СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа " Сборник учебных ситуаций по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание. («Концепция модернизации Российского образования»)

Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил необходимость  осуществлять формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.  Главная задача учителя – организовать так учебно-познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных усилий. ФГОС НОО определил следующую совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования[6, с.4].

Стандарт нового поколения ориентирован на результаты образования, как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося составляем цель и основной результат образования [6, с.6]. Результаты освоения обучающимися ООП НОО    можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные

Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа " Сборник учебных ситуаций по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе"»



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Каменск-Уральский педагогический колледж»





Сборник учебных ситуаций по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе

Выпускная квалификационная работа



Исполнитель

Шаталова

Вероника Владимировна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика в

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по организации образовательного процесса

_________________Коурова Н.В.

начальном образовании

группа 46

Научный руководитель

Стрельникова

Елена Михайловна









Каменск-Уральский

2017

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Пояснительная записка……………………………………………………………..8

Сборник учебных ситуаций по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе………………..…20

Заключение

Список использованных источников………………………………………………


































Введение

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание. («Концепция модернизации Российского образования»)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил необходимость осуществлять формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Главная задача учителя – организовать так учебно-познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных усилий. ФГОС НОО определил следующую совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования[6, с.4].

Стандарт нового поколения ориентирован на результаты образования, как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося составляем цель и основной результат образования [6, с.6]. Результаты освоения обучающимися ООП НОО можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные[6, с.7].

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Кроме того, в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает в том числе и …………..

Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Содержание учебного материала само по себе не побуждает к учебной деятельности, поэтому одним из важных средств активизации познавательной деятельности является учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

Многие авторы отмечают, что отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания, в частности, содержания курса технологии.

Однако, реализация этого тезиса сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебной ситуации, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.

В связи с

Объектом исследования является: процесс формированияпознавательных УУД у обучающихся младших классов.

Предмет исследования: содержание и условия создания учебных ситуаций, направленных на формирование познавательных УУД у обучающихся младших классов на уроках технологии.

Цель исследования: Создать сборник учебных ситуаций по развитию познавательных УУД у обучающихся на уроках технологии.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы формирования познавательных УУД у обучающихся младших классов

2. Раскрыть методологические условия создания учебных ситуаций, направленных на формирование познавательных УУД у обучающихся младших классов.

3. Разработать учебные ситуации, направленные на развитие познавательных УУД у обучающихся младших классов на уроках технологии.

При реализации задач исследования использовались следующие методы

  • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; 

  • изучение и обобщение опыта работы передовых учителей; 

  • анализ деятельности учителей по организации проблемного обучения; 

Теоретической основой исследования являются труды:!!!!! М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В. Оконь, Н.А. Менчинская, М.А.Данилов, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В.Хуторской и другие.




























Пояснительная записка

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1, с. 14].

Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека [5, с. 12].

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,

логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера [5, с. 7].

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и

Данные виды УУД формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий (см. таблицу 1).

Организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ.

Таблица 1

Технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий

Технологии

Методы

Формируемые УУД

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Разноуровневые задания. (задания разного уровня сложности) 

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.




Показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий:

- логические операции;

- определение количества слов в предложении;

- учет позиции собеседника;

- умение договариваться, аргументировать;

- взаимный контроль, взаимопроверка

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений oб oбъекте, его стpоении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, сети Интернет и других информационных ресурсов.

Универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:

1) носят надпредметный и метапредметный характер;

2) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально – предметного содержания;

3) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;

4) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности [3, c.64].

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы работ в технике «Оригами», пока он сам не начнет сгибать, сворачивать, клеить – пробовать – никакого навыка работы в данной технике у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, познавательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие[2, с. 104].

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания образцов деятельности, с помощью описания различных методических или дидактических средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока или иной единицы учебного процесса. Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета), действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:

  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков работы с инструментами, тканью и др.

  • отбор учебного материала,

  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся)

  • прогнозирование возможных действий детей.

Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),

  • специфики учебного предмета,

  • уровня сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

По учебной функции различают четыре вида ситуаций: (по Н.В. Борисовой)

• ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;

• ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям;

• ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем;

• ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии (учебные ситуации).

По характеру изложения и целям различают следующие виды конкретных ситуаций: классическую, "живую", "инцидент", разбор деловой корреспонденции, действия по инструкции. Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов, таких как характер, целей изучения темы, уровень подготовки слушателей, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения, индивидуальный стиль преподавателя и др.

Эффективным способом реализации обобщенных способов действий является также работа над проектом, структура которого, как это видно из приводимой ниже таблицы, естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности (см. таблицу 2).

Реализация этих хорошо известных всем истин сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебной ситуации, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения (когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу, учителя, не потому, что иначе поставят двойку), а потому, что ему/ей сейчас, сию минуту, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что если это сделать, это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому /ей самой (он/она выиграет, мы вместе сделаем отличную книгу, которую покажем родителям, составленными мною карточками или картинками будут пользоваться мои друзья, и говорить мне спасибо, и т.д.).


Таблица 2

Этапы работы над проектом

Основные этапы работы над проектом

Структура учебной деятельности

Этап 1. Принятие решения о выполнении проекта

Учебные мотивы

Этап 2. Определение цели деятельности

Учебная цель

Этап 3. Определение задач деятельности

Учебная задача

Этап 4. 1) Составление плана действий

2) Составление программы

Учебные действия и операции

Ориентировка

Преобразование (исполнение)

Контроль

Оценка

Этап 5. Поверка программы на «реализуемость»

Этап 6. Выполнение программы

Этап 7. Предварительный контроль

Этап 8. Презентация продукта



Создание банка таких учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов.

На сегодняшний день в литературе встречаются некоторые примеры учебных ситуаций - в дополнение к описанным в «Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отдельным предметам (Русский язык, Математика, Окружающий мир), или раскрывающие и поясняющие их. Классы или целесообразный для их реализации возраст в них не указываются – как в силу еще недостаточной отработанности этой системы, так – и прежде всего, – в силу значительного разнообразия познавательных интересов и возможностей и отдельных учащихся, и целых классов. Примеры учебных ситуаций по предмету «Технология» входе изучения литературы не обнаружены.

Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются возможностями:

1) действия не только лишь в абстрактном мире, который дети либо только воображают себе, либо могут увидеть на иллюстрации и с трудом осознают важность и необходимость выполняемых действий, но и реального создания различных моделей, конструкции, композиции с четким осознанием детьми, для чего и с какой целью они это делают.

На важность подробного факта указывал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии. Этого правила нужно придерживаться везде: и в грамматике, и в диалектике, и в арифметике, и в геометрии, и в физике, и пр. Иначе, что бы ты ни рассказал, все будет представляться детям каким-то чудовищем с того света. Не доведенный до понимания того, существует ли это в природе и в порядке ли это вещей, ребенок скорее будет верить, чем знать. Но если ты покажешь назначение всякой вещи, то ты действительно обеспечишь его подлинным знанием и умением действовать. Следовательно, нужно учить только тому, в чем есть очевидная польза» [4, с.211];

2) организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. Работа над заданиями позволяет систематически практиковать работу парами и микро-группами, вырабатывая у детей умение совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль;

3) организации творческой деятельности младших школьников, самостоятельности в планировании и реализации собственных замыслов;

4) реализации заложенных стандартом требований к структуре обучения детей младшего школьного возраста.

Предметная область «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности: планиро-вания, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить за-дачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. [3, с.141].

Учебный предмет "Технология" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа практически с любым материалом на уроках технологии открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Разметка на заготовках ткани или другом объекте, предназначенном для последующей обработки- развитие логический УУД; техника «оригами» обеспечит формирование логический УУД (моделирование, работа со схемой) и т.д. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин).

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным при реализации указанных в стандарте требований и при формировании необходимых качеств личности учащихся.

В результате исследовательской работы создан сборник учебных ситуаций по развитию познавательных УУД у обучающихся на уроках технологии, который состоит из ……………..

разделов Описать





Учебные ситуации планируем отбирать и структурировать в соответствии с педагогическими задачамии содержанием курса технологии по разделам:

  1. Основы культуры труда, самообслуживания

  2. Технология ручной обработки материалов

  3. Конструирование и моделирование

  4. Практика работы на компьютере


















Министерство общего профессионального образования

Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»







Сборник учебных ситуаций по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе















Шаталова Вероника Владимировна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика в

начальном образовании

Группа 46 

Научный руководитель

Стрельникова Елена Михайловна



Каменск-Уральский

2017

Пояснительная записка

Потребность в изменении подходов к проектированию учебного процесса, системе оценивания результатов повлекла за собой появление новых стандартов образования. Федеральный государственный стандарт (далее ФГОС) ставит на первый план формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию про­цесса усвоения, т. е. умение учиться.

Обратимся к определению «универсальные учебные действия». Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, они включают осознание обучающимися целей учебной деятельности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. (по А. В. Федотовой)

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учеб­ной деятельности, которые включают:

  1. учебные мотивы;

  2. учебную цель;

  3. учебную задачу;

  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Анализ литературы позволяет утверждать, что универсальные учебные действия - это система различных учебных действий обучающегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. Они необходимы для обеспечения успешного усвоения знаний, умений и навыков, и формирования компетентностей в любой предметной области, создания условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Кроме того, система различных учебных действий необходима для обеспечения возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Формирование познавательных УУД у младших школьников представляет собой важный процесс, так как они включают такие важнейшие умения детей как:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Рассмотрим учебную ситуация, как способ реализации системно-деятельностного подхода.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учитель должен создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Проектирование учебного процесса означает:

• определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;

• отбор учебного материала;

• определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий педагога, порядка взаимодействия учащихся).

• прогнозирование возможных действий обучающихся.

По учебной функции различают четыре вида ситуаций:

• ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;

• ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям;

• ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем;

• ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии (учебные ситуации).

Обучающиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока. В связи с этим в уроке следует различать два уровня организации:

1. общей структуры урока

2. построения основных структурных единиц.

Целью методической разработки является изучение возможностей использования учебных ситуаций на уроках технологии для организации эффективного обучения младших школьников, путем развития у них познавательных процессов.

В сборнике предложены примеры учебных ситуаций, которые могут использоваться постоянно, на протяжении всего периода обучения по предмету «Технология» и составлены в соответствии с педагогическим задачами курса.

Данный сборник составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Предполагаем, что все ситуации в сборнике являются универсальными, а это значит, использовать их можно на разных этапах обучения младших школьников по предметной области «Технология», добавляя или сокращая задания, внося в учебную ситуацию корректировки, соответствующие возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовки.

















Технология.


ФГОС НОО определил следующие требования к предметным результатам освоения ООП НОО по предмет »Технология»:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач [1, с.13].

Данные предметные результаты перекликаются с основными разделами содержания примерной образовательной программы НОО:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

• Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Мастера и их профессии.

• Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.

• Элементарная творческая и проектная деятельность.

• Самообслуживанию, домашнему труду.

  1. «Технология ручной обработки материалов».

• Материаловедение. Исследование свойств доступных материалов. Их происхождение.

• Инструменты, выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

• Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов.

• Элементы графической грамоты.

  1. «Конструирование и моделирование».

• Конструкции изделия, Виды и способы соединения деталей.

• Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

  1. «Практика работы на компьютере».

• Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации[2, с.195].

В сборнике предложены примеры учебных ситуаций, которые могут использоваться постоянно, на протяжении всего периода обучения на различном материале и структурированы в соответствии с педагогическим задачами курса.

ОФОРМИТь!

Предметная область «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности: планиро-вания, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить за-дачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. [3, с.141].

Учебный предмет "Технология" обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа практически с любым материалом на уроках технологии открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Разметка на заготовках ткани или другом объекте, предназначенном для последующей обработки- развитие логический УУД; техника «оригами» обеспечит формирование логический УУД (моделирование, работа со схемой) и т.д. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин).

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным при реализации указанных в стандарте требований и при формировании необходимых качеств личности учащихся.



















Учебные ситуации

«Знакомая незнакомка»

Раздел: «Технология ручной обработки материалов». « Общекультурные и общетрудовые компетенции».

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Учебная ситуация: Обучающиеся самостоятельно находят информацию о поделке, которой характерна роспись - где и когда она появилась, ее значение, значение орнамента, виды и т.д. Представляют найденную информацию, демонстрируя иллюстрации. Далее, обучающиеся выполняют поделку из глины либо из скульптурного пластилина, соблюдая каждый этап изготовления. Готовят поделку к росписи. Расписывают поделку в соответствии с предпочитаемым видом орнамента и требованиям к нему. Организовывается выставка. Представляют готовое изделие с опорой на примерные вопросы, объяснив, почему эта поделка должна присутствовать на выставке (можно использовать такие варианты представления как сказка, рассказ, стихотворение).


«Телепередача»

Разделы «Технология ручной обработки материалов», «Практика работы на компьютере», «Общекультурные и общетрудовые компетенции» (Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Мастера и их профессии).

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; логические универсальные учебные действия: построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Учебная ситуация: В классе, с помощью нетбуков/ ноутбуков и сети Интернет, обучающиеся находят информацию о том, как создают газеты, журналы, о людях, связанных с этим видом деятельности (собирает информацию, редактирует, печатает, выпускает и т.д). Представляют полученную информацию в виде схем. Далее, обучающиеся самостоятельно анализируют и классифицируют телепередачи, опираясь на группы, в которые можно объединить некоторые передачи. Например, группы развлекательных, познавательных, спортивных и т.д. Далее, совместно с учителем определяют наиболее интересные. Объявляется конкурс, на создание агитационных плакатов, призывающих смотреть только те телепередачи, которые носят пользу для человека, ребёнка.


Творческие задания «Волшебные секреты».

Раздел «Технология ручной обработки материалов». (Материаловедение)

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; логические универсальные учебные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся просмотреть фильм о различных материалах, например, о спичках, их истории. Организуется викторина по просмотренному фильму. Далее, предлагается просмотр работ, выполненных из спичек. Задается вопрос: «что еще мы можем сделать с помощью спичек?»

Обучающиеся самостоятельно определяют изделие с опорой на следующие популярные образы для прикладного творчества:

  1. Цветы и травянистые растения

  2. Деревья и кустарники или их веточки

  3. Пейзажи

  4. Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые и др.

  5. Овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи

  6. Продукты питания

  7. Посуда

  8. Игрушки

  9. Люди

  10. Сказочные герои

  11. Здания и жилища

  12. Детали интерьера

  13. Транспорт (техника)

  14. Одежда, обувь, головные уборы

  15. Причёски

  16. Украшения

  17. Праздничная символика

Обучающиеся самостоятельно изготавливают поделку с опорой наследующие «Волшебные секреты», которые, как волшебная палочка, могут превращать одну поделку в другую:

1. Заменяй материалы. Попробуй, какие ещё материалы подойдут для данной технологии.

2. Сделай плоское изделие объёмным или наоборот.

3. Изменяй размер. (Вслед за этим иногда требуется изменить и количество).

4. Поменяй расположение деталей.

5. Изменяй форму.

6. Соединяй в одной работе разные технологии.

7. Используй случайные совпадения.

Учитель организует выставку творческих работ.


«Школа дизайна»

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; логические универсальные учебные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Учебная ситуация: Обучающиеся в группах изготавливают заготовки небольших комнат (например, из обувной коробки). Обговаривается проект дома. Обучающиеся отвечают на вопросы: «Сколько будет комнат?», «Кому они будут принадлежать?» и т.д. Далее, обучающиеся в группах, распределяя обязанности, подготавливают макет комнаты к представлению (например, обклеивают комнату обоями, подходящего цвета, из подручного материала изготавливают мебель и предметы интерьера). После комнаты соединяются в один большой дом. Каждая группа должна ответить на вопросы: «Почему выбраны именно такие обои? Почему поместили в комнату именно эту мебель? Кто будет жить в этой комнате?». Выделяют трудности, и пути их преодоления. Данная ситуация может быть рассчитана на несколько уроков.


«Ярмарка»

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

Формируемые УУД: общеучебные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Учебная ситуация: Обучающимся предлагаются шаблоны фигур яиц из картона, которые нужно украсить с помощью любой изученной техники (пластилинография, приёмы резания, торцевание, изонить, аппликация и т.п.). Самостоятельная работа – подготовка презентации своей поделки с опорой на критерии оценивания, определенные совместно с учителем. Организуется ярмарка поделок. Эта ситуация может использоваться и для контрольно-оценочной деятельности, в том числе – для само- и взаимооценки.


«Мультипликационные работы»

Раздел «Практика работы на компьютере». Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных)

Учебная ситуация: Обучающиеся имеют на уроке нетбук/ноутбук. Задается определенная тема для обсуждения, в результате которой должен получиться «Мультипликационный фильм».

В текстовом документе у каждого обучающегося отдельная информация. Обучающиеся иллюстрируют информацию, данную в документе с помощью стандартного приложения Paint. Учитель собирает в общую папку все иллюстрации, показывает на слайде. Если все иллюстрации изображены по тексту, должен получиться комикс на заданную тему.


«Мебельный цех»

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; логические универсальные действия: выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей.

Учебная ситуация: Учитель организует просмотр презентации «Деревянная мебель. Стул». Обучающиеся обсуждают вопрос: «Из чего можно изготовить мебель или ее макет?». После обсуждения учитель предлагает детям разделиться на группы-бригады и провести эксперимент с различными материалами и техниками.

С помощью игры «Молекулы» класс разбивается на три бригады:

1. бригада выполняют поделку «стул» из бумаги, руководствуясь инструкционной картой,

2. бригада выполняет поделку с помощью подручных средств, руководствуясь инструкционной картой,

3. бригада выполняют поделку по шаблону, из картона.

Далее, обучающиеся представляют работы, определяется более практичный, эстетичный способ изготовления мебели с опорой на предложенные законы дизайна (красота + польза). В заключении учащимся предлагается представить изделия, придумав рекламу.


«Конкурс таксидермистов*»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». Элементы графической грамоты.

Формируемые УУД: сравнивать свойства различных материалов; моделирование; логические УУД (синтез, анализ).

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся стать мастерами по изготовлению чучел (таксидермистами). Объявляется конкурс на лучшего таксидермиста (группу таксидермисов). Вначале учитель предлагает узнать образ животного мира по описания внешнего вида, затем изготовить его из природного материала, максимально точно передав эти внешние характеристики. Эту работу, возможно, организовать в группах. Задача подобрать наиболее подходящий природный материал, наиболее выразительно передающий внешние характеристики. После обсуждения, обучающиеся приступают к работе, распределяют роли, планируют деятельность с опорой на лист планирования (эскиз, разметка, обработка, сборка, оформление) и выполняют творческую работу.

* Мастер по изготовлению чучел – или по-научному таксидермист – это очень редкая профессия. Фактически таксидермист работает на стыке многих специальностей. Он должен хорошо знать анатомию, биологию и экологию животных. Кроме того, должен быть хорошим скульптором, хорошо знать физико-химические свойства используемых материалов. Ну и конечно настоящий таксидермист должен обладать художественным видением.


«Цех света»

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности».

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;структурирование знаний; Логические универсальные действия: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

Учебная ситуация: Учитель организует просмотр презентации научное кино/ презентация «Старинные и современные способы освещения жилища». Обучающиеся обсуждают вопрос: «Чем отличаются старинные осветительные приборы от современных?» Учитель сообщает обучающимся, что сегодня они будут работать в цехе по производству торшеров.

С помощью карточек с номерками 1-2-3-4 обучающиеся делятся на 4 бригады, которые составляют конвейер цеха:

1 бригада выполняет основу торшера (из гофрированного картона);

2 бригада выполняет вертикальную основу торшера;

3 бригада выполняет верхнюю часть торшера;

4 бригада украшает изделие.

Каждый цех представляет результат работы на конвейере.


«Футбол»

Раздел «Практика работы на компьютере». (Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации).

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации объектов.

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся пронумерованные карточки с заданием: найти определение слов с помощью ресурсов Интернет. После поиска определений, учитель читает текст, в котором пропущены те или иные определения. Обучающиеся дополняют текст учителя. Затем, составляют свою матрицу определений, отталкиваясь от определений, данных в Интернете.


«Информация соседу»

Раздел «Практика работы на компьютере».Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Логические универсальные действия: сравнение, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Учебная ситуация: Учитель представляет информацию об электронных носителях, используемых для хранения цифровой информации. Обучающимся даны несколько вариантов текстов в текстовом документе. Задача обучающихся отправить эту информацию на флэш карту и обменяться с ней со своим соседом. Сосед, получив информацию на носителе должен отредактировать и пересказать тому, кто предоставил эту информацию. Далее, обучающимся предлагается самостоятельная работа, где они должны определить характеристики устройства: удобное ли оно? Практичное? Компактное? Универсальное? Безопасно ли хранить на ней личную информацию?


«Электроники»

Раздел «Практика работы на компьютере». Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Логические универсальные действия: сравнение, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Учебная ситуация: Обучающимся предлагается в группах найти информацию об одном из устройств компьютера – предназначение, функции, использование. Далее, группы представляют найденную информацию, сопровождая ее мультимедийной презентацией.

Изготавливается газета, в которой будет отведено место для каждой группы, для помещения информации о выбранном устройстве компьютера. Газета должна носить информационный характер.


«Это каждый должен знать!»

Раздел «Практика работы на компьютере». Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Логические универсальные действия: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающиеся самостоятельно составить правила при работе за компьютером с опорой на общепринятые правила, которые размещены на плакатах, слайдах. Обсуждая, обосновывая их правильность, обучающиеся издают газету о правилах работы за компьютером.

Данная учебная ситуация может быть использована с обучающимися при работе с любыми инструментами и приспособлениями.


«Проектировщики»

Раздел: «Конструирование и моделирование». (Конструкции изделия, виды и способы соединения деталей).

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; логические универсальные действия: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся послушать рассказ, о том, как некоторые животные и птицы строят для себя гнезда, жилища. В ходе рассказа обучающиеся фиксируют этапы их построения. Учитель предлагает детям спроектировать целый город для животных. В продолжение работы создаётся проблемная ситуация: «А можем ли мы построить макет дома для человека, используя те же материалы, которые используют животные для построения своего жилища?» В самостоятельной практической работе обучающиеся экспериментируют, изготавливают макет дома для человека, с использованием знакомых материалов (например, ветки). Обучающиеся совместно с учителем делают выводы и оформляют выставку.



«Лаборатория материалов»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». (Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.)

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Логические универсальные действия: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Учебная ситуация: Учитель предлагает организовать в классе лабораторию. Обучающимся задаётся вопрос «Можно ли рисовать пластилином?». Обсуждая вопрос, обучающиеся вспоминают различные средства рисования. После обсуждения предложить детям объединиться в группы. Как правило, класс делится на две группы:

• первая группа предполагает «можно рисовать пластилином» т.к. обучающиеся уже, знают, умеют и могут научить других;

• вторая группа предполагает, что «нельзя», обучающиеся сомневаются, и проявляют желание поэкспериментировать с пластилином, хотят открыть способы рисования им.

Знатоки могут научить остальных знакомым приёмам рисования пластилином, объясняя приёмы выполнения, отмечая их особенности.

После просмотра образцов картин, выполненных в этой технике, находят уже знакомые приёмы рисования пластилином и открывают другие. Обсуждают способы изображения, высказывают предположения (смешивания пластилина, многослойное, рельефное, налепы жгутиков, шариков, кос и др.). В самостоятельной практической деятельности изображают различные предметы, экспериментируя, осваивая новые способы рисования пластилином.



«Исследователи»

Раздел: «Конструирование и моделирование». (Виды и способы соединения деталей).

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Логические универсальные действия: анализ; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей;

Учебная ситуация: Обучающимся предлагается самостоятельно (домашняя работа) исследовать различные способы соединения засушенного листа (тканей, различного природного материала) с картоном. В ходе наблюдения, через определённое время делают выводы, выделяют наиболее оптимальный с опорой на критерии, предложенные учителем «красота + польза» (красота – выразительность и привлекательность; польза – удобство пользования). В классе организуется обсуждение. В дальнейшем убеждаются в правильности выбора клеящего материала через организацию практической деятельности по выполнению аппликации.


«Создатели древней книги»

Раздел «Технология ручной обработки материалов».Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Учебная ситуация: Обучающиеся знакомятся с историей возникновения книги. Учитель предлагает обучающимся изготовить страницы древней книги с изображением буквы, используя изученные ранее материалы и приёмы их обработки. Работу лучше организовать в парах. Обложку книги (первую и последние) страницу книги изготавливает учитель. Обучающиеся самостоятельно изготавливают страницу. По предложенным критериям (аккуратность, степень самостоятельности, творческие находки) обучающиеся производят само- и взаимооценку. Все страницы скрепляют в общую книгу.


«Банк семян» (бумаги, ткани, ниток, природного материала, пуговиц и т.д.)

Раздел «Технология ручной обработки материалов». Материаловедение. Исследование свойств доступных материалов, их происхождение.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические универсальные действия: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений.

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся в определённые сроки собрать семена растений, систематизировать в коллекцию и принести в школу для конкурса. Объявляется конкурс «Коллекция семян», в рамках которого обучающиеся представляют коллекции, способы сбора и их хранения. Они обмениваются материалами, выявляют победителя. Позже обучающимся предлагается создать «Золотой банк семян класса». Возможно, предложить обучающимся представить «Золотой банк» обучающимся других классов.


«Определённое условие»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». «Практика работы за компьютером».

Формируемые УУД: общеучебные: моделирование, структурирование знаний, логические УУД (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование)

Учебная ситуация:

Учитель демонстрирует видеофильм, предлагает обучающимся понаблюдать за жилищем пчёл, за сотами, рассмотреть их особенности и способы строения. Задаётся проблема: «Можем ли мы построить данное жилище при определённом условии - использовать только бросовый материал, картон, нитки, пластилин?». Учитель организует совместное обсуждение, после чего обучающиеся в группах реализуют замысел. Учитель, на данном уроке выполняет роль наставника, советчика. В конце урока обучающиеся презентуют свои изделия, обосновывая выбор техники, выделяя ее плюсы и минусы.


«Такие разные»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов.

Формируемые УУД:сравнивать свойства различных материалов; моделирование; логические УУД (синтез, анализ).

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся разделиться на группы для творческой работы. Для каждой группы есть «папка-помощница» - папка, в которой есть инструкционные карты для данного урока и описаны некоторые техники ручной обработки материалов. Обучающиеся каждой из групп должны выбрать один из вариантов аппликации и изготовить ее (рельефную- аппликация из бумажных комочков, модульная, ленточная, симметричная накладная аппликация). Аппликация должна отображать заданную учителем тему. Работы представляются всему классу в виде рекламы.



«Прочитай, перескажи, покажи»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». Элементы графической грамоты.

Формируемые УУД: сравнивать свойства различных материалов; моделирование; логические УУД (синтез, анализ).

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся поработать в технике оригами, разделившись на 3 группы.

Каждой группе предлагается изготовить определённые фигурки по схемам. Например,

1 группа - рыбы;

2 группа - водоросли;

3 группа - другие обитатели моря (осьминог, кит, краб и т.п.)

После того как, дети изготовили фигурки они меняются местами и должны обучить других, чётко объясняя и показывая приёмы выполнения. Меняются до тех пор, пока все не научатся выполнять все фигурки. Происходит взаимообучение. В результате обучающиеся оформляют коллективную аппликацию по заявленной теме. В дальнейшем они могут провести мастер класс для обучающихся других классов.


«Миллион идей»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». (Материаловедение).

Формируемые УУД: сравнивать свойства различных материалов; моделирование; логические УУД (синтез, анализ).

Учебная ситуация: Учитель предлагает обучающимся проанализировать экологическую проблему: «Какой и как часто они выбрасывают упаковочный, бросовый материал?» «Можно ли из ненужных вещей (бутылок, дисков, лоскутков ткани, пуговиц, коробок и т.п.) сделать полезные вещи?». Обучающиеся самостоятельно собирают и приносят на урок несколько бросовый, упаковочный материал. Учитель объявляет конкурс на самую оригинальную игрушку или предмет интерьера, сделанную из ненужных вещей. Обучающиеся изготавливают предметы интерьера, игрушки, консультируясь с учителем.

Примерный перечень поделок: посуда, игрушки, сувениры, сказочные герои, здания и жилища, упаковка для коллекций, детали или украшения интерьера, транспорт (техника), инструменты для сада, кухни, машины; головные уборы, украшения, праздничная символика, цветы, и т.п.). Данная ситуация может использоваться и для контрольно-оценочной деятельности.


«Герб Класса»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». (Материаловедение.)

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; логические ууд: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Учебная ситуация: Учитель предлагает изготовить герб класса или школы. Материалы и техники, приёмы их обработки предлагается на выбор. Отдельные учащиеся рассказывают остальным о гербе и правилах его создания, символике школы - школьном гербе (флаге, гимне). Учитель возможно, предлагает разделиться на группы, одна из которых будут разрабатывать герб класса, вторая группа - флаг класса, третья группа - текст, который возможно, станет гимном класса. С опорой на лист планирования (эскиз, разметка, обработка, сборка, оформление) группы выполняют творческую работу. В заключении демонстрируют обучающимся других классов. Данная ситуацияможет использоваться и для контрольно-оценочной деятельности.


«Научился сам - научи других!»

Раздел «Технология ручной обработки материалов». Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; логические ууд: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Учебная ситуация: Обучающимся предлагается вытянуть из шляпы карточку с названием одной из освоенных приёмов или техник работы с бумагой (торцевание, сгибание в технике оригами, гофрирование, сминание, плетение, и т.п.) Обучающиеся самостоятельно готовятся научить своего одноклассника приёму выполнения. Сразу после того, как будет выслушано объяснение, обучающимся предлагается повернуться к соседу и пересказать его своими словами товарищу. После второго рассказа пара меняется ролями.

Задание со временем можно усложнить, предлагая детям при пересказе пользоваться определенной лексикой, круг которой можно установить всем вместе.

При наблюдении за деятельностью детей, полезно использовать видеокамеру, которая дает изображение на экране и показывает и чтение учащихся, и их взаимодействие со сверстниками.

Видеоизображение используется для самооценки, оценки сверстниками и оценки учителем.Эта ситуация может использоваться и для контрольно-оценочной деятельности.


«Характер персонажа».

Раздел «Технология ручной обработки материалов». Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; логические ууд: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Учебная ситуация: Обучающимся предлагается изготовить изделие, сувенир для конкретного адресата (сказочного персонажа). Например, игольница для Снежной Королевы. Обучающимся необходимо обсудив характерные черты определённого героя, человека, выполнить изделие. Творческая работа направлена на решение конструктивной задачи - какой выбрать материал, цвет, форму и технику? В заключении урока можно предложить обучающимся догадаться для какого сказочного героя предназначался сувенир или изделие?


«Заверши начатое»

Раздел- «Технология ручной обработки материалов». Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов.

Формируемые УУД: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; логические ууд: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Учебная ситуация: Обучающимся предлагается выполнить поделку по образцу. По сигналу учителя, обучающиеся обмениваются начатыми поделками со своим соседом (другом, товарищем). Получивший поделку, доделывает ее в соответствии с образцом. В заключение урока учитель предлагает в парах проанализировать изделия и оценить работу одноклассников в соответствии с поставленной задачей.


«Разные самолетики»

Раздел «Технология ручной обработки материалов».«Общекультурные и общетрудовые компетенции».

Формируемые УУД: логические универсальные учебные действия: построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Учебная ситуация: Учитель предлагает каждому ряду обучающихся изготовить самолет в технике оригами разными способами с опорой на показ заранее подготовленных обучающихся.

После показа, обучающиеся самостоятельно выполняют работу, украшают самолет знаками отличия (у каждого ряда свой знак отличия, это могут быть треугольники, круги, звездочки и др.). Далее, объявляются соревнования на самый быстрый самолет.




Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа[Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

  3. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологииТекст: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М.Галямова, В.В.Выгонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с., 8 с. ил.

  4. Голубева, Л.В. Анализ урока[Текст]: типология, методики, диагностика /Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 322 с.

  5. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайн образования [Текст]/. – М.: Академия, 1999.

  6. Моргунова, И.Г. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект.

  7. Шамова, Т.И.  Управление образовательным процессом в адаптивной школе /Т.И. Шамова, Т.М. Давиденко. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.











Заключение

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий

   Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

ФГОС НОО вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит сходства, отличия, группируя по признакам). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью педагога:

  1. обнаруживают предмет своего действия,

  2. исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

  3. преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,

  4. частично – запоминают.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ученик осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

Сборник учебных ситуаций по формированию познавательных УУД актуален, так как в настоящее время не существует сборника учебных ситуаций именно по предмету Технология. Сборник эффективен, так как содержит ситуации, развивающие и формирующие у обучающихся познавательные действия, заставялющие обучающихся сопоставлять, классифицировать, мыслить, самостоятельно открывать знания.











































Список использованной литературы

  1. ФГОС НОО: текст изм. и доп. на 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Бордовская, Н. В. ПедагогикаТекст: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.

  3. Галямова Э.М. Методика преподавания технологииТекст: учебник для студентов учреждений высш.проф. образования /Э.М. Галямова, В.В. Выгонов.-2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 176с., 8с.ил. – (Сер.Баклавариат).

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителяТекст/ под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008. – 342 с.

  5. Коменский А.Я., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоции И.Г. Педагогическое наследиеТекст. – М.: Мысль,1989. – 432 с.

  6. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классовТекст / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 4-7.