Выявление уровня развития
познавательных возможностей
и способностей обучающихся
(несколько простых методик из сборника
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя/ Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988)
Методика «Смысловые пары»
Выполнение: Учитель медленно зачитывает 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. К примеру, таких:
шум –вода стол- обед мост – река рубль – копейка лес – медведь | дуб – жёлудь дичь – выстрел рой – пчела час – время гвоздь - доска |
Через небольшой промежуток времени учитель читает первое слово из пары, ученик должен припомнить второе слово и записать его (или пару) на листке бумаги.
Обработка результатов:
Подсчитывается число правильных ответов. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6 (60%), то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.
Если проводить такие упражнения время от времени, то можно добиться положительной динамики в развитии смысловой памяти у отдельных учащихся.
Методика Скорость протекания мышления
Выполнение: Обучающимся на парты раскладываются карточки обратной стороной вверх.
П_РО | З_Р_О | З_О_ОК | К_П_С_А |
К_СА | Д_Р_ВО | Т_А_А | К_С_А_НИК |
Р_КА | К_П_ЛЬ | К_Н_А | У_И_ЕЛЬ |
Г_РА | Х_Л_Д | К_Ы_А | У_Е_ИК |
П_ЛЕ | К_В_Р | П_Е_А | А_Е_Ь_ИН |
По сигналу учителя дети переворачивают карточки и вписывают вместо чёрточек пропущенные в словах буквы. После завершения работы они сдают карточки учителю. Учитель фиксирует время завершения работы каждым учеником.
Обработка результатов:
Учитывается количество правильно образованных слов и затраченное время. Это позволяет учителю судить о скорости протекания мыслительных процессов и их качестве у каждого ученика. Сравнение стартовых и итоговых результатов (за год или за период обучения на ступени образования) позволяет определить динамику развития мышления.
Уровень развития умений сравнивать предметы, понятия
Методика Сравнение
Выполнение: Учащимся предъявляются или называются два предмета или понятия (книга и тетрадь, линейка и транспортир, квадрат и треугольник, лошадь и корова, иней и снег,…). Каждый ученик должен на листке в левый столбик написать черты сходства, а в правый черты различия названных объектов. На выполнение задания даётся 3-4 минуты, после чего листки собираются.
Обработка результатов:
Заранее составляется общий список черт сходства и черт различия названных объектов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. (Неверно указанные черты сходства или различия вычитаются из количества правильно названных.) Доля указанных учеником черт сходства или различия из их общего количества в процентах может характеризовать уровень развития у ребёнка умения сравнивать и выделять свойства объектов.
Анализ стартовых и итоговых результатов позволяет определить динамику развития у обучающихся умения сравнивать.
Наличие или отсутствие у обучающихся одного из компонентов теоретического мышления – теоретического анализа
Методика «Анаграммы»
Выполнение: Учащимся предлагается карточка с анаграммами. Они должны по данным анаграммам найти и записать исходное слово:
1). ЛБКО - | 4). ЕРАВШН - | 7). ОКАМДНРИ - |
2). РАЯИ - | 5). РКДЕТИ - | 8) ЛКБУИНАК - |
3). УПКС - | 6). АШНРРИ - | 9). РБКАДОЛЕ - |
Обработка результатов:
Учитель, наблюдая за работой обучающихся, уже через несколько минут замечает, что одни пытаются построить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу (анаграмму) они решают как новую. У этих детей не развит теоретический анализ.
Другая часть обучающихся после некоторых проб и размышлений быстро находят решения всех анаграмм. При решении нескольких первых анаграмм они обнаруживают, что все они построены по одному общему правилу – буквы разбиваются на пары и читают каждую пару в обратном порядке: лбко →лб+ко →бл+ок → блок. Обнаружив это правило, школьники без труда находят расшифровку всех анаграмм, что свидетельствует о наличии у них способностей теоретического анализа
Методика «Исключение»
Выполнение: Учитель предлагает школьникам словесный ряд из одного основного слова и пяти слов в скобках. Обучающиеся за отведенное время (обычно20-30 секунд на одно задание) выделить(подчеркнуть) в скобках два слова, наиболее существенных для главного слова ряда.
САД (растения, садовник, собака, забор, земля)
РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
КУБ (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово)
ИГРА (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание)
Ответы:
САД (растения, садовник, собака, забор, земля)
РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
КУБ (грани, чертёж, рёбра, камень, дерево)
ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово)
ИГРА (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание)
Обработка результатов:
Обучающиеся, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки или просто не выполнил задание, не умеют отличать существенные и несущественные признаки, т.е. такая способность у них не развита или развита недостаточно.