ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Слушателя группы 13.5.
Развитие профессионального мастерства педагогов начального образования
Мохонько Марии Владимировны
учителя начальных классов МОУ «Основная школа № 46 г. Макеевки»
Руководитель выпускной работы:
Седова Н.Н.,
методист отдела начального образования
2018
Аннотация
Формирование познавательных умений это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить учение. Учёные и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
В работе рассмотрены формы и методы работы, направленные на формирование у младших школьников познавательных умений на уроках окружающего мира; определены приёмы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира.
Содержание
Введение
Основная часть
Понятие познавательных умений
Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира
Использование художественной литературы и научно-познавательной книги
Практические методы обучения на уроках окружающего мира
Дидактическая игра как метод обучения на уроках окружающего мира
Поисково-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира
Выводы
Литература
Приложение
1.Введение
Актуальность темы: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Действительно, в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять в различных учебных и жизненных ситуациях.
Начальная школа должна развивать желание ребёнка учиться в течении всей жизни и научить его делать это эффективно. Именно на этом этапе обучения необходимо привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Главное правило, о котором должен помнить учитель: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания».
Данная тема актуальна для нас, потому что формирование познавательных умений младших школьников способствует подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школ в окружающий мир.
Таким образом, актуальность определяется необходимостью выдвижения проблемы формирования познавательных умений на уроках окружающего мира. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесёт желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Цель: изучить методы, приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и практически их применить.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия познавательных умений в психолого-педагогической литературе.
2. Определить приёмы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира.
3. Рассмотреть формы и методы работы, направленные на формирование у младших школьников познавательных умений на уроках окружающего мира.
2. Основная часть
2.1. Понятие познавательных умений
Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон. Универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль умения выполнять действие.
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий. Остановимся более подробнее на формировании познавательных универсальных учебных действиях. Например, чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:
1.вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы;
2.затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать;
3.научиться сознательно формулировать проблемы;
4.в завершении, проконтролировать его.
Достижение ожидаемого результата – умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельности метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся.
Познавательные умения – действия, с помощью которых осуществляется процесс познания. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.
Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать своё отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.
2.2. Приёмы активизации познавательной деятельности
на уроках окружающего мира
Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его интересом , поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно влияет на его познавательную активность.
Необходимые условия для решения задачи обучения и развития младшего школьника:
1.«Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребёнка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо всё время использовать «эмоциональную поддержку». Урок по теме «Какие бывают животные» начинается с рассматривания и обсуждения схемы. Дети получают знания о том, что на Земле есть много различных водоёмов: рек, озёр, болот, океанов, морей, прудов. Далее дети читают текст, осознают природоведческие и географические термины и понятия реки (глубоководные и мелководные), ключ, родник, исток, устье, объясняют значение словосочетания река – водоем. То есть учащиеся овладевают научными знаниями. Для того чтобы они осознали и запомнили особенности разных водоёмов, предлагаются три эмоциональные опоры – рубрика «Смешинки» (весёлое стихотворение «Почему киты молчат?» В. Бокова), репродукция картины И.К. Айвазовского «Корабль у берега» и строки А.С. Пушкина «Прощай же, море!». Эмоциональные впечатления, которые получают дети в результате работы с этими опорами, помогут сохранить в их памяти важные сведения об особенностях различных водоёмов. Например, киты живут в морях и океанах; море бывает спокойное и бурное, в разную погоду и в разное время года морская вода может быть разного цвета: синего, зелёного, чёрного, голубоватого и др.; море красиво, его волны издают звуки (шум, гул, грохот). Таким образом, «слитность» познавательной активности ребёнка с эмоциональным состоянием помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон.
2.Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путём (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребёнка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рассуждать («я думаю, что…») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.
3.Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнёра по деятельности, способа выполнения задания.
4.речевые разминки могут решать следующие конкретные задачи:
а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям – учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;
б) формировать умения и навыки участия в диалоге;
в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение и др.);
г) развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
Младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире. Учитель показывает детям рисунок, например пингвина, и предлагает задать любые вопросы к этому рисунку. Дети спрашивают: «Кто это: птица или зверь? Где живёт? Как выглядит? Как называются его ноги? Умеют ли пингвины плавать? Почему они живут там, где много снега? Привыкли ли они к морозам и льдам? Чем они питаются?». Можно предложить детям домашнее задание: подобрать рисунок какого-нибудь животного или предмета и придумать как можно больше разных вопросов к этому рисунку. Ученики с удовольствием соревнуются между собой: кто больше сочинит вопросов об этом предмете или объекте. Что такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид – загадки.
Разновидность загадки – речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании логической задачи.
Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. В первом классе с целью проверки умения решать логические задачи можно использовать самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идёт о загадках.
Приведём некоторые примеры загадок о природе.
Юркий маленький зверёк по деревьям прыг да скок. (Белка)
Зимой спит, летом малинник да ульи ворошит. (Медведь)
Эта ягодка такая: сначала горькая, но после мороза сладкая. (Рябина)
Низок да колюч, сладок да пахуч.
Если ягоды сорвёшь, руку больно обдерёшь. (Крыжовник)
На болоте росла, очень кислая была. (Клюква)
Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые «философские» задачи. Приведём несколько примеров. Учитывая уровень развития учеников, учитель может использовать «философские» задачи в разных классах.
1.С какими животными сравнивают иногда человека, если он… (трусливый упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осёл, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.
2.Дополни высказывания:
радио – ухо, а книга –
радость – свет, а горе –
труд – награда, а лень –
ночь – тишина, а день –
весна – рассвет, а осень –
3.Соедини линиями слова противоположного значения:
доброта трудолюбие
справедливость трусость
честность лживый
правдивый несправедливость
леность бесчестный
смелость злой
4.Соедини линиями начало и конец пословиц:
Любишь кататься … имей сто друзей.
Ученье - свет, а … люби и саночки возить.
Труд человека кормит, а … коли делать нечего.
Береги платье снову, а … по уму провожают.
Не имей сто рублей, а … честь смолоду.
По одёжке встречают, … не ученье – тьма.
Долог день до вечера, … лень портит.
Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что? Почему? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др.
Тема «Человек и его здоровье» (4 класс)
1.Во время дальней прогулки ты натёр ногу. Как облегчить боль?
а) подержать ногу в воде;
б) помазать больное место йодом;
в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.
(правильный ответ - в)
2.Отвар какой травы пьют при бессоннице?
а) валерианы;
б) одуванчика;
в) полыни.
(правильный ответ - а)
Тема «Животные – живые существа, организмы» (3 класс)
1.Какая птица умело подражает голосам других птиц?
а) кукушка;
б) трясогузка;
в) скворец.
(правильный ответ - в)
5.Учебные ролевые игры.
Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения, особенно важна игровая деятельность.
Уроки окружающего мира особенно ценны для развития ролевой игры, а значит, воображения. Начало игры – это создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…». Например, при изучении темы «Сезонные изменения осенью» учитель предлагает детям поиграть в «лесное собрание». «Представьте себе, что все мы – лесные жители, кто – насекомое, кто – звери, кто – птицы…
Наступила осень. Заволновались в лесу птицы и звери, насекомые и пресмыкающиеся – скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме…».
Дети распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли: ёж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы.
Сначала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя. В процессе игры, исправляя (дополняя, уточняя) высказывания ребёнка, учитель не должен делать при этом никаких замечаний и порицаний.
Дети прекрасно понимают, что это игра, что в ней все «понарошку», что иногда она может расходиться с реальным положением дела. И противоречий между формой приобретения знаний (игра) и научными представлениями о явлении действительности не возникает.
Чтобы игра развивалась интересно, учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чём пойдет разговор, что может произойти и т.п. Тогда игра не зайдёт в тупик, потому что учитель вовремя предложит интересное продолжение сюжета.
2.3. Использование художественной литературы
и научно-познавательной книги на уроках окружающего мира
Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем учитель может использовать отрывки из художественной литературы, а также научно-познавательной книги, прежде всего словари, энциклопедии, справочники. Работа с дополнительной литературой решает следующие задачи:
а) углубляет интерес младших школьников к окружающему миру;
б) уточняет их представления о явлениях природы и социального мира;
в) учит самостоятельно работать с познавательной книгой;
г) учит работать со справочной литературой.
Исходя из этого, учитель использует дополнительную художественную литературу с разными целями:
1.Чтение дополнительных текстов используется как индивидуальные задания для сильных учащихся. В то время как учитель во время урока работает с основным составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)». Например, при изучении растительного мира в 3 классе можно предложить такой текст для дополнительного чтения:
«В небольшом городе в Швейцарии жил и работал великий ботаник Карл Линней. Своему городу он однажды сделал подарок – цветочные часы. Они отмечали раннее утро, полдень, вечер. Стрелок на таких часах не было, время показывали цветки разных растений. Они открывались и закрывались в определённое время.
Эти растения открывают свои цветки в такое время:
5-6 часов – мак, кувшинка белая;
6-7 часов – одуванчик;
7-8 часов – осот огородный;
8-9 часов – кислица;
9-10 часов – мать и мачеха, ноготки;
20 часов – табак душистый;
21 час – ночная фиалка.
Эти растения закрывают свои цветки в такое время:
15 часов – мак;
17 часов – кувшинка белая, одуванчик».
2.Раз в две недели учитель устраивает на уроке познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для таких познавательных минуток можно поручить детям в виде домашнего задания. Темы согласуются с основным содержанием урока.
3.Часть урока отводится знакомству со справочной литературой и работе с ней. В конце учебников 3 и 4 классов имеются небольшие словарики, поэтому надо предложить детям во время работы с текстом найти значение выделенных слов в словарике. Кроме того, на уроках окружающего мира можно использовать и различные справочники, энциклопедии.
2.4. Практические методы изучения на уроках окружающего мира.
На уроках окружающего мира учитель проводит совместно с детьми различные опыты. Содержание, представленное в учебнике, подсказывает, какие опыты целесообразно провести. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных веществ. Конечно, дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяется, лепится, рассыпается и др.).
Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формируют у школьников общую характеристику понятия «свойства» и термины, её определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.
Например, учитель предлагает опыты с песком и глиной.
Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить свойства).
Используется следующее оборудование: стаканчики, листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трёхлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, резиновая трубочка.
Задания:
1). С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику, используя слова-опоры (они могут быть написаны на доске): комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжёлый, липкий, не липкий.
2). Будем сыпать песок и глину из стаканчиков на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?
3). В трёхлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит учитель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?
4). Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы. Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси песка и глины? О каком веществе можно сказать «рыхлый»? Какое вещество больше забирает воду: песок или глина? Почему? В какое вещество легче посадить растение? Почему? Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?
5). Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем пока они высохнут. Обсудим вопросы. Из какого вещества легче лепить? Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?
Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт – небольшой эксперимент, потому что в большинстве случаев они не знают, какой результат могут получить.
2.5. Дидактическая игра как метод обучения
на уроках окружающего мира
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиями других участников игр. Кроме того, с приходом ребёнка в школу и началом систематического обучения игра остаётся для него всё ещё очень желанной и радостной деятельностью. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока.
При отборе игры нужно обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:
Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, а также владеть терминами, отражающими пространственные понятия.
Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.
Тема «Наши помощники – органы чувств» требует использования дидактических игр, которые проверяют уровень сенсорных чувств детей: «Угадай на вкус», «Кто позвал», «Из какого материала сделан предмет».
Дидактические игры целесообразно проводить и в третьем-четвёртом классах, но они уже не являются отдельным структурным элементом урока.
2.6. Поисково-исследовательская деятельность
на уроках окружающего мира
Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью.
Основной методический элемент проблемного обучения – создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьников возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным. Например, третьеклассники должны рассмотреть рисунки животных и объединить их в группы по особенностям питания. Понятиями «растительноядные», «хищники», «паразиты», «всеядные» дети ещё не владеют. В этом случае они должны решить следующие конкретные учебные задачи: узнать каждое животное и назвать его; вспомнить, чем оно питается; найти среди других животных тех, кто питается тем же способом; объединить их в группу и дать ей название. Возникают ли у школьников проблемы? Конечно, потому что не все третьеклассники могут знать, чем питается суслик, ястреб, кузнечик, клещ, комар, и уверенно объединить их в группы; затруднение может вызвать определение паразитов (клещ, комар).
Выводы
Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом её звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приёмы и методы обучения. Зачем нужны такие серьёзные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Если у ученика будут сформированы познавательные умения, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
При работе над темой «Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира» были решены следующие задачи:
1. проанализирована научная литература и выявлена сущность понятия познавательных умений;
2. определены приёмы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира;
3. рассмотрены формы и методы работы, направленные на формирование у младших школьников познавательных умений на уроках окружающего мира.
Литература
1.Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Т.2 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Чита: Издательство Молодой учёный, 2011.-262 с.
2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: / Авт. сост. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
3. Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2018.
4.Гусеев В.В. Современные образовательные технологии. М. , 2012.
5. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07. 2015 г. № 55 – IНС.
6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
7.Примерные образовательные программы начального общего образования 2018.
8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –
2-е изд., испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
9.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. Просвещение, 2010
Приложение
I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?
2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц, обитающая на территории ДНР, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.
3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили её в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (Детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.
II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
1. Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?».
2. Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.
III. Фрагмент урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов?».
- Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.
- А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.
Анализ ситуации 1.
- Вспомните одного из любимых сказочных героев – Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не мог выйти через дверь наружу).
- Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать).
Анализ ситуации 2.
- А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите.
- Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда.
- Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной).
- Итак, подведём итог. Какую информацию вы выяснили о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать).
- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Юлиана Тувима « Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи)
- Какие овощи ещё вы знаете? (лук, чеснок…)
-Как отличить овощи от фруктов? ( Они растут на грядках)
- Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.
- Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты)
- Как отличить фрукты от овощей? (Они растут обычно в саду, сладкие, кроме лимона).
- Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.
- Название овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.
- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращиваются в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны). Чем полезны?
IV. Приёмы
Приём «Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Пример. Тема: «Вода на Земле». Окружающий мир (3 класс)
Учитель: - Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Дети: - Разве такое возможно?
Учитель: - А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
Приём «Отсроченная загадка»
Пример. Тема: «Домашние животные». Окружающий мир (2 класс)
Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с неё следующий урок.
Учитель: - На следующем уроке речь пойдёт об очень опасном животном. Это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей.
Как вы думаете, с каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке? (Дети называют различных животных)
- Это животное - … Впрочем, не будем торопиться – продолжение следует…
На следующем уроке открываю секрет.
- Это животное – кролик. Да –да , вы не ослышались – кролик!
Приём «Лови ошибку»
Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить учащимся в качестве творческого задания.
Пример. Тема: «Материки и океаны». Окружающий мир (4 класс)
Самый большой материк Африка, а Южная Америка самый жаркий континент.
Австралия омывается Атлантическим океаном.
Евразия омывается морями Северного Ледовитого океана.
Самый глубокий океан – Индийский.
Тихий океан самый холодный.
Приём «Практичность теории»
При использовании данного приёма создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Пример. Тема: «Комнатные растения и уход за ними». Окружающий мир (1 класс)
Использование полученных знаний в своей практике: на уроках трудового обучения по озеленению кабинета и дома, ухаживая за комнатными растениями.