СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данное исследование в разработке доказывает, что оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и, самое главное, – творческие способности в начальной школе.
Министерство образования Оренбургской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.К. КАЛУГИНА» Г. ОРЕНБУРГА
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИОННАЯ РАБОТА
Вельмискиной Екатерины Владимировны
ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
(ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования)
Руководитель: Лифанова Л.В.
Работа допущена к защите
«______» _________________ 20___г.
Зам. директора по научно-методической работе
___________________________ Крайнова Л.О.
Дата защиты______________________________
Оценка___________________________________
Оренбург, 2022
Содержание
Введение | 3 |
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей младшего школьника посредством оригами |
7 |
Сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе |
7 |
Особенности развития творческих способностей младшего школьника |
12 |
Оригами и его значение в развитии творческих способностей младшего школьника на уроке технологии |
19 |
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младшего школьника посредством оригами |
29 |
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младшего школьника |
29 |
2.2. Содержание и результаты экспериментальной деятельности по развитию творческих способностей младшего школьника посредством оригами |
35 |
Заключение | 44 |
Литература | 47 |
Приложение |
|
Введение
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.
В работах многих педагогов и психологов, таких как Д.Б. Богоявленской и А.Н. Лука отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.
Изучением проблемы развития творческих способностей занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Н.А. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Ю.Г. Круглова, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.И. Пономарев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина и другие.
По ФГОС НОО учебный предмет технология вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации.
В последнее время в связи с модернизацией российского образования и реализацией стандартов нового поколения важнейшими проблемами педагогической науки и практики являются проблемы организации максимально продуктивной деятельности детей в процессе обучения. Продуктивная деятельность детей, как определяет О.Ю. Елькина, – «интегративное и динамичное личностное качество, обеспечивающее проявление субъектной позиции ребенка, ориентированной на преобразовательную деятельность по созданию субъективно нового и общественно ценного продукта, имеющего эмоциональную привлекательность». Одним из таких видов деятельности, несомненно, является оригами.
Оригами является одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе. Оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой (Т.Н. Максимова). Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Перечисленные нами планируемые результаты, как и другие, не могут быть достигнуты без планомерной работы по развитию творческих способностей младших школьников, без развития творческого мышления и творческого воображения. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся начальной школы является одной из наиболее актуальных.
Таким образом, все вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Оригами как средство развития творческих способностей младшего школьника».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младшего школьника посредством оригами.
Цель исследования: выявить возможности оригами в развитии творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: оригами будет способствовать развитию творческих способностей младшего школьника на уроке технологии, если при обучении оригами использовать творческие задания на комбинирование приемов, составление сюжетных композиций и на самостоятельное придумывание складывания объекта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие творческих способностей младшего школьника как психолого-педагогическую проблему в трудах ученых.
2. Раскрыть особенности обучения оригами на уроке технологии в начальной школе.
3. Выявить уровень развития творческих способностей младшего школьника.
4. Подобрать и включить в урок технологии по обучению оригами творческие задания на комбинирование приемов, составление сюжетных композиций и на самостоятельное придумывание складывания объекта, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития
творческих способностей младшего школьника посредством оригами
1.1 Сущность понятия «творческие способности»
в психолого-педагогической литературе
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
В исследованиях ряда ученых (Я.И. Пономарев, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова) понятие творческих способностей синонимично понятию «творчество». В научной литературе творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и выступающая в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической - там, где что-то создаётся, открывается, изобретается [25, 31, 39].
Проблема творчества рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида; в то время как философия рассматривает вопрос о сущности творчества. И психологический, и философский аспекты понимания творчества, безусловно, важны для современной дидактики.
Известный русский философ Н.А. Бердяев, указывая на основополагающее место творчества в человеческой жизнедеятельности, писал: «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной высшей жизни, к новому бытию» [3]. Раскрывая воспитательную сущность творчества в антропологическом плане, исследователь Н. Кузанский отмечал, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самого» человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но «развертывает свою силу и постигает самого себя» [17]. Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л. Рубинштейн называл его одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства [28].
Исследователь К.К. Платонов называет творчеством «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами». В рассмотренных дефинициях творчество выступает как не историческая и необщественная категория, обозначающая всеобщую форму развития материального мира через создание, возникновение нового [24].
Более полное определение творчества дается исследователем Я.А. Пономаревым. По его мнению, творчество «есть необходимое условие для развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из таких форм» [25]. Данная точка зрения восходит к гегелевской философии, где понятие творческой самодеятельности обладает универсальными характеристиками. Сторонники такого подхода считают, что элемент творчества присутствует в любом трудовом процессе, совершаемом человеком, а исторические формы творчества зависят, прежде всего, от форм труда.
Большинство исследователей, придерживающихся соответствующего определения, склоняются к более или менее категоричному отождествлению творчества и труда, к «растворению» творчества в труде. Подобная позиция, несмотря на всю уязвимость, является на сегодняшний день наиболее распространенной среди отечественных исследователей педагогики. Интересной, на наш взгляд, является точка зрения ряда ученых, педагогов, таких как, (Харламов И.Ф.), рассматривающих творчество как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Данная точка зрения предполагает, что главным его моментом является не столько вещный результат, сколько совершенствование человеческих способностей, а основные отличия творчества от труда [36].
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью А.В. Хуторской понимает такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [37].
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, творческие способности (А.Н. Лук) – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [20].
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов) [10]. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид [10].
Ученые и педагоги (Д.Б. Богоявленская), занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция [4].
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих компонентах творческих способностей, можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Главным направлением формирования творческих способностей младших школьников является развитие воображения.
Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношениям что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого [8].
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения [18].
Творческое воображение (Л.С. Выготский) – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [8].
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения младших школьников – это развитие направленности воображения [22].
Таким образом, творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. Под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Начинать развивать творческие способности следует уже с начальной школы.
1.2 Особенности развития творческих способностей
младшего школьника
С психологической точки зрения младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.
Творческого человека отличают качества, которые творческий человек вырабатывает в себе. К таким качествам относят:
- способность рисковать;
- дивергентное мышление;
- гибкость в мышлении и действиях;
- скорость мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
- богатое воображение;
- восприятие неоднозначности вещей и явлений;
- высокие эстетические ценности;
- развитая интуиция [10, 16].
Все указанные выше качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи.
Для развития творческих способностей детей, педагогу необходимо обратить внимание на развитие таких психических процессов, как:
− восприятие (целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств);
– воображение (умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними);
– мышление (процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком);
– внимание (избирательная направленность восприятия на тот или иной объект);
– память (комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков) [10, 16].
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры все еще – плод буйной работы фантазии, благодаря им дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Еще Л.С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [8].
Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге [5].
В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника – это переход к все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний [37].
Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.
Творческое мышление (Я.А. Пономарев) – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей [25].
Один из непременных компонентов творческого мышления – это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.
Так как один из признаков творчества – это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности, который по словам Л.С. Выготского, обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение образа, конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов [8].
В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки уч-ся, оканчивающих начальную школу.
Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
Одной из особенностей творческого развития является ограниченность опыта. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт предоставляет материал, из которого создаются построение фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Отличие творчества младшего школьника от взрослого заключается в ограниченности опыта детей. Казалось бы, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличии от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критики результат [41].
Еще одной особенностью является комплектность. «Комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя»
Творчество младшего школьника от взрослого отличается в его незащищенности. Взрослый человек обращает внимание не только на свою фантазию и мнение, но и оценивает результат с точки зрения других. Они более точно представляют негативную реакцию со стороны окружающих. Поэтому многие их идеи не реализуются [41].
Ребенок же, смотрит на свое творчество только своими глазами, он любит то, что сделал своими руками. Он уверен, что, глядя на его рисунок, взрослые видят тоже самое, что и он сам. Но у взрослых нет такой фантазии как у ребенка. Его рисунки – это просто мазки, а не прекрасный цветок или завораживающий пейзаж Альп.
Младший школьник чрезвычайно пытливы и любознательны, способны с головой уходить в интересующее их занятие, работу; демонстрируют высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делают все по-своему, изобретательны в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способны продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонны к зависимости и точности в художественно-прикладных занятиях [1].
Следовательно, такие психологические черты младшего школьника, как любознательность, ориентация на внешний мир, повышенная реактивность и богатое воображение, а также успешный уровень адаптации ребенка к социальной жизни, адекватная самооценка и ориентация на авторитет родителей, помогает раскрытию его возможностей и развитию творческих способностей [41].
Показателями развития творческих способностей младших школьников являются: оригинальность (способность младшего школьника давать неординарные ответы, требующие проявления творчества), абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей) творческого мышления; невербальное воображение (создание учащимся новых образов объектов окружающей действительности); наглядно-образное мышление (оперирование младшим школьником различными образами и наглядными представлениями при решении задач); позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю; эмоциональные переживания ребёнка, возникающие в процессе творческой деятельности; творческая мотивация (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности ребёнка в творчестве) [38].
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых [34].
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Учителя должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то младшие школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.
Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение [6].
Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к его эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями.
Исходя из вышесказанного, выделим особенности развития творческих способностей младшего школьника: комплектность, ограниченность опыта, незащищенность, оригинальность, создание новых полезных комбинаций, работоспособность и трудолюбие. Можно сказать, что каждый компонент развивает творческие способности, помогает ребенку воспринимать окружающий мир более ярко. Диагностика уровня развития творческих способностей младшего школьника включает исследование уровня развития творческого мышления и творческого воображения ребенка. Одним из средств развития творческих способностей младшего школьника является оригами – складывание фигурок из бумаги.
1.3 Оригами и его значение в развитии творческих способностей
младшего школьника на уроке технологии
Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка, в том числе и развития его творческих способностей, является организация уроков технологии. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Уроки технологии помогают ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Важное значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет оптимизировать работу с детьми, максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, учитывая природосообразность и интерес каждого ученика. В процессе воспитания формируется потребность к самоизменению, а созданные условия и развивающая среда класса, школы способствует максимальному развитию задатков и способностей каждого ребенка, формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений [12].
Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия по технике оригами. Оригами чрезвычайно удачно соответствует целому букету насущных природных способностей и тесно связанных с ними природных потребностей человека, иными словами предлагает насыщенную, легкоусвояемую и весьма разнообразную эмоциональную и умственную пищу, гармонично сбалансированную по нагрузке на логическое и образное (пространственное) воображение, мышление и память, и сопровождается, при правильном проведении занятий, что доступно, ярким эмоциональным подкреплением от самого процесса складывания и итогов труда.
Младшие школьники с интересом осваивают складывание новых интересных фигурок по схемам, время от времени с удовольствием играя в получившиеся оригами, а с какого-то времени зарисовывают схемы новых понравившихся фигур (естественное переключение труда и отдыха, предупреждающее переутомление), детям постарше оно помогает легче, глубже и нагляднее освоить целый ряд геометрических понятий и в решении далеко не очевидных «на первый взгляд» геометрических задач.
Медики и физиологи, такие как, М.М. Кольцова, Л.В. Аншакова-Фомина обратили внимание, что сосредоточенные занятия оригами на положительном эмоциональном фоне замечательно освобождают от накапливающихся, особенно при напряжённой учёбе по обычным технологиям или от длительного вынужденного пребывания в больницах, хронических нервных стрессов, педагоги заметили, что оригами позволяет выявить (пробудить), успешно и увлекательно взрастить, натренировать такие важные природные способности воспитанников как логическая и образная память, мышление и внимание [14].
История оригами в России прослеживается в течение столетий. Достоверно известно, к примеру, что складывали фигурки из бумаги, а порой и учили этому заинтересованных Л.Н. Толстой и К.С. Станиславский, уделял внимание этому занятию и цесаревич, будущий император Николай II.... Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят (С. Соколова. «Азбука оригами») [32].
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» [33]
Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.). Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию. Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения [2].
Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран, такими как, А.В. Луначарский, выявлено, что оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе [2]
Многие занимающиеся преподаванием оригами педагоги такие как, Морено Жозе Арлей, Темко Флоренс, отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Ведение занятий по оригами в школах способствует учебно-воспитательному процессу. Также занятия складывания развивают психологические контакты в среде учителей и учеников. Традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов [32].
Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги, как один из показателей творческих способностей. Каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда. Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки. Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми необходимо научить их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий.
Порядок складывания оригами, с которыми встречаются дети, заключаются в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения. Вначале необходимо упражнять детей в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам (вдоль, поперек, по диагонали), отгибать углы, стороны, складывать углы к середине один, два и более раз, вкладывать части друг друга, производить многослойное сгибание, вытягивать определенные части поделки. Необходимо также научить делать разрезы, надрезы в определенных местах [9].
К основным приемам складывания заготовок можно отнести следующие:
1. Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали. Приемом складывания квадрата вдоль или по диагонали один раз получаются базовые элементы, из которых самые маленькие дети могут получить конверт, сумочку, автобус, бабочку и т.д. путем добавления различных деталей и аппликационных украшений. Деление квадрата на четыре части путем сгибания его вдоль, поперек, а затем в противоположном направлении по диагонали позволяет получить малый квадрат с вложенными друг в друга карманами, научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнить разнообразные поделки: рыбы, цветы, маски, птицы, звери и т. д. Деление квадрата на четыре путем сгибания его по диагоналям, а затем в противоположном направлении поперек. Сначала заготовку складывают от одного угла к противоположному. Затем повторяют прием с другого угла. Перевернув заготовку, квадрат складывают один раз поперек. Квадрат разворачивают. Сгибы закрепляют на цветной стороне и вкладывают противоположные части внутрь. Так получают вложенные друг в друга треугольники. Из этой фигуры можно создать такие конструкции, как бабочки, рыбы, цветы и другие, для чего берут бумагу определенного цвета, формата, делают необходимые сгибы, надрезы, яркие наклейки-аппликации [2].
2. Складывание квадрата по диагонали со складкой. Чтобы дети могли передать в поделках образы таких знакомых птиц, как снегирь, голубь и другие, надо научить их сгибать квадрат пополам по диагонали, делать узкую или более широкую складку, перекладывая ее от основного сгиба вперед или назад. Затем детей обучают сгибать заготовки пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать форму треугольника с обеих сторон. Этот прием поможет сконструировать некоторые разновидности цветов, масок, изобразить птиц, зверей [2].
3. Складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон. Квадрат, сложенный по диагонали, а затем развернутый размещают так, чтобы диагональ располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают так, чтобы верхние стороны квадрата совместились с диагональю. Аналогично поступают с нижними сторонами квадрата. Получившиеся в середине ромба углы вытягивают кверху. Эти уголки складывают то в виде ласт тюленя, то плавников рыб, передних конечностей пингвина и т. д.
4. Складывание квадрата вдоль со сгибанием сторон и углов к середине. Квадрат, сложенный вдоль, а затем развернутый, размещают так, чтобы линия сгиба располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают к середине так, чтобы их края совместились. Боковые стороны квадрата также сгибают к середине и совмещают со средней линией. Разогнув заготовку по линиям сгиба, можно сделать разрезы и загнуть уголки так, как необходимо. Затем боковые стороны квадрата вновь складываются к середине, получившаяся деталь складывается пополам. Таким образом, можно изобразить утку, рыбу, ящерицу и т. д.
5. Складывание квадрата заготовки с расходящимися концами. Здесь складывание начинают с исходной заготовки в виде вложенных друг в друга квадратов, сгибая ее пополам по горизонтали и вертикали: от нижнего открытого угла сгибают к середине обе стороны сначала с наружной, а потом и с противоположной части [2].
Преподаватель оригами следует правилам, вытекающим из особенностей предмета оригами. Используются термины и понятия, принятые в оригами. При допущенной ошибке фигурка не исправляется, а делается снова и из другого листа бумаги, так как ошибочные складки не устранимы. Используется качественная бумага, чтобы дети получали эстетическое наслаждении от работы. Ребята приучаются работать играючи, так как жесткая концентрация внимания не может быть длительной – это вредно. Используется оптимальный уровень сложности. В заданиях новизна составляет 20-30%, то есть из десяти действий при складывании семь-восемь ученик выполняет сам, без помощи учителя. Подбираются модели, которые будут нужны для чего-то или кому-то, то есть украшения, игрушки или подарки. Модели анализируются, разбиваются на сочетание простых конструкций. Для осмысления деятельности на занятиях практикуются вопросы «Зачем?», «Что?» и «Как?». Постоянно поощряется импровизация, то есть предлагается в незавершенной форме увидеть образ. Иногда применяется складывание с завязанными глазами, за спиной, одной рукой. Предлагается складывать по чертежам с пропущенными позициями, из отдельных моделей создаются композиции, предлагается складывать по памяти. Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей. Например, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов. На фоне репродуктивной деятельности регулярно вводятся элементы продуктивной (творческой) деятельности. Сложность зависит от возраста и уровня обучения. Изобретательство для младших школьников представляет собой самостоятельное решение маленьких шагов, к которым подводит его педагог. Всегда хочется разнообразить уроки оригами, превратить их в увлекательные, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Для этого используются следующие учебно-игровые формы уроков:
· Копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма);
· Взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);
· Педагог дает команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют команды, чем достигается постижение начала логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как “тепло” или” холодно”);
· Дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с большим или меньшим затруднением отгадывают, что было сделано;
· Дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с разрешением ее развернуть). Формы игр для некоторых фигурок могут требовать определенных знаний, умений и навыков (тогда игра может получаться и радовать результатом) [9].
Дидактическими принципами использования искусства оригами как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов являются:
- «знания - фундамент творчества» (творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний);
- целенаправленность обучения (формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно);
- тщательный отбор учебного, материала для развития творчества;
- принцип многократности;
- фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;
- постоянный контроль учителя за работой ученика [15].
Таким образом, занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт. На занятиях оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию
творческих способностей младшего школьника посредством оригами
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младшего школьника
Наше исследование проходило на базе МОБУ «СОШ № 69» г. Оренбурга в группе четвероклассников (18 учащихся).
Эксперимент проходил в три этапа:
I этап – констатирующий, предполагает диагностику уровня развития творческих способностей младшего школьника.
II этап – формирующий, предполагает развитие творческих способностей младшего школьника посредством оригами
III – контрольный, предполагает повторную диагностику уровня развития творческих способностей младшего школьника и анализ результатов экспериментальной деятельности.
Цель констатирующего этапа – оценка уровня развития творческих способностей младшего школьника.
Были выделены следующие критерии, показатели и методики, определяющие уровень развития творческих способностей:
А) беглость мышления (максимум идей);
Б) гибкость мышления (разнообразие идей);
В) оригинальность воображения (нестандартные идеи, новые);
Г) разработанность (законченность) - способность совершенствовать свой продукт;
Д) творческая мотивация (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности ребёнка в творчестве).
Для диагностики творческих способностей был выбран тест Э.П. Торренса, состоящий из трех частей.
1. «Нарисуй картинку». Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала (рисунок 1), вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.
Рис. 1 Стимульный материал к методике «Нарисуй картинку»
2. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур (рисунок 2), которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.
Рис. 2 Стимульный материал к методике «Закончи рисунок»
3. «Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых (рисунок 3). На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.
Рис. 2 Стимульный материал к методике «Повторяющиеся линии»
Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если: не был использован предложенный элемент; рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию; название картинки бессмысленное, не связанное с изображением; та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.
Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.
Оригинальность. Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 баллами. Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.
Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.
Гибкость. Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним).
Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.
Обработка и интерпретация результатов по тесту Э.П. Торренса представлена в приложении 1
Подсчёт баллов и их анализ. Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой:
0 — плохо;
0—34 — меньше нормы;
35—39 — немного ниже нормы;
40—60 — норма;
61—65 — несколько лучше нормы;
66—70 — выше нормы;
70 — отлично.
В таблице 1 представлены средние значения показателей креативности у учащихся 3-4 классов.
Таблица 1
Средние значения показателей креативности у учащихся
классы | беглость | гибкость | оригинальность | разработанность |
3-4 | 8,9 | 7,6 | 9,7 | 31,7 |
Характеристика уровней творческих способностей младших школьников (средние значения)
1. Высокий уровень (14,4 и больше баллов).
Школьники выполнили все задания, показали разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Учащиеся проявили инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У них проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. В рисунках присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. У детей выявлено положительное отношение к творческой работе.
2.Средний уровень (12,3-14,3 баллов).
Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Дети пытливы и любознательны, выдвигают идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляют. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. В рисунках не всегда присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. У детей выявлено нейтральное отношение к творческой работе.
3.Низкий уровень (менее 12,3 баллов).
Учащиеся, находящиеся на этом уровне, овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причиненного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, показывают медленную скорость мышления. Все детские рисунки шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Они не проявляют инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения. В рисунках не присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. У детей выявлено отрицательное отношение к творческой работе.
Результаты диагностики мы оформили в таблице 2.
Таблица 2
Уровень развития творческих способностей младших школьников экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ п/п |
Имя ребенка | Беглость | Оригинальность | Гибкость | Разработанность | Средний балл | Уровень |
| Слава Б. | 12 | 10 | 14 | 10 | 11,5 | низкий |
| Тоня В. | 10 | 8 | 8 | 7 | 8,25 | низкий |
| Ника К. | 16 | 11 | 15 | 12 | 13,5 | средний |
| Данил Л. | 15 | 11 | 14 | 12 | 12,75 | средний |
| Миша Л. | 11 | 10 | 13 | 11 | 11,25 | низкий |
| Сережа М. | 9 | 8 | 9 | 8 | 8,5 | низкий |
| Вера Н. | 7 | 6 | 6 | 6 | 6,25 | низкий |
| Артур О. | 15 | 11 | 14 | 11 | 12,75 | средний |
| Ксюша О. | 14 | 12 | 13 | 11 | 12,5 | средний |
| Карине П. | 10 | 10 | 12 | 10 | 8,0 | низкий |
| Аня Р. | 16 | 14 | 14 | 14 | 14,5 | высокий |
| Артем Р. | 16 | 11 | 15 | 12 | 13,5 | средний |
| Вова С. | 9 | 9 | 9 | 9 | 9,0 | низкий |
| Петя Т. | 15 | 12 | 15 | 12 | 13,5 | средний |
| Галя У. | 15 | 12 | 13 | 13 | 12,75 | средний |
| Саша Х. | 15 | 14 | 15 | 14 | 14,5 | высокий |
| Полина Ц. | 15 | 12 | 13 | 13 | 12,75 | средний |
| Глеб Я. | 8 | 8 | 8 | 8 | 8,0 | низкий |
Уровень творческой мотивации определялся по отношению ребенка к выполнению творческих заданий теста.
По результатам диагностики низкий уровень развития творческих способностей показали 8 (44%) младших школьников экспериментальной группы. Эти дети пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, показывают медленную скорость мышления. Все детские рисунки шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Они не проявляют инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения. В рисунках не присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.
Средний уровень развития творческих способностей показали 8 (44%) младших школьников экспериментальной группы. Эти дети достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Дети пытливы и любознательны, выдвигают идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляют. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. В рисунках не всегда присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.
Высокий уровень развития творческих способностей показали 2 (12%) младших школьника экспериментальной группы. Эти дети выполнили все задания, показали разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Учащиеся проявили инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У них проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. В рисунках присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.
Соотношение уровней развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы на констатирующем этапе исследования показано на рисунке 4.
Рис. 4 Соотношение уровней развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы на констатирующем этапе исследования
Таким образом, диагностика констатирующего этапа исследования показала, что в исследуемой группе младших школьников требуется работа по развитию творческих способностей детей.
2.2. Содержание и результаты экспериментальной деятельности
по развитию творческих способностей
младшего школьника посредством оригами
На формирующем этапе исследования в урок технологии экспериментальной группы младших школьников мы включили творческие задания при обучении оригами: на комбинирование приемов, составление сюжетных композиций. Также в уроке технологии мы использовали задания на самостоятельное придумывание складывания объекта.
Нами было проведено 8 уроков технологии по обучению технике оригами. В таблице 3 представлена последовательность включения творческих заданий по работе с оригами.
Таблица 3
Последовательность включения творческих заданий
по работе с оригами в урок технологии
№ п/п | Тема урока | Приемы складывания фигур | Творческие задания |
| Базовая форма «Воздушный змей» | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали. | «А что у вас?» |
| Базовая форма «Рыба» | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали. | «Дорисуй» на составление сюжетных композиций |
| Базовая форма «Катамаран» | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали | «Волшебные превращения» |
| Образ человека в сказочных сюжетах | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали | «Наряд для сказочного героя» на комбинирование приемов |
| Базовая форма «Дверь» | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали | «Моя картина» |
| Базовая форма «Книжка» | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали | «Кто больше придумает и нарисует?» |
| Базовая форма «Лягушка». | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали | «Небывальщина» |
| Заяц | Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали | «Два признака» на самостоятельное придумывание складывания объекта |
Описание творческих заданий представлено в приложении 2.
На первом уроке технологии мы собирали базовую форму «Воздушный змей». На данном уроке по инструкции мы собрали с обучающимися данную форму. После этого мы ввели творческое задание «А что у вас» Обучающимся было предложено дорисовать базовую форму, так чтобы она стала живым существом и дорисовать можно так, что все 4 фигуры объединятся в 1 единую сюжетную картину. В этом случае дать картине название. Большинство обучающихся справились с данным заданием и у них было много неповторяющихся ответов на каждый вид фигурки.
На втором уроке технологии мы собирали базовую форму «Рыба»
На данном уроке по инструкции мы собрали с обучающимися данную форму. После этого мы ввели творческое задание «Дорисуй» на составление сюжетных композиций, таким образом, что предложили детям не ограничивать свое творческое воображение и предложили составить сюжетную картинку на тему «Море». Мы предложили обучающимся использовать готовую данную форму «Рыбу», но дорисовать еще элементы, подходящие данной теме. После выполнения заданий было видно, что все работы абсолютно разные, потому у всех разный уровень развития творческих способностей. Для сравнения мы взяли 3 работы обучающихся, фото готовых работ представлены в приложении 3. Первая работа обучающегося Саши Х. (имеет высокий уровень развития творческих способностей при констатирующем исследовании), в данной работе присутствуют все показатели и критерии творческих способностей. Вторая работа обучающего Даниила Л. (имеет средний уровень развития творческих способностей при констатирующем исследовании), в данной работе отсутствует критерий оригинальности. Третья работа обучающего Сережи М. (имеет низкий уровень развития творческих способностей при констатирующем исследовании), в данной работе отсутствуют критерии: гибкость, беглость, оригинальность.
На третьем уроке технологии мы собирали базовую форму «Катамаран» На данном уроке по инструкции мы собрали с обучающимися данную форму. После этого мы ввели творческое задание «Волшебное превращение» Обучающимся нужно было наклеить фигурку и дорисовать её, чтобы получилась картинка на тему «Морской порт». Обучающиеся справились с данным заданием, но не у всех были оригинальные картинки.
Четвертый урок технологии был на тему «Образ человека в сказочных сюжетах». На данном уроке мы ввели творческое задание «Наряд для сказочного героя» на комбинирование приемов, таким образом, что предложили детям с помощью оригамных заготовок (которые дети должны сложить сами, используя разные приемы складывания, комбинируя их) нарядить героя сказки. У обучающихся была хорошая творческая мотивация, было интересно наблюдать, как они выполняют работу с охотой и заинтересованностью. Многие проявляли творческое мышление и воображение в ходе работы. В приложении 4 представлено фото некоторых, готовых работ обучающихся.
На пятом уроке технологии мы собирали базовую форму «Дверь». На данном уроке по инструкции мы собрали с обучающимися данную форму. После этого мы ввели творческое задание «Моя картинка». Обучающимся было нужно наклеить фигурку на лист бумаги и дорисовать до сюжетной картинки на тему «Зоопарк». Все обучающиеся справились с данным заданием и у некоторых обучающихся (Слава Б.) стали лучше проявляться критерии творческих способностей. Слава Б. сделал волшебный зоопарк, с несущест-вующими животными, в который могут попасть только послушные дети. А Ксюша О. сделала зоопарк, где находятся только единороги и попасть туда можно только через дверь, угадав загадки.
На шестом уроке технологии мы собирали базовую форму «Книжка». На данном уроке по инструкции мы собрали с обучающимися данную форму. После этого мы ввели творческое задание «Кто больше придумает и нарисует?» Обучающимся нужно было назвать как можно больше предметов, которые похожи на книжки и нарисовать их. Обучающиеся справились с данным заданием, у них получилось много разнообразных предметов. Петя Т. нарисовал окно, а Ксюша О. нарисовала телевизор.
На седьмом уроке технологии мы собирали базовую форму «Лягушка». На данном уроке по инструкции мы собрали с обучающимися данную форму. После этого мы ввели творческое задание «Небывальщина» Обучающимся нужно было составить из фигурок путём дорисовывания смешные композиции-путаницы на тему «Чего летом не бывает? После этого обучающимся нужно было составить смешной рассказ по своей работе. Обучающиеся справились с данным заданием. В приложении 6 представлены примеры рассказов детей.
Восьмой урок технологии был на тему «Заяц». На данном уроке мы выполнили работу с помощью творческого задания. «Два признака» на самостоятельное придумывание складывания объекта. Для этого мы предложили детям самостоятельно придумать и сложить объект, который может быть одновременно: пушистым и сереньким. Творчество детей проявлялось в использовании разных комбинаций приемов складывания (у каждого свои приемы, которые ребенок выбрал).
Обучающиеся складывали объект разными приемами и у большинства обучающихся получился заяц. В приложении 6 представлено фото готовых работ обучающихся.
После проведения формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы. Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень развития творческих способностей младших школьников экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ п/п |
Имя ребенка | Беглость | Оригинальность | Гибкость | Разработанность | Средний балл | Уровень |
| Слава Б. | 14 | 12 | 13 | 11 | 12,5 | средний |
| Тоня В. | 14 | 12 | 13 | 11 | 12,5 | средний |
| Ника К. | 16 | 14 | 14 | 14 | 14,5 | высокий |
| Данил Л. | 15 | 11 | 14 | 12 | 12,75 | средний |
| Миша Л. | 14 | 12 | 13 | 11 | 12,5 | средний |
| Сережа М. | 9 | 8 | 9 | 8 | 8,5 | низкий |
| Вера Н. | 7 | 6 | 6 | 6 | 6,25 | низкий |
| Артур О. | 15 | 11 | 14 | 11 | 12,75 | средний |
| Ксюша О. | 14 | 12 | 13 | 11 | 12,5 | средний |
| Карине П. | 10 | 10 | 12 | 10 | 8,0 | низкий |
| Аня Р. | 17 | 15 | 15 | 15 | 15,0 | высокий |
| Артем Р. | 16 | 11 | 15 | 12 | 13,5 | средний |
| Вова С. | 14 | 12 | 13 | 11 | 12,5 | средний |
| Петя Т. | 15 | 14 | 15 | 14 | 14,5 | высокий |
| Галя У. | 15 | 12 | 13 | 13 | 12,75 | средний |
| Саша Х. | 16 | 15 | 16 | 15 | 15,0 | высокий |
| Полина Ц. | 15 | 12 | 13 | 13 | 12,75 | средний |
| Глеб Я. | 8 | 8 | 8 | 8 | 8,0 | низкий |
По результатам диагностики низкий уровень развития творческих способностей показали 4 (22%) младших школьников экспериментальной группы. Эти дети пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, показывают медленную скорость мышления. Все детские рисунки шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Они не проявляют инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения. В рисунках не присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.
Средний уровень развития творческих способностей показали 10 (56%) младших школьников экспериментальной группы. Эти дети достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Дети пытливы и любознательны, выдвигают идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляют. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. В рисунках не всегда присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.
Высокий уровень развития творческих способностей показали 4 (22%) младших школьника экспериментальной группы. Эти дети выполнили все задания, показали разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Учащиеся проявили инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У них проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. В рисунках присутствует наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.
Соотношение уровней развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы на контрольном этапе исследования показано на рисунке 5.
Рис. 5 Соотношение уровней развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы на контрольном этапе исследования
На рисунке 6 показана динамика результатов исследования.
Рис. 6 Динамика результатов исследования
На рисунке видно, что показатели высокого уровня развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы повысились на 10%. Показатели среднего уровня развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы повысились на 12%. Показатели низкого уровня развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы понизились на 22%.
Таким образом, в ходе исследования была выявлена положительная динамика в уровне развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы, что подтверждает гипотезу исследования.
Заключение
Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. Под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Начинать развивать творческие способности следует уже с начальной школы.
Показателями развития творческих способностей младших школьников являются: оригинальность (способность младшего школьника давать неординарные ответы, требующие проявления творчества), абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей) творческого мышления; невербальное воображение (создание учащимся новых образов объектов окружающей действительности); наглядно-образное мышление (оперирование младшим школьником различными образами и наглядными представлениями при решении задач); позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю; эмоциональные переживания ребёнка, возникающие в процессе творческой деятельности; творческая мотивация (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности ребёнка в творчестве).
Одним из средств развития творческих способностей младшего школьника является оригами – складывание фигурок из бумаги. Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги, как один из показателей творческих способностей.
К основным приемам складывания заготовок можно отнести следующие: сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали; складывание квадрата по диагонали со складкой; складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон; складывание квадрата вдоль со сгибанием сторон и углов к середине; складывание квадрата заготовки с расходящимися концами. Преподаватель оригами следует правилам, вытекающим из особенностей предмета оригами. Используются термины и понятия, принятые в оригами. При допущенной ошибке фигурка не исправляется, а делается снова и из другого листа бумаги, так как ошибочные складки не устранимы.
Наше исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе исследования была проведена первичная диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы. Диагностика показала необходимость деятельности по развитию творческих способностей младших школьников исследуемой группы.
На формирующем этапе исследования в урок технологии экспериментальной группы младших школьников мы включили творческие задания при обучении оригами: на комбинирование приемов, составление сюжетных композиций. Также в уроке технологии мы использовали задания на самостоятельное придумывание складывания объекта.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы. В ходе исследования была выявлена положительная динамика в уровне развития творческих способностей младших школьников исследуемой группы, что подтверждает гипотезу исследования.
Таким образом, занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и, самое главное, – творческие способности.
Литература
Асмолов, А.Г. Психология личности: учеб. для вузов / А.Г Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 367 с.
Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: учеб. пособие / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - М.: Аким, 2011. - 31 с.
Бердяев, Н.А. Самопознание: учеб. пособие / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 2019. – 197 с.
Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству: учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. – М.: Знание, 2012. – 98 с.
Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание: учеб. пособие / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Знание, 2012. – 96 с.
Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение: учеб. пособие / А.В Брушлинский. – М.: Знание, 2013. – 96 с.
Венгер, А.А. Педагогика способностей: учеб. пособие / А.А Венгер. – М.: Просвещение, 2012.—106 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 93с.
Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: учеб. пособие / Н.А. Ветлугина. – М.: 2012. –174 с.
Гилфорд, Д.П. Структурная модель интеллекта. Психология мышления: учеб. пособие / Д.П. Гилфорд. – М.: Прогресс, 1965. – 73 с.
Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика способностей: учеб. пособие / В. Н. Дружинин, В.Н. Шадриков. – М.: 2012. – 170 с.
Елькина, О.Ю. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 7(70). – С. 23-27.
Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. – Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2014 – 264 с.
Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М.: Сов. Россия, 2013. – 101с.
Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы: / Н.М. Конышева. – Смоленск.: Начальная школа, 2015.— 47 с.
Круглова, Ю.Г Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Круглова Ю.Г. – М.: Изд. центр «Альфа», 2012. – 240 с.
Кузанский, Н. Сочинения в двух томах. – Том 1 / Н.Кузанский. – М.: Мысль, 2017. – 488с.
Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ: учеб. пособие / Ю.Н Кулюткин. – СПб.: СПбГУПМ, 2013. – 84 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2009. – 720с.
Лук, А.Н. Психология творчества: учеб. пособие / А.Н. Лук. – М.: Академия, 2018 – 336с.
Максимова, Т.Н. Бумагопластика как средство развития творческих способностей ребенка / Т.Н. Максимова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 72с.
Матюшкин, А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики: учеб. пособие / А.М. Матюшкин. – М.: Пресс, 2007. – 341с
Просетский, П.А. Психология творчества: учеб. пособие / П.А. Просетский, В.А. Сенченко. – М.: Прометей, 2012 – 83 с.
Платонов, К.К. Проблемы способностей: учеб. пособие / К.К. Платонов. – М.: Наука, 2012 – 26 с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика: учеб. пособие / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 2016. – 430с
Рахимов, А.З. Психодидактика творчества: учеб. пособие / А.З. Рахимов. – Уфа, 2012. – 281 с.
Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников: учеб. пособие / Е.Г Речицкая, Е.А Сошина. – М.: Педагогика, 2013. – 25-44 с.
Рубинштейн, С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 2011. – 220-235 с.
Рындак, В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь: учеб. для вузов / В.Г Рындак. – Оренбург.: Изд. центр ОГАУ, 2011. – 108 с.
Санникова, А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном пространстве: учеб. для вузов / А.И. Санникова. –Монография-Пермь.: Перм. гос. пед. ун-т, 2010. – 131 с.
Скаткин, М.H. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М.Н. Скаткин. – М.: Знание, 2015. – 48 с.
Соколова, С. Азбука оригами: учеб. пособие / С. Соколова. – М.: Домино, 2014. – 432 с.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям: учеб. пособие / В.А. Сухомлинский. – СПб: Питер, 2015. – 172с.
Тихомирова, О.С Психологические исследования творческой деятельности: учеб. пособие / Под редакцией О.С. Тихомирова – М.: 2011. – 190 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2010. – 519с.
Хуторской, А.В. Развитие творческих способностей / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2010. – 216с
Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант: Развитие и диагностика способностей / В.Д. Шадриков. – М.: Академия, 2017. – 302с.
Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2019 – 96с
Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учеб. пособие / Г.И. Щукина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 202с.
Эльконин, Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве: учеб. пособие / Д.Б Эльконин. – М.: 2016. – 3-5 с.
Юркевич, В.С. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие / В. С. Юркевич. – М.: Педагогика, 2012. –160 с
ПРИЛОЖЕНИЕ