось в арабских документах 9 века. Дербент окружен горами, до настоящего времени акватория его является опасной. На данном участке Каспия всегда сильные ветра и наличие маяка просто необходимо. Маяк в Дербенте появился в 1851 году, так как именно тогда увеличились объемы морских перевозок, появилась пассажирская линия. Маяк является в России самым южным. Построен он как восьмиугольная башня с деревянным фонарем. Высота маяка составила 18,5 метров. За время существования маяк подвергался реставрации, так как был поврежден при землетрясении в 19 веке. Сегодня Дербентский маяк является частью исторического наследия.
7. Физминутка
7. Первичное закрепление.
Работа в группах.
-Для выполнения следующего задания надо вспомнить алгоритм решения.
-Выполнив вычисления вы сможете познакомиться и с другими достопримечательностями этого города.
1 карточка.
12 м 86 см + 3 м 45 см =16 м 31 см
5 ч 48 мин + 35 мин = 6 ч 23 мин
2 карточка.
45 т 275 кг – 18т 130 кг = 27 т 145 кг
26 кг 350 г – 24 кг 002г = 2 т 348 кг
3 карточка.
45 км 530 м + 37 км 370 м = 82 км 900 м
3 ч 15 мин – 45 мин = 2 ч 30 мин
Проверка.
Повторение алгоритма.
Дербентские бани
Среди многочисленных рынков, мечетей и караван-сараев расположены старинные бани, созданные в эпоху средневековья. Это были центры общественной жизни. Бани работали для всех жителей города. Самой знаменитей является Девичья баня.
Ханский дворец
Приехав в Дербент, нельзя не посетить знаменитый ханский дворец. Он был построен при Фет-Али-Хане. Дворец построили на самой вершине, над городом. Он отличается богатейшим убранством и красотой.
Домик Петра 1
Не менее интересен для туристов сохранившийся в Дербенте домик Петра 1. Этот музей был открыт сравнительно недавно, в 2015 году. Музей ассоциируется с именем Великого Российского Императора Петра 1.Многие недоумевают почему, однако, следует отметить, что Петр 1 побывал в Дербенте. Это произошло при персидском походе 1722 года. Царь возглавлял русскую армию и когда он прибыл в Дербент, местные жители приняли его радушно и дружественно. Царь во время похода жил в землянке, но позже на этом месте в 19 веке был построен павильон с памятными колоннами и надписью над входом.. Сейчас на этом месте открыт музейный комплекс, в котором хранится много артефактов того времени и археологических находок, среди которых пули, монеты и даже украшения.
Стена Даг-Бары
Территория крепости Нарын-Кола огорожена каменной стеной Даг-Бары, длина которой 42 километра. Стена начиналась от города и через рощи и долины уходила в горы. Именно поэтому обойти ее было невозможно. В настоящее время крепость и стена входят в состав музея-заповедника.
Мечеть Джума
Крупнейшим памятником истории и культуры, расположенным в Дербенте, можно считать мечеть Джума. Этой мечети более 19 столетий. Она является древнейшим свидетельством развития ислама. На протяжении всего времени мечеть неоднократно перестраивалась, на сегодняшний день она насчитывает 46 башен и 9 ворот.
Физ-ка для глаз
Нашим глазкам нужно отдохнуть
8. Повторение изученного.
-В Дербенте мы побывали, путешествие продолжается. Но чтобы отправиться решим задачу.
Работа по учебнику
№314, с.67
№316, с.67 Задача
-На видеокасету, расчитанную на 210 мин, записали два фильма: первый длится 1ч.38 мин, второй 1ч 27мин. Можно ли на эту касету записать еще один фильм, который длится 23 мин?
№318, с.67
Самопроверка.
9. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. .
(Слайд с незаконченными предложениями)_
Я учился…
Я хотел бы больше…
Оказывается, что…
10.Рефлексия
Мудрец
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я
добросовестно выполнял свою работу. “
А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием и
он ответил “ А я принимал участие в строительстве Храма.“
Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному. Вот и в школе также – кто-то целый день «возит проклятые камни», кто-то «добросовестно выполняет свою работу», а кто-то «принимает участие в строительстве храма»!
-Ребята! Кто работал так как первый человек? (поднимаем желтые)
-Кто работал добросовестно? (зелёные )
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (красные)
11.Выставление оценок.