СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА «Интерактивные формы работы в процессе преподавания русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты. Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

Просмотр содержимого документа
«ВЫПУСКНАЯ РАБОТА «Интерактивные формы работы в процессе преподавания русского языка и литературы»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА общественно-гуманитарных

дисциплин и методики их преподавания

ГОУ ДПО «ДонРИДПО»




ВЫПУСКНАЯ РАБОТА


«Интерактивные формы работы в процессе преподавания русского языка и литературы»



























Донецк, 2021


АННОТАЦИЯ


Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность обучающегося. Главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

Цель: рассмотреть технологии интерактивного обучения и показать, как использование интерактивных форм на уроках способствует повышению уровня усвоения знаний и мотивации к учебе.

Задачи:

- изучить научную и методическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть понятия «интерактивные формы», « интерактивное обучение»;

- выявить преимущества интерактивного обучения на уроках;

- сравнить результаты усвоения знаний на уроках с использованием приемов интерактивного обучения и традиционных уроков.

В первой главе раскрывается значение использования современных технологий в образовании, дается понятие «интерактивного обучения», история возникновения, сравнение интерактивного и традиционного обучения. В первой главе представлены теоретические основы изучения интерактивных форм на уроках.

Во второй главе представлен материал из опыта работы. Указывается преимущество использования интерактивных приемов на уроках перед пассивным обучением. Поданы конспекты уроков.

В ходе исследования было выявлено, что интерактивные формы работы формируют у обучающихся устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные знания.



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..................4

РАЗДЕЛ 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ …………………………………6

    1. Понятие и сущность интерактивного обучения ……………………..……………6

    2. Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению……………………………………………………………………………10

    3. Формы интерактивного обучения…………………………………………………14

РАЗДЕЛ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...23

2.1. Интерактивное обучение. Из опыта работы ……………………………………..23

2.2. Разработки уроков с применением интерактивных форм ……………...............29

ВЫВОДЫ……..…………………………………………………………………………35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..…………………………………..37 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….39













ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время с введением современного образовательного стандарта активное обучение играет все большую роль, возникает потребность в создании педагогических технологий, которые будут способны обеспечить главное в образовательном процессе – развитие личности каждого обучающегося, его интеллектуальной активности. Необходимо применять такие методы обучения, при которых обучающиеся будут стремиться получить новые знания и в дальнейшем успешно применять их на практике.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности обучающихся по освоению учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Задача на современном этапе – не только дать знания обучающимся, но и помочь осознать смысл своей жизни, определить ориентиры будущего. Поэтому преподаватель на уроках должен стараться сформировать жизненную компетентность обучающегося, способность личности к правильному выбору, который опирается на знания, опыт, ценности. Роль уроков русского языка и литературы в этом процессе трудно переоценить. Дисциплины формируют нравственный облик и жизненные ориентиры молодого поколения и занимают особое место в ряду учебных предметов. Они способствует эмоциональному, интеллектуальному, эстетическому развитию обучающихся, приобщают к духовно-нравственным ценностям человечества. Использование интерактивных технологий обучения на уроках дает возможность подготовить обучающихся к социальной активности в обществе. Использование приемов интерактивного обучения способствует повышению речевой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебного материала и собственной учебной деятельности.

Вышесказанным определяется актуальность темы нашего исследования: «Интерактивные формы работы в процессе преподавания русского языка и литературы».

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку и литературе.

Предмет исследования – использование интерактивного обучения на уроках.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы рассмотреть технологии интерактивного обучения и показать, как использование интерактивных форм на уроках способствует повышению уровня усвоения знаний и мотивации к учебе.

Сформулированные цель работы требует решения следующих задач:

- изучить научную и методическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть понятия «интерактивные формы», « интерактивное обучение»;

- выявить преимущества интерактивного обучения на уроках;

- разработать уроки, используя приемы интерактивного обучения; - сравнить результаты усвоения знаний на уроках с использованием приемов интерактивного обучения и традиционных уроков.

Для решения поставленных задач использовались теоретические и практические методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

  • изучение и анализ методического опыта;

  • наблюдение.

Теоретико-методологической базой ВР стал ряд работ по теме исследования. При рассмотрении понятия интерактивного обучения и для анализа возможности использования интерактивных технологий мы опирались на работы А.Ю. Прилепо, Т.А. Крайновой, А.Г. Пекшевой, Л.В. Приступиной, Е.Е. Сивоконь, Е.В. Суворовой, Т.В.Зерщиковой и др.











1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 1.1.Понятие и сущность интерактивного обучения

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью

Л.Н.Толстой

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы, отраженные в ГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность обучающихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. И в этом могут помочь интерактивные формы и методы, которые сполна отвечают данным требованиям.

Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся. Согласно стандартам нового поколения преподаватель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории обучающихся, а также заинтересовать их учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). В начале 1990-х годов в педагогике все большее внимание уделяется смежным наукам, и вместе с этим появляется сам термин «интерактивное обучение», заимствованный из социологии. Существуют различные версии появления термина «интерактивные технологии» или «интерактивное обучение». Рассмотрим наиболее распространенную из них.

Считается, что интерактивное обучение появилось из термина «активное обучение», предложенного английским ученым Регом Ревансом в 1930-х годах. Действительно, в педагогической литературе термины «интерактивные технологии», «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» не использовались до 1960-х годов, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», и «активное обучение». История же интерактивных технологий началась лишь с 1960-ого года.

В СССР в начале 1980-х годов педагоги на практике начинают использовать активные (интерактивные) методы обучения. Их главная идея – групповые диалоговые формы познания. Официальное же разделение методов было только на традиционные и активные.

В 1980-1990-х годах в школах начинают использовать игровые методы в учебных целях. Это – игры-упражнения, сюжетные игры, которые, вызывая у учащихся эмоциональное отношение, развивают воображение, познавательный интерес, активизируют знания. В это время создается большое количество игр, которые используют на уроках. Во время таких игр преподаватель объясняет правила, способствует включению в игру всех обучающихся, организует обсуждение полученных результатов. Вместе с ними обсуждает сценарии и правила игры, что является особенно полезным. После создания сети Интернет в 1991 году обучение становится по-настоящему «интерактивным», используется термин «интерактивное обучение». Прежде всего, выявим определение понятия интерактивного обучения.

Под интерактивным обучением В. В. Гура, Л. А. Турик, И. П. Терновая понимают «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [8]

По мнению В. В. Давыдова интерактивный, означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем–либо.

В. С. Дьяченко определяет интерактивное обучение следующем образом:

- интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса;

- обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности;

- это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».

Согласимся с мнением В. С. Дьяченко, т.к. он более полно раскрывает понятие интерактивного обучения, выделяя взаимодействие и совместную деятельность всех участников образовательного процесса.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.

Рассмотрим, в чем особенность интерактивных методов.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование  этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности.

Вчерашнее кредо педагога: «Я над вами» - уходит и сменяется на: «Я рядом с вами». Сущность этого подхода можно выразить  словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Основу плана урока составляют интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых обучающийся изучает материал.

Почему мы говорим «да» интерактивным методам?

Потому что они обеспечивают:

• Высокую мотивацию.

• Прочность знаний.

• Творчество и фантазию.

• Коммуникабельность.

• Активная жизненная позицию.

• Командный дух.

• Ценность индивидуальности.

• Свободу самовыражения.

• Акцент на деятельность.

• Взаимоуважение.

• Демократичность.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

- доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

- демократический стиль;

- сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

- опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Роль преподавателя в учебном процессе

В традиционном обучении педагог выступает в позиции лектора-эксперта, где излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы.

При интерактивном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фасилитатора. Слово "фасилитация" происходит от латинского корня, обозначающего "помощь". Так отмечают особую позицию, которую занимает учитель, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Он обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т.д. В данном случае преподаватель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её обучающимся. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить обучающихся инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда обучающийся знает, как создавать их самостоятельно. [10].

Какая из позиций оптимальная? В какой роли должен выступать преподаватель на уроке, взаимодействуя с детьми? Однозначного ответа на эти вопросы нет. В самом общем виде задача фасилитатора - направлять процесс обмена информацией. В этом основное отличие от роли эксперта, задача которого - самому предоставлять информацию, выстраивать и направлять решения. Образно говоря, задача эксперта - прокладывать маршрут, задача фасилитатора - помогать движению.


1.2. Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению

Активность педагога и обучающегося – основа современного образования. Воспитать творческую, активную личность, умеющую учиться, самостоятельно совершенствоваться – именно этой цели подчиняются задачи современного образования.

Для развития личности, раскрытия ее потенциальных внутренних способностей требуется самостоятельная мыслительная и познавательная деятельность, а задача учителя обеспечить такую деятельность на уроке. Только в этом случае ученик сам откроет путь к познанию, а усвоение знаний будет результатом его деятельности.

Известно, что в образовании существуют различные методы обучения, типы уроков. Но все они преследуют одну цель – усвоение знаний обучающимися. Каждый педагог строит свой урок исходя из особенностей каждого класса индивидуально.

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «интерактивного обучения», сравним традиционное обучение и интерактивное (активное) обучение.

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача обучающимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у обучающихся. Задача обучающихся — как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании обучающегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что обучающийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

С другой стороны, обучающийся в процессе взаимодействия на занятии с другими обучающимися я, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные обучающимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения — это создание педагогом условий, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания — это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) — высшего порядка.

Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:

      1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

      2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания:

*перевод воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, график и так далее); *интерпретация перестраивание идей в новую конфигурацию;

* экстраполяция оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.

      1. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны.

      2. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.

      3. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это — профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.

      4. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине)[19]

Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от обучающегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом. Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Продолжая разговор о целях в контексте методов интерактивного обучения, необходимо отметить, что методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4−6 уровень).

В то же время данные методы содержит еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности. [19]

1.3. Формы интерактивного обучения

Формы организации учебного процесса - это устанавливаемый порядок организации актов, процессов, действий, направленных на более эффективное решение поставленных целей и задач.

Интерактивные формы – это организационные формы, основанные на принципах интерактивного обучения:

- опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта);

- активность обучаемых;

- позиция педагога: консультант-фасилитатор.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

- пробуждение у обучающихся интереса к образовательному процессу;

- эффективность усвоения учебного материала;

- самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;

- установление взаимодействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- организация активной мыслительной деятельности обучающихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;

- создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание;

- самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

- занятие – не лекция, а общая работа;

- все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;

- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

- нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

- все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению[14].

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивный урок — импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию и воспитанию.

Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности обучающихся.

Интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко).

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодейстии.

Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие преподавателя и обучающегося связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.

В первых двух случаях построение аналогичное (педагог — обучающийся), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и обучающимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий обучающихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Для решения учебных и воспитательных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы обучения:

Обсуждение в группах. Групповое обсуждение какого–либо вопроса направлено на нахождение истины или достижение наилучшего взаимопонимания.

Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. На первом этапе группового обсуждения ставится проблема, дается определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный ответ. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.

Творческое задание.

Творческое задание составляет основу любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческих заданий требует от обучающегосявоспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем и требующей творческого подхода:

- подборка примеров из практики;

- подборка материала по определенной проблеме;

- участие в ролевой игре [1].

Публичная презентация проекта.

Презентация – самый эффективный способ донесения значимой информации при публичных выступлениях. Слайд-презентации позволяют выделить и проиллюстрировать сообщение, эффектно и наглядно представить содержание.

Дискуссия.

Дискуссия как интерактивная форма обучения означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями. [8]

Вид дискуссии выбирает преподаватель в зависимости от задач, кото рые он ставит перед собой; возможно сочетание различных видов дискуссий. В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: экспресс-дискуссия, классические дебаты, тексто вая дискуссия, ролевая дискуссия, проблемная дискуссия, «круглый стол»[4].

Деловая игра.

Деловая игра – средство моделирования различных условий професси- ональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра копирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Цель использования деловой игры в образовательном процессе:

- передача целостного представления о профессиональной деятельности с учѐтом эмоционально-личностного восприятия;

- воспитание системного мышления; обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

Использование деловых игр оказывает содействие развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях [5]

Интерактивная лекция.

- Интерактивная лекция представляет собой выступление преподавателя перед аудиторий студентов с применением следующих интерактивных форм обучения:

- демонстрация слайдов или учебных фильмов;

- управляемая дискуссия или беседа;

- мозговой штурм;

- мотивационная речь и др.

Разработка проекта. Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение товарищей. [16]

Просмотр и обсуждение видеофильмов.

Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов урока в соответствии с его темой и целью. Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3–5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию. В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить полученные выводы. [17]

Тренинг.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Преимуществом тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Преподаватель-тренер должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и преподнесения информации участникам, влияния на их поведение и отношения. Непосредственно обучение включает в себя 3 этапа [18].

Круглый стол.

В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Чаще всего круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений [15].

Методика «Дерево решений». Позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п. Построение «дерева решений» – практический способ оценить пре имущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом

Методика «Мозговой штурм».

Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака» предложены американским ученым А. Ф. Осборном как улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских, задач. Использование методики «мозговой штурм» стимулирует обучающихся к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос. [18]

Проблемное обучение.

В условиях проблемного обучения важное значение имеет не только и не столько учебная проблема или проблемная задача, сколько искусная постановка преподавателем вопросов. Вопросы в организации деятельности обучающихся могут побуждать их:

  1. воспроизвести по памяти известную им информацию;

  2. к действию репродуктивного характера;

  3. стимулировать творческое мышление, в результате которого обучающиеся открывают, приобретают новое знание, умение. [3]

Кейс–метод (Case study) – метод анализа ситуаций.

Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. [20]

Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Основная идея интерактивного обучения заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться.

Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьѐзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности.

Классифицировать интерактивные формы обучения не представляется возможным, потому что они тесно переплетаются, дополняя друг друга. Во время одного занятия обучающиеся могут заниматься творческими заданиями в малых группах, обсуждать вопросы всей аудиторией, предлагать индивидуальные решения. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы обучающиеся не слушали, учили или делали, а понимали.

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы на лекциях ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему освоению и формируют личностное отношение к изучаемому материалу, навыки профессионального поведения.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение.

Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучающихся в формировании необходимых знаний, навыков и умений.

Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако, главное в учебном процессе — активность студента. Наиболее эффективной формой повышения активности студента являются деловые игры. Игровая имитация различных процессов позволяет поставить студента в обстановку условной действительности, требующую от него знаний и навыков.

Деловые игры — разновидность творческой деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. В игре происходит овладение способами решения жизненных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях и, кроме того, находит свое проявление активная позиция ее участников.

Опыт интерактивного обучения показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые порой недоступны традиционному обучению: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы; давать целостное представление о профессиональной деятельности; учить практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу.

Для правильного выбора применяемых в учебном процессе методов обучения преподавателю следует учитывать такие факторы, как цель использования метода, его педагогические функции, положительные и отрицательные стороны и др. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Таким образом, выявлены формы интерактивного обучения в сотрудничестве, которые могут быть использованы преподавателем для решения учебных и воспитательных задач: обсуждение в группах, творческое задание, публичная презентация проектов, дискуссия, деловая игра, урок-исследование, интерактивная лекция, просмотр и обсуждение видефильмов, тренинг, круглый стол, дерево решений, мозговой штурм, проблемное обучение.

Выводы по первой главе.

Таким образом, интерактивное обучение является актуальной инновацией в системе современного образования. Применение интерактивных методов обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний и умений обучающихся.

2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Интерактивное обучение. Из опыта работы

Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Обучающийся не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Занятия в интерактиве строятся так, что каждый обучающийся вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.

Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с обучающимся чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.

Принципиальные линии интерактива: переживание опыта в диалоге, осмысление информации и самого себя.

В практической работе применяем следующие методы активизации познавательной деятельности:

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала обучающиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Разнообразие жанров уроков:

- творческие проекты. Форма работы: групповое составление коллажей с последующей защитой проекта;

- ролевые игры.

- уроки – литературно-музыкальные композиции.;

- ролевой анализ литературных героев, способствующий глубже проникнуть во внутренний мир героев, стремление высказать свои мысли.

3. Словарная работа:

- составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.

Как распределить время на интерактивном уроке?

1. Мотивация (5 %). Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к данной теме.

2. Объяснение темы задач (5 %). Цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, какие учебные действия должны выполнить.

3. Получение необходимой информации (5 %). Цель: инструктаж учащихся для выполнения заданий.

4. Интерактивное задание (60 %). Цель: практическое усвоение материала.
5. Защита и обсуждение работ (25 %). Цель: обсуждение с целью закрепления материала.

Можно ли любой урок проводить в интерактивных формах? На наш взгляд, конечно же, можно проводить, используя интерактивные форму обучения. Только учитель должен постоянно изобретать новое, быть творцом. Такой метод обучения мы сделали своим стилем. В течение нескольких лет в интерактиве мы проводим уроки-исследования по литературе, используя групповую форму проведения урока.
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти обучающихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность учёного является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.

Учебно-исследовательская деятельность имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний. На уроках-исследованиях по литературе мы организуем поисковую, познавательную деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Целевые установки урока-исследования по литературе: личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;  самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведением, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность педагога на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.

Для уроков-исследований определяются традиционные для литературы темы: «Москва и Петербург в русской литературе 18 -19 веков», «Тема дома и семьи в литературе 19 - 20 веков», «Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей 19 века», «Лагерная тема в русской литературе 20 века», «Образ ровесника в русской литературе 20 века» «Литературные группировки 20 века».

Главная цель исследовательской работы – научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
Исследовательская работа на уроках литературы, как правило, - это групповая работа, которая предполагает коллективный поиск. Часто учащихся объединяют в группы по принципу «сильный – слабый». Иногда при таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой «участок работы» и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.

В группы обучающиеся объединяются до урока, примерно по 4-5 человек в каждой. Группы создаются разноуровневые, объединение происходит по желанию учащихся. В зависимости от темы урока и его цели количество групп зависит от количества художественных произведений, предложенных для исследования учителем.

Структура урока-исследования
1. Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания (анализ и синтез собранных данных).
3. Исследовательская деятельность:
а) интеллектуальная деятельность;
б) творческая деятельность.
4. Защита творческих работ группами и оценивание деятельности учащихся.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.
Рассмотрим некоторые этапы урока, построенного в интерактиве.

Реализация домашнего задания

Домашнее задание учащиеся получают заранее, примерно за 3-4 урока до урока-исследования. Каждая группа выбирает задание по желанию, ищет необходимый материал в разных источниках. Затем материал, самостоятельно собранный членами группы, корректируется, дополняется, улучшается. Группа определяет форму защиты домашнего задания: выступает вся группа или один из её членов, лидер. Каждой группе предоставляется время представления автора произведения, судьбы героя, могут быть представлены законы, по которым живут герои, карта местности или путешествия героев или автора, выступление «историка». Этап реализации домашнего задания длится, в зависимости от темы урока и класса, 20-35 минут. На данном этапе происходит процесс социализации, то есть представление итогов самостоятельной работы группы в  целом. Это даёт возможность самим членам группы оценить все достоинства своей работы, что-то изменить в ней, исправить.

На этом этапе идёт развитие речи обучающихся, так как они говорят языком художественного произведения, используя авторский текст.
Цель: повторить и дополнить изученный материал дополнительными сведениями, формировать умение осознанно, вдумчиво читать художественный текст. Примечание: оценивание работы группы происходит поэтапно, по мере выполнения задания. Преподавателем составляется таблица, где фиксируются отметки за каждый этап работы. Затем всё это суммируется и выводится средняя отметка, которая выставляется в журнал всей группе.

Исследовательская деятельность

Исследовательская работа проводится на уроке, обучающиеся не знают, какие задания им предложат выполнить. Чаще всего детям приходится перечитывать заново уже изученный материал, обращаться к материалам домашнего задания, то есть думать, анализировать, искать, исследовать (готового ответа нет, его нельзя списать, подсмотреть, потому что он разрабатывается учителем). Педагог не навязывает пути решения поставленной задачи, а управляет процессом обучения, направляет деятельность обучающихся, помогает им. На этом этапе учащимся предлагается, например, найти запахи, звуки, краски, используемые автором в тексте, или нарисовать карту местности с использованием топонимов или карту путешествия писателя, составить хронологическую таблицу, или нарисовать (изобразить) герб города, семьи, символ государства, страны, нарисовать плакат, эмблему, составить коллаж, кричалку, придумать название команды, составленной из литературных героев и тому подобное.

Цель: формировать умение анализировать художественное произведение, сравнивать, сопоставлять, творить. Как вы видите, анализ идет через творчество, через цвет и ассоциации.

Творческая работа может быть разнообразной: сочинение - миниатюра, письменный ответ на вопрос, запись интервью с героем произведения, заметка в газету, написание законов семьи, государства, создание гимна и т. д. Иногда группе предлагается несколько заданий, поэтому каждый участник группы выполняет свою часть, так как на эту работу отводится 20 минут. Затем происходит защита творческих работ и подведение итогов. Во время защиты одной группы остальные обучающиеся составляют конспект, план или записывают тезисы выступления. Работы обучающихся иногда несовершенны, не завершены, наивны. Но это результат поиска, работы мыслей, труда, то есть результат вдумчивого чтения, анализа текста.

Так как исследовательские работы предполагают работу в группах, то кроме предметных задач, во время работы решаются еще и личностные: обучающиеся учатся работать в коллективе, нести ответственность за свою часть задания, могут попробовать себя в роли лидера, проверить себя в соперничестве с членами других групп. Все это стимулирует мотивацию, так как оценивается работа всей группы. Остается только добавить, что за внешней простотой проведения подобных уроков скрывается серьезная подготовка преподавателя, а это тоже, своего рода, саморазвитие, самообучение, постоянный поиск...

2.2. Конспекты уроков с применением интерактивных форм

Конспект урока-исследования

Тема «Лагерная тема в русской литературе XX века» (11 класс)
Цель: узнать о литературном подвиге писателей, историю данной темы, особенности ее художественных решений; формировать умение анализировать художественное произведение, сопоставлять образы героев, давать им оценку, определять авторскую позицию; продолжить развитие речевой культуры учащихся, творческих навыков; поддерживать интерес к изучению русской литературы, истории.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию темы.

Книги, которые вы прочли, занимают особое место в истории литературы. Критики называют эту литературу «задержанная», «реабилитированная», «лагерная проза». Сегодня мы будем говорить не только о литературе, но и об истории нашей страны. Сейчас литература о лагере огромна, можно было бы назвать десятки книг разных жанров, много имен. Мы остановимся на трех: А.Солженицын, В. Шаламов, С. Снегов.
3. Проверка домашнего задания.

Работа по группам:

1) В. Шаламов «Колымские рассказы»;
2) С. Снегов «Норильские рассказы»;
3) А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»;
4) А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».
Задания:
– биография автора, судьба героя его произведения;
– законы общества, по которым живет герой (герои) произведения;
– карта местности или путешествия героев, автора.
4. Работа по теме урока.
1) составление хронологической таблицы.

Фамилия,
имя,
отчество
автора

Год
рождения

Год ареста и
освобождения

За что
был
арестован

Место
отбывания
наказания

Судьба
произведения:
год написания
и публикации

 

 

 

 

 

 

2) творческая работа по группам:
– запись интервью с героем произведения;
– нарисовать символ тоталитарного государства;
– нарисовать плакат, изображающий тоталитарное государство, увиденное читателями XXIвека;
– заметка в газету «Не могу молчать».
5. Итоги урока.
6.Определение домашнего задания: найти и прочитать художественные произведения по теме «Образ ровесника в русской литературе XX - XXI в.»

Деловая игра Тема: «Редакция» (10-11 кл.)

Краткая характеристика темы

Психологи Л. С. Выготский, В. М. Теплов, Л. И. Рувинский утверждают, что применение дидактических игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности обучающихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Дидактические игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении русскому языку. В процессе ролевой игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ученики «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности на уроке.

Введение элементов игры в обычную учебную деятельность обучающихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.

Урок-игра «Редакция», рассчитанный на два часа, поможет не только проверить знания по русскому языку, позволит уже сейчас ответить на важные жизненные вопросы: Легко ли мне работать в коллективе? Какая роль больше подходит – лидера или исполнителя? Могу ли я заниматься своим делом, если обстановка не способствует этому? Умею ли я рассчитывать время?

Задачи:

  1. Обучающие:

  • систематизация и обобщение накопленных ранее знаний;

  • самостоятельное применение уже имеющихся знаний;

  • экспериментальное подтверждение теоретических положений;

  • формирование профессиональных знаний;

  • выработка умений решать практические задачи путем проведения опытов;

  • формирование профессиональных умений.

  1. Развивающие:

  • привитие умений и навыков самостоятельной работы;

  • развитие культуры речи;

  • формирование умений слушать других, отвечать на поставленные вопросы;

  • развитие познавательных способностей – внимания, восприятия, наблюдательности, мышления, воображения;

  • развитие интеллектуальных умений.

  1. Воспитательные:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, наблюдательности;

  • воспитание умения общаться;

  • воспитание творческого подхода к выполнению задания;

  • формирование у обучающихся бережного отношения к оборудованию.

III. Тип урока – урок-обобщение.

Форма урока – деловая игра.

IV. Оборудование рабочего места:

  1. Две сдвинутые парты.

  2. Различные виды словарей.

  3. Чертежные листы – для макета газеты.

  4. Листы бумаги формата А4 для черновиков и чистовиков.

  5. Цветные карандаши, маркеры, фломастеры.

Организация и методика проведения занятия

Каждая «редакция» (это группы по 5-6 человек) размещается за двумя сдвинутыми столами: так удобнее работать. Преподаватель зачитывает индивидуальные задания заведующим отделами международной информации, информации, культуры и искусства, литературы, писем. Письмо автору, подпись к фотографии, рекламу газеты, макет, названия рубрик обсуждает и принимает окончательный вариант вся редакция.

Отдел международной информации

Условия игры: Заболела машинистка. Студента, владеющего компьютерной грамотностью, проходящего практику в редакции, попросили напечатать информацию. Чтобы не показывать свою малограмотность, практикант напечатал текст вовсе без знаков препинания.

Задания. Переписать текст, расставив знаки препинания. Дать название, состоящее из 8-11 букв. Дописать один абзац – вывод из материала. Придумать название рубрики. Поставить разборчиво подпись Зав. отделом…(Приложение 1)

Отдел информации

Условия игры: Материал принимали по телефону в Ваше отсутствие. Знаки препинания ставили, где успевали.

Задания. Переписать, расставив знаки препинания. Сократить на 3-4 строки: можно выбрасывать слова, видоизменять предложения, из двух делать одно, не нарушая стиля. Дать название, состоящее из 5-7 букв. Озаглавить рубрику. Разборчиво подписать материал: Зав. отделом... …(Приложение 2)

Литературный отдел

Условия игры: Отсутствует литературный сотрудник. В номер срочно нужно дать фантастический рассказ. Выбрать его поручили вам – сотруднику другого отдела.

Задания. Из двух научно-фантастических рассказов выбрать один. Если выбор падает на первый, сократить в три раза, на второй – сократить на треть, сохранив стиль. Озаглавить. Дать название рубрике. (Приложение 3)

Отдел писем

Задание. Подготовить аргументированный, корректный ответ автору рассказа, который не будет опубликован. При этом правильно оформить письмо (обращение, дата, подпись) и конверт.

Отдел рекламы

Задание. Написать рекламное стихотворение, призывающее подписывать газету. В нём должно быть от 2 до 12 строк.

Примеры рекламы:

«Голос эпохи» 

Невозможно жить на свете,

Не отдав часок газете.

Ведь газета — знает каждый —

Информатор очень важный.

Если всё узнать хотите,

«Голос...» прочитать спешите!

«Объектив»

«Объектив», проверьте сами,

Не нуждается в рекламе.

Фотоотдел

Сочинить текстовку к фотографии.

Художественный отдел

Задания. Нарисовать макет газеты. Написать её название, а также названия рубрик, материалов, оставить место для рисунков. Поместить слева вверху рекламное стихотворение, справа внизу – фамилии и имена сотрудников редакции.

Подведение итогов игры

Макет, названия материалов и рубрик, рекламное стихотворение утверждаются редколлегией. Вместе правятся ошибки. Каждый вычитывает все материалы и ставит свою подпись. Если за два часа заведующий отделом не успеет прочитать все материалы, он подписывает только те, которые прочитал.

Каждый получает две оценки: одна – за выполнение индивидуального задания, вторая – средний балл редакции: суммируются оценки за все материалы и делятся на их количество.

Итоги подводятся на следующем уроке. На доске выписываются баллы с комментариями за общую работу. По десятибалльной системе оцениваются макет, реклама газеты, письмо автору, оригинальность названий материалов и рубрик, их неповторимость в прямом смысле слова и соответствие  содержанию, четкость выполнения заданий, литературная работа, слаженность и темп деятельности коллектива. По пятибалльной системе оценивается грамотность текстов. На доске выписываются оценки за все тексты и общее количество пропущенных фактических, речевых, стилистических, логических, пунктуационных, орфографических ошибок. Итоги подводят обучающиеся.

Выводы по второй главе.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у обучающихся, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.

Использование интерактивных приемов обучения положительно влияет на качество знаний на уроках, повышают уровень учебной мотивации.

Экспериментальная апробация показала, что применение интерактивных приемов обучения является важнейшим условием эффективной реализации современного образовательного процесса.









ВЫВОДЫ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что термин «интерактивные формы» означает обновление процесса обучения, который опирается, главным образом, на внутренние факторы. Заимствование этого термина связано с желанием выделить мотивационную сторону обучения, отмежеваться от очередных «победных методик», которые за короткое время должны дать максимальный эффект независимо от особенностей группы и отдельных обучающихся, их желаний, способностей, и тому подобное. Интерактивные формы – это целенаправленный системный набор приемов, средств организации учебной деятельности, охватывающий весь процесс обучения от целеполагания до получения результатов.

В ходе работы определены наиболее оптимальные интерактивные формы на уроках. Систематизированы научные работы по теме исследования; определены общие требования к современному уроку литературы; выяснены наиболее распространенные формы инноваций на уроках литературы; рассмотрены методы и приемы, задачи интерактивного обучения.

Применение интерактивных форм обучения на уроках способствует развитию навыков критического мышления и познавательных интересов обучающихся, побуждает к исследовательской деятельности.

На уроках, где используются интерактивные формы, обучающиеся чувствуют себя уверенно, свободно выражают свои мысли и спокойно воспринимают замечания, ведь они являются активными участниками учебного процесса. В атмосфере доверия и взаимопомощи легко делать открытия, осознавать важность полученных знаний.

Именно при таких условиях важно воспитание личности, подготовленной к будущему, в котором необходимо решать проблемы и принимать конкретные решения.

Считаем целесообразным подытожить, что современный урок с применением интерактивных форм – это продуктивный урок, на котором обучающийся воспроизводит полученные знания при освоении нового содержания.

Отметим, что применение современных методов работы делает процесс обучения активным, а мышления обучащихся – творческим, самостоятельным.

Применение интерактивных форм на уроках литературы делает учебные занятия не только разнообразнее, ярче, но и интереснее и эмоциональнее, и содержательнее.

 Использование интерактивных форм: технологии развития критического мышления, игровых форм, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровьесберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные уроки литературы в необычные.   

Интерактивные формы – одно из важных средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Андреев В.И. Педагогика: [Текст] учебный курс для творческого саморазвития / монография / В. И. Андреев. – Казань: изд. Казанского университета, 2006. –.567 с.

  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе /Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение, 2014 .

  3. Борзова В. А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В. А. Борзова, А. А. Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 2015. – 315 c.

  4. Борисова И. И. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе [Текст]: учебное пособие / И. И. Борисова, Е. Ю. Ливанова. – Нижний Новгород: ННГУ, 2011. – 65 с.

  5. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н. И. Герасимова – СПб.: Питер, 2013. – 25с.

  6. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования . https://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-121-np-20200807/

  7. Гура, В. В. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / В. В. Гура, Л. А. Турик, И. П. Терновая.– Таганрог, 2010. – 108 с.

  8. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе инновация [Текст] / Ю. В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2016. – № 2. – c. 1–18.

  9. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

  10. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. / А.Н. Джуринский. – М.: Дрофа, 2016. – 239 с.

  11. Закон Донецкой Народной Республики «Об Образовании». https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

  12. Интерактивные методы обучения //https://yandex.kz/sea.

  13. Интернет энциклопедия. Интерактивные методы обучения. www.wikipediya.ru/

  14. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно - метод. пособие / 2- е изд.– Минск: Тетра Системс, 2013 – 224 с.

  15. Кибирев А. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования / А. А. Кибирев, Т. А. Веревкина. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2015. – 117 с.

  16. Краснов Ю.Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» [Текст] / Ю. Э.Краснов //. Современные технологии университетского образования: вып. 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. – Минск: РИВШ БГУ, 2003. – c. 197–221.

  17. Махотин Д. А. Сущность и проблема интерактивного обучения [Текст] / Д. А. Махотин, С. А. Фролов // Юбилейный сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. – М. : МГПУ, 2014. – c. 123– 127.

  18. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 176 с.

  19. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр «Академия», 2009. 192 с.

  20. Толстова О.С. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / О.С. Толстова.– Кинель : РИО СГСХА, 2016.– Ч.1.– c.131.







Приложение 1

Отдел международной информации

Если колумбийской женщине в родильном доме скажут что ее ребёнок умер это вовсе не означает что так оно и произошло на самом деле. Новорожденный может отправиться в далекий путь через океан он может оказаться в любой стране Европы в совершенно чужой для него семье Младенец вырастет в ней так никогда и не узнав ни имени своей настоящей матери ни города и страны где появился на свет. Еще до своего рождения он был куплен и преступники в белых халатах только ждали момента чтобы обменять его на пачку ассигнаций Нередки случаи когда взятого на воспитание ребенка превращают в безропотного слугу-раба или же просто выбрасывают на улицу как надоевшую игрушку.

Приложение 2

Отдел информации

Таких строек Алтай ещё не видел профиль   предприятия – чёрная   металлургия – для края не совсем традиционная. Не преувеличивая можно сказать. Алтайский коксохимический завод строила вся страна. В самые напряжённые дни на площадке работали строители из Ленинграда и Новосибирска возились монтажники из Новокузнецка и Липецка и вот первые тонны алтайского кокса пошли на-гора.

Одновременно  с  производственными объектами вырос и новый город сегодня Заринск это целые кварталы многоэтажных домов с широкими проспектами площадями и магазинами.

По сравнению с другими родственными предприятиями на Алтайском коксохимическом применён ряд новшеств их цель повысить производительность улучшить условия труда коксовые машины имеют высокую степень автоматизации, электронно-вычислительный центр рассчитывает температурный и гидравлический режимы.

Предусмотрена программа по охране окружающей среды гигантский комбинат не причинит вреда природе Алтая. Технология позволяет снова пускать в дело отходы из специального отделения утилизации, они будут возвращаться в шихту идущую на коксование.

Первая батарея встала в рабочий строй рядом строится вторая готовится котлован под третью намечено место под четвёртую. В стране немного батарей-миллионников, а здесь в перспективе батареи еще большей мощности.





Приложение 3

Литературный отдел

Случай

Орды двигались на Новгород. Батый, окруженный «непобедимыми», выехал в авангард войска. Впереди была богатая добыча...

В доме профессора истории Никонова шли приготовления: профессор отправлялся в экспедицию во времени. Никонов уже много лет работал над вопросом: что заставило монголов повернуть от Новгорода? Этого дня профессор ждал пять лет: временная линия проходила как раз через 1240 год.

В основе науки о времени — темпологии — лежит утверждение о спиральности временного потока: время напоминает пружину. С одного витка можно перескакивать на противоположную точку другого витка.

Митька Никонов — внук профессора — страшно хотел попасть в экспедицию. Тонкостей темпологии он, ученик седьмого класса, ещё не знал и решил спрятаться в ящике для запасной провизии. Пробравшись в институт, где его все знали, Митька осуществил свой план.

Через час стартовая аппаратура, экипаж и провизия темполета были доставлены на старую Владимиро-Новгородскую дорогу.

И наконец — пуск! Митьку передергивало, он корчился, извивался (все остальные были в страховочной одежде) и, не выдержав, взвыл Когда его открыли, Митька пулей выскочил из ящика и стал искать спасения от дедушкиного гнева. Ткнувшись в какой-то люк, Митька неожиданно вывалился из темполета. Лицо дедушки вытянулось: выход за пределы темполета грозил изменением истории.

Немного пробежав по лесу, Митька очутился на дороге — и был схвачен людьми в чёрных тулупах и меховых малахаях, сидевшими на низкорослых лошадях. Митька сразу узнал монголов.

Батый был очень удивлён, увидев в этих диких лесах мальчишку в странном одеянии. Были вызваны толмачи. Но Митька с трудом понимал старославянский язык, а толмачи его вообще не понимали. Батый вызвал шаманку, которая с дикими воплями прыгала вокруг Митьки, а потом о чем-то горячо заспорила с важным монголом. Шаманка предложила принести отрока в жертву богам, чтобы облегчить тяжёлую дорогу. Батый дал согласие.

В темполете все видели и слышали. Профессор Никонов принял решение устроить небольшой электрический фейерверк.

В монгольском лагере началась паника. В ясном небе ослепительно вспыхивали молнии, раздавались страшные удары грома. Всё бросив, монголы бежали от проклятых мест

Митьку подобрал темполёт. О бегстве монгольского войска решено было умолчать. В летопись это событие занесено не было, а простые воины старались не вспоминать о виденном.

Батый приказал повернуть на Тверь.

Падающая звезда

Погасла Легца, звезда планеты Пелита. Правительство успокаивало впавший в панику народ заверениями в том, что тьма ненадолго: при теперешнем прогрессе учёные Совета что-нибудь придумают. Но другую Легцу не сделаешь, а освещать Пелиту чем-то надо. Тентан, старейший член Совета, нашел выход: необходимо было к Жёлтой звезде, ближайшей к Легцайской системе, послать звездоплан с мезитилезоропными ускорителями, которые разгонят Желтую звезду до огромной скорости, через 3-4 семата она займет место Легцы.

Когда Керлингу, лучшему космолбтчику Пелиты, сообщили, что именно он поведет звездоплан к Желтой звезде, тот ужаснулся: «Но ведь там отмечены признаки жизни!» «Ничего не поделаешь, старина, из-за каких-то примитивных существ развитая цивилизация не должна погибать»,— услышал он в ответ.

... Керлинг летел к Желтой звезде, летел как убийца, он это где-то в душе понимал. Он не хотел лететь, но для этой экспедиции нужен был именно его опыт, острый ум. В душе Керлинга боролись совесть и эгоистическая трусость — мы, мол, выше Керлинг встал, подошел к видеоселектору и спроецировал на экран Голубую планету (так он про себя назвал эту третью от Желтой звезды планету). До этого он не раз на неё смотрел, но не видел ничего, кроме темных пятен на голубом фоне. И все же в душе его пробуждалась какая-то жалость: через 3 темрока Голубая планета, по расчётам Совета, должна будет превратиться в кучу космической пыли. Керлинга вдруг охватило желание, ни разу его не посещавшее: увидеть, что делается на этой планете. Для этого необходимо было израсходовать НЗ энергии, но желание было столь велико, что он пошёл на риск. Подключив к видеоселектору резервный запас энергии, он стал фокусировать на экран тёмное пятно планеты. Из неясных очертаний вдруг сложилась чёткая картина: женщина сидит на шкуре, скобля её камнем; ребёнок, которому 2-3 семата, смотрит, кажется, прямо ему в глаза, прижимая к груди игрушку — кусочек кости. Керлинг больше не знал сомнений. «Почему эта женщина, этот ребёнок, хоть они и находятся на уровне развития ниже Пелиты, должны стать жертвами цивилизации! Они не виноваты в том, что Легца погасла, они должны жить!» — думал он, опуская руку на пульт карезмета. Автомат предостерегающе мигнул красным глазом, но рука космолбтчика с силой ударила по чёрной кнопке за стеклом. Последнее, что Керлинг увидел, — взгляд серых глаз малыша Голубой планеты и ослепительную вспышку...

«Мама, что за блестящая точка на небе?» — спросил маленький Юмо, показывая на светящийся кружок. Неандерталка, уставшей от работы рукой смахнув волосы, сказала: «Это, наверно, падающая звезда».