МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ДЕНАУСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПЕДАГОГИКИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Счастье глазами Н.А. НЕКРАСОВА (НА МАТЕРИАЛЕ Н.А. НЕКРАСОВА ПОЭМЫ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»)
студентки 4 курса группы 401,
направления: 5112500 Русский язык в иноязычных группах
Келдиёровой М.И.
Научный руководитель: преподаватель кафедры
русского языка и литературы ДЖУРАЕВА Н.М.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты счастья в поэме Некрасова
"Кому на Руси жить хорошо"
1.1 Определение понятия "счастье" в философском и этическом контексте
1.2 Типология счастья: материальное, духовное, социальное, индивидуальное и
коллективное
1.3 Исторический контекст: представления о счастье в русской культуре XIX века.
Выводы по первой главе
Глава 2. РАЗНООБРАЗИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧАТЬЕ В ПОЭМЕ
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
2.1. "Счастье" с точки зрения народа: Материальное благополучие как основа
счастливой жизни (примеры: Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь
мужик)
2.2 Свобода от крепостного права как условие счастья (примеры: Яким
Нагой, Ермил Гирин)
2.3 Духовное богатство, любовь, семья как составляющие счастья (примеры:
2.4 Гриша Добросклонов, жена Якима Нагого) 2.4 Противоречия и конфликты в
представлениях о счастье: столкновение интересов разных социальных групп
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" – вершина творчества Некрасова, где автор с потрясающей глубиной и проницательностью исследует вопрос о счастье русского народа. Поэма, написанная в переломный для России период, отражает сложную социальную картину, . «Народ освобожден, но счастлив ли народ?».
Проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и строится сюжет поэмы.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена непреходящим значением 1. поиска счастья,
2. поиска смысла жизни,
а также актуальностью социального подтекста поэмы в современном мире.
Несмотря на то, что поэма была написана более 150 лет назад, поднятые в ней вопросы о социальной справедливости, о праве человека на достойную и счастливую жизнь остаются актуальными и сегодня .
Счастье глазами Н.А. НЕКРАСОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»)
Цель данной работы
Задачи данной работы
- Комплексный анализ концепции счастья в поэме "Кому на Руси жить хорошо«
- Выявление её многогранности и противоречивости, исследование авторской позиции по отношению к народному счастью.
- 1 . Рассмотреть понятие "счастье" в философском и историческом контексте.
- 2. Проанализировать представления о счастье различных социальных групп
- русского общества, представленных в поэме.
- 3. Выявить авторскую позицию по отношению к народному счастью, выявить
- идеал счастливой жизни глазами Некрасова.
введение
- Многообразие представлений о счастье в поэме: от материального благополучия до духовной гармонии, от индивидуального счастья к общественному идеалу.
- * Счастье как результат справедливого общественного устройства и освобождения от гнета (на примере судеб героев поэмы).
- * Проблема "кому на Руси жить хорошо" в контексте народной мудрости, фольклорных мотивов и социальной критики
- Поэма Н.А. * Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
ВВЕДЕНИЕ
- Практическая значимость работы
- заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при изучении творчества Некрасова в школе и вузе, а также при проведении исследовательской работы по русской литературе XIX века.
- заключается в комплексном анализе концепции счастья в поэме "Кому на Руси жить хорошо" с учетом философского, социального и художественного контекста.
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА «»КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО "
- 1.1 Определение понятия "счастье" в философском и этическом контексте
- 1 . Тема счастья – одна из вечных и основополагающих в мировой литературе и философии. Каждый человек стремится к счастью, но каждый понимает его по-своему. В русской литературе XIX века тема народного счастья приобрела особую актуальность, став центральной в творчестве многих писателей, и прежде всего Н.А. Некрасова.
- 2. В этом всем известном произведении отразилась сложная ситуация, сложившаяся в России после отмены крепостного права. В самом начале поэмы, в прологе, собралось семь мужиков, которые завели спор, пытаясь выяснить, «кому живётся весело, вольготно на Руси».
1.2 Типология счастья: материальное, духовное, социальное, индивидуальное и коллективное .
Материальное
Состояние удовлетворенности, достигаемое через наличие материальных благ, комфорта, финансовой безопасности и достатка.
Примеры: Комфортный дом, новая машина, финансовая независимость.
Коллективное
Индивидуальное
Социальное
Духовное
Состояние удовлетворенности, основанное на сильных межличностных связях, любви, принадлежности к сообществу и понимании.
Состояние внутренней гармонии, мира, смысла и связи с чем-то большим, чем себя.
Состояние удовлетворенности, достигаемое через самореализацию, развитие своих способностей и увлечений.
Состояние удовлетворенности, достигаемое через вклад в общее благо, справедливость, миролюбие и гармонию в обществе.
Примеры: Религиозность, медитация, творчество, помощь другим, природа.
Примеры: Семья, друзья, чувство принадлежности к коллективу,
Примеры: Успешная карьера, достижение личных целей, осознание своих сил и возможностей.
* Примеры: Активная гражданская позиция, участие в социальных проектах, защита прав человека.
1.3. XIX век в России - время бурного развития, переломных моментов, где романтические идеалы сталкиваются с тяжелой реальностью крепостного права, бедности, социальных противоречий. Это отражалось и на представлениях о счастье.
Крестьянская культура в счастье видела прежде всего землю, свой дом, семью, религиозную вера. Тяжелые условия жизни заставляли крестьян ценить простые радости, а духовное счастье часто становилось единственным утешением в печали.
- Для дворянской элиты счастье часто связывалось с идеалом романтической любви, гармоничного брака и семейного благополучия. В литературе эпохи (Пушкин, Лермонтов, Тургенев) счастье предстает как хрупкая мечта, часто не сбывающаяся из-за общественных условий и личных трагедий.
Глава 2. Разнообразие представлений о счастье в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения
Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, годы заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится
2.2 Свобода от крепостного права как условие счастья (примеры: Яким Нагой,
Ермил Гирин)
В деревне Босове Яким Нагой живет он досмерти работает и полусмерти пьет
- Яким Нагой - это собирательный образ крестьян, которые счастье свое видят в материальном положении и в пьянстве. Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству. На образе Якима показана вся трагичность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадежности.
- И только в конце главы в доме Якима случается пожар. Это происшествие ставит под сомнение денежный критерий счастья. Яким спасает иконы и любимые “картиночки”, а целковики слились в комок.
12
2.2 Свобода от крепостного права как условие счастья (примеры: Яким Нагой,
Ермил Гирин)
Ермил Гирин
- Человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Все крестьяне считали его счастливым. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.
2.3 Духовное богатство, любовь, семья как составляющие счастья (примеры: Гриша Добросклонов)
Гриша Добросклонов
- Григорий Добросклонов корит бессилие и не смиряется с
- бездействием русского народа, он верит, что матушка-Русь
- "могучая" и "обильная", но в то же время соглашается с тем, что она
- "убогая" и "забитая" .
- Но он не теряет надежды на то, что русский народ сплотится и
- обретет "настоящее счастье" .
- С его появлением в поэме прямая авторская оценка
- вторгается в повествование. В его уста автор вкладывает
- свои убеждения, свой вариант ответа на социальные
- и нравственные вопросы, поставленные в поэме.
12
2.4 Противоречия и конфликты в представлениях о счастье: столкновение интересов разных социальных групп
Г ерои поэмы понимают счастье по-. разному
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает
- С точки зрения попа - это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье — это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами.
- Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны . «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У Бога самого! »
- при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова
- Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья, служению Убогому и темному Родному уголку
12
Заключение
- Поэма "Кому на Руси жить хорошо" остается одним из важнейших произведений русской литературы. Некрасов с глубоким гуманизмом и социальной заостренностью рассмотрел проблемы бедности, несправедливости, неравенства, определяющих жизнь крестьян в то время.
- Некрасов ищет идеал счастья, в котором человек может быть свободен, справедливо жить и чувствовать себя полноценной личностью. В этом смысле, поэма "Кому на Руси жить хорошо" - это произведение, которое не только отражает проблемы своего времени, но и заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого существования: о смысле жизни, о счастье, о нравственных ценностях.
I. Произведения Некрасова:
1. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. - (Любое издание).
II. Монографии и сборники статей:
- 2. Аристотель. Никомахова этика. – Любое издание.
- 3. Балашов В.К. "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова: постановка проблемы счастья. // Русская литература. - 1974. - № 3.
- 4. Бердяев Н.А. Философия творчества. – М.: Республика, 1994.
- 5. Буслаков А. Н. "Кому на Руси жить хорошо": поэма Н. А. Некрасова. - Л.: Наука, 1987.
- 6. История русской литературы XIX века: В 3 т. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Просвещение, 1980-1982.
- 7. Кант И. Критика практического разума. – Любое издание.
- 8. Литературные герои: портретное искусство русской литературы XIX в. – М.: Издательство Московского университета, 1980.
- 9. Розанова Л.А. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": проблемы поэтики. - Л.: Наука, 1970.
- 10. Русская литература XIX века. Учебник. Под ред. В. И. Кулешова. - М.: Просвещение, 1975.
- 11. Скатов Н. Н. Некрасов. - М.: Молодая гвардия, 1973. (Серия "Жизнь замечательных людей").
- 12. Смирнова Г.Н. "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова: История создания, структура, образный мир поэмы. – М.: Издательство Московского университета, 1979.
- 13. Спиноза Б. Этика. – М.: Республика, 1995.
- 14. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М.: Республика, 1998.
- 15. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М.: Советский писатель, 1952.
III. Статьи:
- 16. Анненкова Е.И. О некоторых особенностях изображения народного характера в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1962. - Т. 241.
- 17. Егоров Б.Ф. Мир героев поэмы "Кому на Руси жить хорошо". // Русская литература. - 1971. - № 1.
- 18. Зайцев В. Счастье и свобода: философско-этические основы поэмы "Кому на Руси жить хорошо". // Вестник Воронежского государственного университета. - 2010. - № 1.
- 19. Лотман Ю.М. О поэтической структуре "Кому на Руси жить хорошо". // Труды по знаковым системам, VI. - Тарту, 1973.
- 20. Хализев В.Е. Некрасов и народная песня. // Русская литература. - 1974. - № 3.
- IV. Философская литература:
- 21. Апресян Р.Г. Счастье. // Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001.
- V. Дополнительные материалы:
- 22. Материалы конференций, посвященных творчеству Н.А. Некрасова.
- 23. Некрасов Н. А. Избранные произведения. - М.: Художественная литература, 1987.
- 24. Некрасов Н. А. Стихотворения и поэмы. - М.: Библиотека Аванта+, 2002.
- 25. Рецензии на постановки "Кому на Руси жить хорошо" в театре и кино.
- 26. Русская литература XIX века. Учебник. Под ред. В. И. Кулешова. - М.: Просвещение, 1975.
VI. Исследования по теме "Счастье" в литературе:
27. Азаров А. Счастье в русской литературе XIX века. // Русская литература. - 2005. - № 2.
28. Каминская Е. В. Счастье как литературный мотив в русской литературе XIX века. // Вестник Уральского федерального университета. - 2014. - № 2.
29. Левин Ю. О понятии "счастье" в русской литературе. // Филологические науки. - 2010. - № 4.
30. Селезнева Н.Н. Образ счастья в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". // Филологические науки. - 2018. - № 1.
VII. Интернет-ресурсы:
31. Интернет-ресурсы, посвященные жизни и творчеству Некрасова.
Спасибо за внимание
Келдиерова Мохичехра Ильхомовна