СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выявление и развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики»



Выявление и развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики



В настоящее время интерес к детской одаренности высок как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Стремительное развитие и неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов.

Считаю, что миссия школы по отношению к учащимся — предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

В течение последних работаю над методической темой «Деятельностный подход в обучении предмета информатики и ИКТ». Такой подход в обучении способствует реализации и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, воспитанию личности:


  • способной к саморазвитию и творчеству,


  • обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,


  • имеющей позитивное мышление,


  • умеющей предвидеть результаты своих действий,


  • обладающей активной жизненной позицией.

Поэтому целью моей педагогической, образовательной деятельности стала «Создание условий для саморазвития и самореализации учащихся на уроках информатики и ИКТ с учетом их индивидуальности». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Совершенствовать формы организации учебной деятельности.

  • Использовать новые эффективные педагогические технологии, методики обучения.

  • Способствовать активизации внутренней мотивации к постоянному саморазвитию и самореализации.

  • Способствовать раскрытию способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ученика;

  • Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности

  • Развивать познавательные, информационнно- коммуникативные способности, личностные качества учащихся

  • Проектировать обучение на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности;

При реализации методической темы ведущими технологиями стали: модульная, проектно-исследовательская, информационно-коммуникативная, дифференцированное обучение по типу мышления, уровневые задания. Для того, чтобы урок, внеурочную деятельность сделать более эффективным, необходимо создать условия для активизации познавательного процесса к предмету разнообразить деятельность учащихся. Поэтому свою работу строю по таким направлениям:

  • Творческие работы;

  • Проектно-исследовательская деятельность;

  • Решение творческих практико-ориентированных задач;

  • Квест-задания.

Также большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Главными формами выявления и работы с одаренными детьми в моей учебной педагогической деятельности являются: олимпиады, конкурсы разного уровня, очные, заочные, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

  • функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

  • ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную. В работе с одаренными детьми мы руководствуемся следующими принципами педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Во внеурочном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. В работе с одаренными детьми предпочитаем современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Урочная деятельность.

Темой моего самообразования является выявления и развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГОС, поэтому для реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов я использую следующие современные образовательные технологии.

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.

Технология проектного обучения характеризуется личностной ориентацией и направлена на то, чтобы сформировать у учеников такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и способность к творчеству. Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.

Метод проектной технологии позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода обучающиеся не только получают те или иные знания, но и учатся находить эти знания самостоятельно, пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач.

Основные требования использования метода проектной технологии:

- наличие проблемы, требующий творческого решения, интегрированных знаний, поиска для решения задачи;

- познавательная и практическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность обучающихся;

- структура содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов.

Метод проектов может применяться в изучении всех предметов. Но он имеет свои и сильные, и слабые стороны.

К положительным признакам проектного метода можно отнести:

- основное направление метода на индивидуализацию обучения;

- активизация учения;

- инициативы и стимулирование развития творческих способностей и возможностей.

К отрицательным признакам можно отнести:

-недостаточное формирование теоретических навыков учащихся;

- роль учителя сводится к консультациям;

- невозможность выбрать общие подходы к решению задач.

Метод проектов можно рассматривать как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющих практические задания.

Основные цели и задачи метода проектов:

1. Контроль знаний и умений по пройдённому материалу

2. Формирование информационной картины мира

3. Возможность более подробно освоить ПК

4. Развитие умение поиска и обработки информации

5. Работа по новым технологиям

6. Развитие самостоятельности

7. Способность личной уверенности каждого участника проектного обучения

8. Развитие исследовательских умений

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:

• выбор темы;

• постановка целей и задач проекта;

• пути их решения;

• сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.

Осуществление проектной деятельности учащихся, индивидуальной и групповой.

Например, учащимися 8 класса в качестве зачетной работы по теме «Текстовый редактор» были приготовлены доклады по темам: «Влияние компьютера на здоровье человека», «Влияние вредных привычек на организм подростка». К оформлению текста предъявлялись определенные требования, также, к каждому докладу разрабатывалась презентация.

В ходе темы изучение презентации в 8-м и 7-м классе был проведен урок - дискуссия по теме «Незаменимый помощник или…», где учащиеся в качестве зачетной работы подбирали материал о влиянии компьютера на здоровье человека и о том, как можно снизить или избежать вредного воздействия.

Система оценивания.

Введение и реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных результатов учащихся. Это изменение заключается в том, что оценивать необходимо не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся в процессе освоения учебного предмета. Целью оценивания становится не сравнение уровня обученности учащегося с требованием стандарта и проверка качества преподавания учителя, а оценивание прогресса каждого учащегося; корректировка процесса обучения; поиск путей улучшения качества знаний (формирующее оценивание); сравнение уровня обученности учащегося с требованиями стандартов обучения; проверка качества преподавания учителя (суммативное оценивание). Анализ результатов оценивания представляется в динамике, происходит сравнение результатов учащегося с его предыдущим результатом (формирующее оценивание). Участником оценивания становится не только учитель, но и ученик. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик*. Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие. Основной чертой формирующего оценивания является применение приемов и методов, улучшающих качество знаний обучающихся. Данный вид оценивания является инструментом обратной связи для учителя и ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося. Формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей.

Формирующее оценивание учебных достижений учащихся, по мнению ученого и педагога М.А.Пинской, обладает следующими характеристиками:

- встраивается в процесс преподавания и учения и является их существенной частью;

- предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учениками и учителями;

- помогает ученикам осознавать те учебные стандарты, которые они должны достичь;

- вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание;

- обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие

следующие шаги в учении им предстоит сделать;

- укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе;

- вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания*.

Таким образом, учитель должен создать такие условия: оценивание проводится через задания, результаты оценивания сразу же доступны для учителя и ученика, необходима непрерывность процесса формирующего оценивания.

По мнению М.А.Пинской, стратегия работы выглядит так:

- цели переводятся в измеряемые учебные результаты;

- определяется необходимый уровень их достижения;

- отбираются техники оценивания;

- реализуются методы обучения;

- проводится оценивание и выясняется, достигнуты ли планируемые результаты учащимися.

Внеурочная деятельность.

В современном мире человеку помимо фундаментальных знаний необходимы умения и навыки креативной деятельности. Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

ФГОС указывает не просто на желательность, но фактически – на обязательность ведения внеурочной деятельности. При этом вести ее рекомендуется (в частности, в приложении к предмету «Информатика») в направлении реализации научно-исследовательских и проектных форм учебной работы, однако указана возможность реализации при внеурочной деятельности любых других ее форм, отличных от традиционной урочной, на добровольной основе по выбору обучаемых и по согласованию с руководством образовательного учреждения.

Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету (с указанием названия мероприятия)



Учеб-ный год




Уровень мероприятия




Классы




Кол-во участни-ков



Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего

Очные



Всероссийская олимпиада школьников

Еже-годно

Школьный


«мои»

классы

не менее 10 уч. в год

Дипломы, сертификаты участия, благодарности

2016/17

Муниципальный

8


1

Тамоева Джульетта –

диплом 2 степени

2018/19

Муниципальный

10


1

Тамоева Джульетта –

участие

2019/20

Муниципальный

7

11

1

1

Дружинина Арина – диплом 1 степени

Тамоева Джульетта –

участие

Олимпиада ВСГУТУ

2016/17

Муниципальный

11

1

Тамоева Лили – диплом 2 степени


Конкурсы, соревнования, выставки, конференции, проекты

Еже-годно

Школьный


«мои»

классы

не менее 3 уч. в год

Дипломы, сертификаты участия, благодарности

2018/19

Республиканский

7

1

Тамоева Джульетта –

участие

2019/20

Муниципальный

8

3

Замбалаев Цырен,

Гордеев Ярослав,

Какаулина Валерия -

дипломы 3 степени

НПК «Шаг в будущее»

Еже-годно

Школьный


«мои»

классы

не менее 3 уч. в год

Дипломы, сертификаты участия, благодарности

ХХХ открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура»

2017


Всероссийский

10


Рыбаченко Анастасия -

лауреат 3 степени


НПК «Сибирская весна»

2018/19

Республиканский

11 кл

(НОУ)

1

ЖанаеваСаяна–

диплом 1 степени

Рыбаченко Анастасия – диплом 2 степени

Заочные

Молодежный физический чемпионат «Старт»

2017/18


Международный

7, 11


19


Замбалаев Цырен -

диплом 1 степени

Золтуев Дугар -

диплом 1 степени,

Гордеев Ярослав - сертификат

Центр дистанционной сертификации учащихся

ФГОС тест

2017/18

Всероссийский

7

6

Замбалаев Цырен -

диплом 2 степени,

Тамоева Джульетта –

сертификат