В современной системе образования одним из приоритетных направлений является работа с одаренными и талантливыми детьми. Одной из функций школы является создание условий для выявления детских способностей, их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям
Просмотр содержимого документа
«Выявление и сопровождение одаренных детей»
Выявление и сопровождение одаренных детей
В современной системе образования одним из приоритетных направлений является работа с одаренными и талантливыми детьми. Одной из функций школы является создание условий для выявления детских способностей, их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Выявление одаренных детей
- Анализ особых успехов и достижений ученика
- Создание банка данных по талантливым и одаренным детям
- Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся
- Диагностика потенциальных возможностей детей.
Цель психолого-педагогического сопровождения – создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ребенка.
Одаренность -
Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком боле высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Частота проявления детской одаренности.
- Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрируют значительно меньшая часть детей
Признаки одаренности
- Инструментальный характеризует способы деятельности
- Мотивационный показывает отношение ребенка к действительности
Категории одарённых детей.
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками одарённости в определённой области наук.
- Дети с высокими творческими способностями.
- Дети с высокими лидерскими способностями.
По виду деятельности и сферам деятельности.
- Практическая деятельность (ремесла, спорт)
- Познавательная деятельность (интеллектуальная одаренность – в области естественных наук)
- В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, сценическая )
- Коммуникативная деятельность (лидерская, ораторская)
- Духовно-ценностная деятельность (создание духовных ценностей)
Степень сформированности одаренности
- Актуальная одаренность –характеризуется более высокими показателями выполнения деятельности по сравнению с возрастной и социальной нормами.
- Потенциальная одаренность – х арактеризует определенные психические возможности ребенка, но без возможности их реализации в данный момент
Форма проявления
- Явная одаренность – достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
- Скрытая одаренность – своеобразные черты личности несут на себе следы незаурядности
Широта проявлений в различных видах деятельности .
- Общая одаренность – в качестве психологического ядра выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.
- Специальная одаренность – обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (поэзия, спорт…)
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения различных критериев классификации. Одаренность оказывается таким образом многомерным явлением.
Этапы работы с одарёнными детьми по естественнонаучному сопровождению
- Выявление детей, интересующихся предметом, путём наблюдений, тестирования, анкетирования
- Привлечение этих учащихся к выполнению творческих заданий на уроке.
- Вовлечение во внеурочную деятельность краеведческого биологического, экологического характера.
- Работа над географическими и экологическими проектами.
- Участие детей в предметных олимпиадах.
- Ориентация на профессии естественнонаучной направленности.
- Подготовка к экзаменам по предметам
естественнонаучного цикла.
Формы работы
- 1 групповые занятия
- 2 индивидуальные занятия
- 3 конкурсы
- 4 элективные курсы
- 5 участие в олимпиадах
- 6 занятия в профильных классах
- 7 интеллектуальные марафоны и др.
Спасибо за внимание!