СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вымышленные и реальные герои былин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Время складывания былин приходится на 9 -12 вв. Они сохранили для  нас повествования о жизни, казалось бы, фантастических людей, но за этими  персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в Древней Руси и завоевавшие такой почет, что люди стали слагать о них легенды.

Просмотр содержимого документа
«Вымышленные и реальные герои былин»

8




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: «ВЫМЫШЛЕННЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ГЕРОИ БЫЛИН» 

 

          Разработал учитель:

          Изосимова Наталья Владимировна

















Аннотация

В результате совместной деятельности обучающихся и педагога на данном уроке литературы в 7 классе реализованы задачи системно-деятельностного подхода, которые лежат в основе ФГОС:

- развитие у детей самостоятельности в получении и обрабатывании информации;

- развитие коммуникативных навыков;

- индивидуальный подход к ученикам;

- творческий подход к проведению урока.

Актуальность темы урока-исследования: В последнее время возрос интерес современного общества к историческому прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в частности. Возникает необходимость в исследовании достоверности фактов существования героев.

Тема: «Вымышленные и реальные былинные герои»


Цель: 

Воспитательная: стимулировать интерес к чтению, уважительное отношение к собеседникам; любовь к литературе, к историческому прошлому, воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Образовательная: на основе сотрудничества формировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, культуру речи, творческое мышления; обогащать словарный запас; умение анализировать и делать выводы.

Задачи:

  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

  • развитие умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;

  • отработка умения применять свои знания при создании творческого продукта.

Тип урока: урок-исследование

Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа в группах, словарная работа, поиск информации.

Оборудование: мультмедиа

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, установление связи между целью урока и его задачами, проявлять интерес к изучению темы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учителя с учениками; определение способов взаимодействия, владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов извлечения необходимой информации, ее использование в постановке, формулировании и решении проблемы, подведение итогов.

Регулятивные: самоконтроль знаний, формулирование задач и целей урока; осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Ожидаемые результаты: обучающиеся самостоятельно умеют находить информацию, представлять её, анализировать и делать выводы, повышают уровень культуры речи, уважительно относятся к окружающим, обогащают словарный запас.


Ход урока


  1. Актуализация опорных знаний учеников.

  1. Слово учителя.

Народные песни исполняли народные сказители, по памяти, как слышали. Время складывания былин приходится на 9 -12 вв. Они сохранили для нас повествования о жизни, казалось бы, фантастических людей, но за этими персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в Древней Руси и завоевавшие такой почет, что люди стали слагать о них легенды.

 Богатырь - это не только физическая сила, это сила внутренняя, духовная, это сила духа и воли. Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов.

  1. Эвристическая беседа:

  1. Что такое быль? (Песня, в которой поётся о том, что было, что происходило на самом деле.)

  2. Чем отличается былина от сказки?

(Былина от сказки отличается тем, что она имеет реальную историческую основу, а сказка – просто вымысел).

  1. Назовите как можно больше всех вам известных героев былин.

(Алёша Попович, Василий Буслаев, Вольга Святославич, Гаврила Алексич, Данило Игнатьевич, Добрыня Никитич, Дунай Иванович, Дюк Степанович, Евпатий Коловрат, Иван Гостиный сын, Иван Данилович,  Илья Муромец , Колыван,  Микула Селянинович, Михайло Данилович, Михайло Казарянин, Михайло Потык,   Никита Кожемяка, Полкан, Садко, Самсон, Святогор, Соловей Будимирович,  Ставр Годинович, Александр Пересвет, Чурило Плёнкович, Ратибор)

  1. Как вы думаете: эти люди когда-то действительно существовали или это были вымышленные герои?


  1. Мотивация учебной деятельности с уведомлением темы и цели урока:

Один из любимых жанров для всех русских людей являются былины. Для вас, ребята, они особенно интересны, т.к. много в них сказочного и фантастического. Благодаря этому древнему жанру, мы узнаем о мужестве, храбрости и отваге русского народа. Защитники Отечества - русские богатыри являются примером мужества, доблести и патриотизма.

Русские богатыри всегда славились своей силой и душевной красотой. Поэтому возникает вопрос – кто из известных нам богатырей реальный человек, невымышленный герой, наделенный мистической силой? Кто они, эти люди, откуда родом, чем занимались, кто являлся их прототипами?

Так давайте попробуем разыскать следы в истории некоторых богатырей, более нам известных. Но сначала мы узнаем значение некоторых слов.


  1. Словарная работа:

Богатырь - былинный воин средневековья, он же витязь, он же ратник. Термину "богатырь" в Киевской Руси соответствовал термин "храбр", "храбор", "хоробор", "хоробер", сначала это слово было равносильно слову "воин"; потом оно получило оттенок, придавший ему значение храброго воина, героя, богатыря.

Былина происходит от слова «быль», т.е. в этих песнях поётся о том, что было, что происходило на самом деле.

Полени́цы - удалые девы-воительницы.

Прототипы - первоначальные прообразы, действительные лица как источник для создания литературного героя.


  1. Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваемся вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё

Через левое плечо,

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки

Поклонились влево, вправо,

Встали ровно, очень прямо,

Глазки сильно заморгали,

Отдохнули? Не устали?

Получается на славу!

Продолжаем, изучаем!


  1. Работа в группах:

1 группа рассказывает о вымышленных героях;

2 группа – о реальных героях-богатырях;

3 группа – Эксперты – обобщают, делают выводы из предоставленной информации;

4 группа рассказывает о женщинах-воительницах.


  1. Группа - Вымышленные герои-богатыри:

1Ученик: Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим. Согласно одной из версий, Святогор-богатырь – это потомок лемурийцев, великанов, которые раньше населяли нашу планету. К периоду войны между жителями Руси и печенегами относится и боярский курган Гульбище близ Чернигова. Похороненный в нем человек Святогор-богатырь, хоть и не относился к княжескому роду, все же был очень знатным и важным, о чем свидетельствуют предметы в захоронении. Оружие и вещи усопшего имеют внушительные размеры. Быть может, здесь и покоится исторический прототип славного былинного витязя. Стоит отметить, что месторасположение кургана также наталкивает на мысль о правдивости былин. Как бы там ни было, можно предположить, что человек огромного роста и великой силы, так ярко описанный в славянских былинах, действительно ходил по русской земле и творил добро.

2Ученик: Микула Селянинович был пахарем, наделенным недюжинной силой и, согласно былинам, он был единственным, кто мог поднять «тягу земную». В нем воплощен собирательный образ русского крестьянства, где главную роль играют трудолюбие, уважение к родине, стойкость и непоколебимость перед врагами. Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины. Трудовая доблесть Микулы Селяниновича прославляет простых русских людей, которым чужда лень и слабость, которые трудятся с размахом от рассвета до зари. Хотя Микула и вымышленный герой, но его род имеет продолжение в былинах о его дочерях Василисе Микуличне и Анастасии Микуличне.

3Ученик: Колыва́н — имя богатыря (или богатырей), упоминаемых в русских былинах. В разных версиях встречаются Колыван Колыванович, Колыван Иванович. По сюжету былин Колыван часто выступает совместно с  Ильёй Муромцем и Самсоном-богатырём. В частности, встречается вариант былины с известным сюжетом о похвальбе перевернуть землю и подъёме сумы перемётной, где героями выступают эти три богатыря. Чаще Колыван выступает лишь как эпизодический персонаж былины. Недавно предложена версия, согласно которой происхождение в былинах отчества «Колыванович» идёт от старого русского названия Таллина — Колыван.

4Ученик: На охоте Михайло Иванович Потык встречает лебедя, который превращается в девушку — Авдотью Лебедь Белую, Лиховидевну (или дочь Вахрамея). Он женится на ней и оба дают зарок: если кто раньше умрёт, то тот, кто останется в живых, быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле. Умирает Авдотья. Потока вместе с её трупом спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей. Поток убивает его и кровью убитого оживляет жену. После смерти Потока его жену опускают с ним в могилу. По другим былинам, жена опоила Потока и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи (Илья, Алёша и другие) спасают Потока и мстят за него, убив Кощея и четвертовав конями неверную Лебедь Белую. На сказочный характер былин о Потоке не раз  указывали ученые исследователи. 

5Ученик: Никита Кожемяка.  В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян Усмошвец (то есть сапожник, шорник — «шьющий кожу», от слова «усмие» — кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции: в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России — с именем Никиты Кожемяки. Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин. В них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит. На единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего - чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его. В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг безвестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

2Группа: Реальные герои-богатыри земли Русской:

1Ученик: Вольга́ Святославич — богатырь, персонаж русских былин. Исследователи в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Всесла́в Брячисла́вич (Всесла́в Ве́щий, Всесла́в Чароде́й (ум. 14 (21) апреля 1101) — князь полоцкий с 1044 года, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем; а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет). Правнук Владимира Святославича и Рогнеды, сын умершего в 1044 году Брячислава Изяславича.

2 Ученик: Самсон — персонаж русских былин, богатырь, глава киевской богатырской дружины, предшествовавший в этом статусе Илье Муромцу. В некоторых версиях былин носит христианское имя Самсон Самойлович. В других версиях носит имя Саксон и отчество Колыбанович или Колыванович. Упоминается в былине «Камское побоище» в качестве главы киевских богатырей. По приказу князя Владимира собрал богатырей и повёл их в поход против Идолища Поганого, но потерпел поражение. Также возможными прототипами образа Самсона по мнению исследователей являлись претендент на венгерский престол Борис Коломанович и его сторонник граф Самсон, действовавшие в середине XII века.

3 Ученик: Садко в отличие от былинных богатырей, не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть не стоили ему жизни.

Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.


4 Ученик: Евпа́тий Коловра́т (около 1200—до11января1238) — рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. Поездка в Чернигов спасла Коловрата от гибели. Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что молодой князь Федор убит, его жена и наследник погибли, а народ рязанский был истреблен. Собрав из уцелевших мужчин небольшой полк, Коловрат отправился по следам ордынцев. Оружие, которое обычно использовали для осады городских стен, направили против отряда рязанских витязей. Почти все воины были забиты камнями. Живыми нашли только шестерых человек. Евпатий Коловрат погиб на поле боя. Тело воеводы отдали выжившим воинам его отряда, чтобы они провели достойный обряд погребения. Предание гласит, что подобный жест Батыя был свидетельством его уважения к воинской доблести Коловрата. Похороны Евпатия Неистового прошли 11 января 1238 года в Рязанском соборе.

5 Ученик: Ратибор — русский боярин конца XI — начала XII века. Находился на службе у князя Всеволода Ярославича. Когда последний стал великим князем киевским (1078), Ратибор некоторое время был в Киеве тысяцким. На активную административную деятельность Ратибора в Причерноморье указывают находки вислых свинцовых печатей с его именем. В 1081 году в Тмутаракань бежали князья Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич: они захватили город, а Ратибор по их приказу был схвачен. После смерти Всеволода (1093) Ратибор перешел на службу к его сыну Владимиру Мономаху в Переяславль и сделался его влиятельным советником. «Повесть временных лет» упоминает двух сыновей Ратибора: Ольбега, застрелившего из лука хана Итлара, и Фому, ходившего в 1116 году с сыном Мономаха Вячеславом на Дунай.

6Ученик: Василий Буслаев

«Преставися в Новгороде посадник Васка Буславич»

Так гласит Никоновская летопись под 1171 годом.

Кроме имени, подтверждения его Новгородского происхождения, из скупого летописного сообщения, мы узнаём, что Василий Буслаев был при жизни посадником. Посадник был человеком весьма почтенным. В старину посадниками называли княжеских наместников, но к 1171 году Господин Великий Новгород уже сам выбирал себе посадника. Наряду с владыкой-архиепископом и главой новгородского ополчения – тысяцким – посадник возглавлял всё Новгородское государство. Вместе с ними посадник закладывал города на новгородских землях, отправлял посольства, ведал городской казной, отправлял и принимал посольства, вершил суд и руководил вечем. У посадника была своя печать и своя дружина, а жалование он получал с особого налога. Короче говоря, посадника смело можно назвать на нынешний лад президентом северной республики. Так что Василий Буслаев был человеком в Новгороде, отнюдь не последним.

7Ученик: Дунай Самсонов. В Галицко-волынской летописи под 1281 годом есть упоминания о воеводе князя Владимира  Дунае. Дунай и Добрыня отправляются в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу за князя Владимира. Выбор Дуная в качестве свата обычно мотивируется тем, что этот богатырь в прошлом служил Литовскому королю. Дунай сначала является к прежнему своему господину один. Разгневанный чем-то король заключает его в погреба глубокие, но тут приходит на помощь остававшийся при конях Добрыня, который побивает литовскую дружину. Король отпускает Апраксу с богатырями в Киев. Другой сюжет обычно служит продолжением: оказывается, у литовского короля есть и вторая дочь, сестра Апраксы Настасья, с которой у Дуная в прошлом была тайная любовь. Когда Дунай попал из-за этой связи в беду, Настасья выкупила его у палачей и отпустила в Киев. Когда русские богатыри приехали за Апраксой, Настасья была уязвлена невниманием к ней Дуная. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след. Дунай отправляется на розыски и встречает богатыря, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнаёт в противнике Настасью. Она напоминает ему о прошлом, и Дунай вновь поддаётся страсти, зовёт Настасью в Киев, чтобы пожениться. В Киеве — двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Дуная с Настасьей. На пиру Дунай хвастает своей храбростью, а Настасья — меткостью в стрельбе из лука. Дунай воспринимает это как вызов, устраивается проверка, и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Дунай не в силах признать превосходство жены и приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

8 Ученик: Алеша Попович. В былинах сей богатырь выделяется не столько силой, сколько смекалкой и натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью. В этом Алеша весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином Александром (Олешей) Поповичем. Подвиги воина Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу. В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых междоусобных сражений средневековой Руси – Липецкой битве, где решалась судьба наследства Всеволода Большое Гнездо. Причем в пылу сражения боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира – князя Мстислава Удатного. При этом Алеша не просто не признал свою ошибку, а еще и отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку. Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего два года. После смерти князя Александр Попович отправился в Киев, на службу к Мстиславу Старому. В 1223 году, когда на Русь вторглись монголо-татары, состоялась битва на реке Калке. Именно там и сложил голову исторический прототип былинного богатыря Алеши Поповича.

9 Ученик: О том, что Илья Муромец существовал, ученые узнали из записей одного из иноземных посланцев, который заезжал в Киев. Это происходило в XVI-XVII веках. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Слово «мур» на Руси означало землю, камень, стену, а «муром» - крепость. Таким образом, имя Ильи Муромца было расшифровано как Илья из пограничной крепости. Останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Русский богатырь почитается святым Русской Православной Церковью. По свидетельству очевидцев останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду.

10Ученик: Добрыня Никитич. В былинах повествуется о том, что Добрыня долго служил при Киевском князе Владимире. Служил верой и правдой. Прославился силой, храбростью, умом, нравом крутым, но справедливым. Был приближен к князю. Нередко выполнял поручения Владимира, вплоть до поручений личного характера, как, например, сватовство невесты для князя. С большой долей уверенности, можно сказать, что прототипом былинного Добрыни стал Добрыня реальный. Но есть предположение, частично подтверждаемое историческими фактами и летописными документами, о том, что родом Добрыня и сестра его Малуша, мать Владимира, из села Низкиничи, что на Волыни. Отсюда и прозвище Добрыни – Низкинич. Впоследствии Низкинич видоизменилось в Никитич. Был он дядей князя Владимира по материнской линии. Более того, был Добрыня Владимиру не только дядей, но и дядькой, то есть воспитателем, советником, ближайшим другом, а, по совместительству, еще и поверенным во многих делах и воеводой войска княжеского. Что же касается личной жизни воеводы, то он действительно был женат, у Добрыни был сын, звали мальчика Кснятин, после принятия крещения Константин. Впрочем, внуки и правнуки тоже были. Род Добрыни Низкинича получился достаточно именитый, и завершился на преподобном Варлааме, последнем потомке воеводы.

11 Ученик: Ставр Годинович. Заточение Ставра князем Владимиром — исторический факт 1118 года: в Новгородской первой летописи кратко и неясно сообщается о каких-то беспорядках в Новгороде, вызвавших гнев Великого князя Владимира Мономаха. Из контекста ясно, что Мономах устроил полномасштабное следствие в Киеве, вытребовав туда всех новгородских бояр; большая часть была отпущена, а признанные виновными в беспорядках заточены, а с ними и сотский Ставр (вина которого летописцем не указывается). Кроме того, имя боярина Ставра Гордятинича (не Годиновича) упомянуто в одном из граффити XII века на стенах Киевского Софийского собора. Предполагается, что вскоре после 1118 года в Новгороде сложилась песня про Ставра, сидящего в погребах глубоких. К этой песне впоследствии мог присоединиться фольклорный сюжет о верной жене, выручившей из большой беды своего мужа.

11.Александр Пересве́т — легендарный монах-воин, инок Троице Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябейучаствовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве передосновным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

3группа Эксперты: Наша литература богата не только героями мужчинами-богатырями, но и женщинами-поленицами. В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин. Эти защитницы русской земли, были не только верными и любящими женами, они были очень добры, умны и мудры, благодаря чему не раз вызволяли своих мужей из плена.Про вымышленность русских богатырок нельзя сказать однозначно, и некоторые факты останутся для нас загадкой, например, реальные женщины Василиса Микулична —жена Ставра Годиновича, Настасья Микулична — жена Добрыни Никитича являются дочерями вымышленного героя-богатыря Микулы Селяниновича. Может, у Микулы и был прототип, но никаких сведений об этом не сохранилось. А вот Настасья Королевична — дочь литовского короля Данила Манойловича была в действительности женой  Дуная Ивановича, которая погибает от стрелы мужа. Достоверно неизвестно про женщин Ильи Муромца, но можно предположить, что они тоже действительно существовали и обладали незаурядными качествами, например, у него была дочь - безымянная поленица, которая хотела его убить за бесчестие своей матери, но погибла от руки своего отца. А Савишна — жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина. Про Марью Моревну - степную королеву-воительницу, Девку-Турку - хозяйку зверей, Марину Игнатьевну, которая обладает магическими способностями, Марью Лебедь Белую - жену Михайла Потыка можно с уверенностью сказать, что это были вымышленные героини.

4 Группа Русские женщины-богатыри

1Ученик: Настасья Микулична. Былина о женитьбе Добрыни на Настасье известна в двух основных вариантах. В одном — какая-то сила удерживает Добрыню от боя с Настасьей Микуличной, которую он сначала принимает за богатыря-мужчину. В другом варианте, после победы над змеем — Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я за него замуж пойду, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она выходит за него замуж.

2Ученик: Василиса Микулична обладает качествами недюжинного богатыря, умом, смелостью и скромностью. Хотя она чрезвычайно сильна, но не применяет свою сверхъестественную силу, в чём похожа на отца. Сила, состоящая в обладании, но не в применении могущества. Василиса запрещает мужу хвастаться её достоинствами. Но Ставр Годинович не слушает жену — на пиру у князя Владимира в Киеве хвастается, попадает за хвастовство в погреб. Узнав о несчастье, Василиса переодевается татарским послом и представляется Василием. Однако Забава Путятична сразу поняла, что это переодетая женщина. Владимир пытается испытать гостя, чтобы узнать — мужчина это или женщина. Василиса вводит его в заблуждение, требует себе в жёны Забаву Путятичну.

3Ученик: Ма́рья Море́вна — женщина-богатырша, героиня русских народных сказок, обладающая большой колдовской силой, которую должен добыть себе главный герой сказки. В одном из сказаний о Марье Моревне происходит следующее: после смерти родителей Иван-Царевич выдаёт замуж трёх сестёр, а сам женится на степной воительнице Марье Моревне, пленившей Кощея прекрасной королевне. Через некоторое время Марья Моревна отъезжает и говорит супругу: «Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать», не то «худо нам будет». Но не послушался Иван-Царевич и открыл чулан, отворил дверь — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья. При этом он похищает саму Марью.

Слово учителя: Былины рассказывают о непобедимых русских ратниках, воспевая богатырей-защитников Родины. В них чувствуется призыв на подвиг во славу отечества. Былины поднимали в тяжелые годы испытаний, дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к захватчикам. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет чувство долга, чести.  Нет ни одной былины, где богатырь – воин, не победил бы врага. Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!

В большинстве случаев богатыри – это не вымысел сказителя, действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей. Но некоторые из них действительно существовали под своими именами.

  1. Рефлексия

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Какой из героев вам больше всего запомнился и почему?

  3. Разгадай кроссворд.

  4. «Письмо благодарности».  Написать на листочке имя и слова благодарности тому однокласснику, который каким-то образом помог вам на уроке узнать что-то новое.

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 



 По горизонтали:

1.Муж Авдотьи Белый Лебедь. 3. Прозвище жены Потыка. 6.Богатырь-купец. 7 Воин – дружинник. Ратник. 8. Женщины-воительницы.

По вертикали:

2.Богатырь, шорник — «шьющий кожу». 4.Советник Владимира Мономаха. 5.Имя богатыря из Мурома. 9. Богатырь-монах, участвующий в Куликовской битве.



 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

с

а

д

к

о

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

8

п

о

л

е

н

и

ц

ы

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

б

 

 

2

 

 

 

 

 

р

 

 

1

п

о

т

ы

к

 

 

 

5

 

е

 

 

 

 

р

 

 

о

 

 

 

и

 

с

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

л

 

в

 

 

 

 

 

3

л

е

б

е

д

ь

 

е

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

я

 

т

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

б

о

г

а

т

ы

р

ь



  1. Домашнее задание: напишите письмо-пожелание своему любимому герою-богатырю.