СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В образовательном процессе личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя с обучающимися требует совершенствования образовательных технологий. В условиях перехода к инновационным технологиям знания и квалификация приобретают первоочередное значение в жизни человека. Целью исследования является выявление влияния активных и интерактивных форм и методов обучения на процесс подготовки специалистов.
Министерство образования и науки
донецкой народной республики
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«донецкий национальный университет»
Кафедра педагогики
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: педагогика общего, среднего и высшего профессионального образования»
К защите допустить:
Руководитель курсов
__________ ___________________________
подпись уч. степень, звание Ф.И.О.
«_______» ___________________ 20____ г.
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на тему: «Интерактивные формы и методы обучения в формировании экономических знаний у студентов ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
Слушателя: Малыгина Елена Александровна
Научный руководитель: к.б.н., доц. Балакирева Е.А.
Работа представлена на кафедру «___» ____ 20__ г. рег. № _______ ___________________
(подпись принявшего)
Донецк 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | 4 |
Глава 1. Теоретические аспекты педагогических технологий обучения, применяемые в системе среднего профессионального образования...……………… | 6 |
1.1 Активные и интерактивные формы и методы обучения: сущность, признаки, классификация и принципы использования………... | 6 |
1.2 Интерактивные формы и методы обучения как средство активизации деятельности студентов на занятиях………………………..... | 21 |
Глава 2. Опыт внедрения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе техникума………………………………………….…..…... | 27 |
2.1 Обоснование опыта использования активных и интерактивных форм и методов обучения в практической деятельности………………...... | 27 |
2.2 Опыт использования различных форм и методов интерактивного обучения в процессе обучения студентов ……………….. | 30 |
Заключение………………………………………………………………….... | 35 |
Список используемых источников…………………………………………... | 37 |
ВВЕДЕНИЕ
Не довольствуйтесь достигнутым,
ищите новые пути и способы
обучения и воспитания – такова формула
педагогического творчества.
В настоящее время организация учебного процесса требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения.
В образовательном процессе личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя с обучающимися требует совершенствования образовательных технологий. В условиях перехода к инновационным технологиям знания и квалификация приобретают первоочередное значение в жизни человека.
Как показывает практика, использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы и методы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием обучающихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.
Для развития у студентов способностей к формированию внимания, навыков самостоятельности, системного мышления необходимо использование современных педагогических технологий [1].
При подготовке специалистов технического направления очень важно грамотно организовать учебный процесс, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста. На занятиях специальных дисциплин используются традиционные и активные методы и формы обучения; различные виды самостоятельной работы, что позволяет изучить и закрепить общие и профессиональные компетенции студентов отделения «Металлургии и теплоэнергетики». Важно сформировать у студента мотивацию получать знания не только по общепрофессиональным дисциплинам и предметам профессиональных модулей, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые сведения, повышая свой профессиональный уровень.
Преподаватели отделения металлургии и теплоэнергетики ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум» используют уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество.
Такими являются поисково-исследовательские методы, методы анализа производственных ситуаций, деловые и дидактические игры, проектные технологии обучения.
Преподаватели нашего техникума имеют индивидуальный методический стиль работы, на который они предпочитают опираться, своими диалогическими отношения со студентами.
В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого студента в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [7].
Актуальность выбранной проблемы бесспорна и значима, что и определило тему выпускной работы «Интерактивные формы и методы обучения в формировании экономических знаний у студентов ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»».
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать применяемые формы и методы активного и интерактивного обучения в образовательном процессе;
- охарактеризовать интерактивные формы и методы как средство активизации деятельности студентов;
- выявить особенности использования активных и интерактивных форм и методов обучения в практической деятельности;
- представить опыт внедрения различных активных и интерактивных форм и методов обучения.
Целью исследования является выявление влияния активных и интерактивных форм и методов обучения на процесс подготовки специалистов.
Объектом исследования является процесс подготовки будущих специалистов в условиях техникума.
Предмет исследования: использование интерактивных форм и методов обучения в процессе профессиональной подготовке студентов ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум».
Практическая значимость: материалы работы могут быть внедрены в практику преподавателей СПО.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Следовательно, хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов. В этом отношении методы активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов.
Таким образом, применение активных форм и методов организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного обучающегося.
Глава 1. Теоретические аспекты педагогических технологий обучения, применяемые в системе среднего профессионального образования
1.1 Активные и интерактивные формы и методы обучения: сущность, признаки, классификация и принципы использования
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий, методов и форм обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение студентами знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения [1].
Согласно М. М. Левиной, современным методам обучения свойственны следующие особенности [11]:
1. Метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый педагогом способ деятельности, поэтому обязательно осознан;
2. Метод должен обязательно соответствовать цели урока (занятия). Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов;
3. Метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели;
4. Каждый метод имеет своё предметное содержание. Знания, включённые в метод, образуют зону его действенности;
5. Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения педагогом учебной задачи.
Педагогическая наука и практика предполагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели - усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей и способностей студентов, воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.
На основе изучения современной педагогической и методической литературы мы сделали вывод, что все методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы [6]:
1) пассивные методы;
2) интерактивные методы.
3) активные методы.
Использование разнообразных методов и приёмов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.
Пассивный метод - это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.
Связь преподавателя с обучающимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы:
Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
С учетом этих плюсов, многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если обучающиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен, где учатся вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
В пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был педагог, то здесь педагог и студенты находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль.
Активный метод - это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и обучающиеся находятся на равных правах.
Многие педагоги, ученые между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. [9].
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность студентов по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
При использовании активных методов обучения меняется роль обучающегося - из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса[6]:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и прочие.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека остаётся до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.
Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающиеся. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивное обучение — это:
- «обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;
- «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;
- «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог».
Термин интерактивное обучение сегодня используется применительно к технологиям дистанционного образования, Интернет-образования гораздо более активно, чем в отношении привычного и наиболее распространенного обучения в условиях непосредственных контактов преподавателя с обучаемыми.
Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.
Взаимодействие - это философская категория, которая означает процессы взаимовлияния разных объектов, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. При этом каждая из взаимодействующих сторон выступает в качестве причины и следствия одновременного обратного влияния другой. То есть взаимодействие предусматривает в определенной степени равнозначное взаимовлияние объектов друг на друга и обусловливает их равномерное развитие.
Интерактивность в обучении можно объяснить как способность к взаимодействию, учебе в режиме беседы, диалога, действия. Следовательно, в дословном понимании интерактивным можно назвать метод, в котором тот, кто учится, является участником. Он не выступает лишь в качестве слушателя, наблюдателя, а активно участвует в том, что происходит, собственно создавая это явление.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, преподаватель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
- задействовать на уроке всех;
-в полной мере учесть возрастные особенности (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
-учитывала бы личностные особенности самого преподавателя: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Разумеется, не сразу и не все студенты становятся активными участниками мыслительной деятельности на занятии. Необходимо время, чтобы они осознавали и принимали этот метод и его преимущества. Наиболее значимые этапы урока с использованием интерактивных форм:
разминка; объединение в группы; организация учебной деятельности в группе; подведение итогов; презентация групповых решений; рефлексия.
Активные и интерактивные методы обучения отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
• активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
• развивают партнерские отношения в процессе совместной деятельности;
• повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
• дают возможность приобретения опыта решения ситуативных и производственных задач.
Таким образом, термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции студентов с пассивно потребительской на активно преобразующую. Количество активных методов обучения достаточно велико. Поэтому для их характеристики обратимся к вопросам классификации активных методов обучения (рисунок 1.1.1).
Активные методы обучения (АМО) подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с другими обучающимися. По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы [6].
Рисунок 1.1.1 - Характеристика методов активного обучения
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.
Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока (Ю.Н. Емельянов) [8] (см. таблица 1.1.1):
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Таблица 1.1.1 - Назначение и особенности проведения различных групп активных методов обучения
Группа АМО | Назначение (цель использования) | Побочный результат | Позиция и действия ведущего | Особенности организации и проведения |
1.Дискуссионные методы: свободные дискуссии, направленные дискуссии, обсуждение профессиональных и жизненных казусов, совещание специалистов и др. | Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать | Обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников, развитие мышления и наблюдательности, формирование критической позиции | Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, резюмирует, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт | Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют |
2.Игровые методы: психодрама, ролевые и ситуационные игры, деловые игры, ОДИ, инновационные игры, учебные игры и др. | Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций | Появление несерьезного отношения к происходящему, ``застревание'' в роли | Специализированы и дифференцированы в группе игротехников | Ротационный характер взаимодействия участников, наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу |
3. Рейтинговые методы: рейтинги эффективности, рейтинги популярности | Повышение мотивации участников, повышение эффективности деятельности группы/индивида, повышение ответственности | Обострение конкурентных отношений, развитие гибкости, креативности | Разработка системы заданий и/или критериев, подведение промежуточных итогов, подбор экспертов, выработка с каждым из участников образа-цели | Индивидуальность траекторий достижения цели, варьирование темпа и содержания работы |
4. Тренинговые методы: тренинги профессиональной компетентности, тренинги эффективного родительства, тренинги поло-ролевого взаимодействия, тренинги продаж, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста и др. | Корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание | Динамика отношений участников и ведущего, провоцирующая конфликты между ними, повышение открытости и сплоченности в группе, невротизация и соматизация, эмоциональные срывы | Подбор и комплектование групп, инструктирование, оказание экстренной психологической помощи, сбор информации о группе и участниках, информирование | Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга |
Таким образом, каждая группа АМО имеет свое назначение. Так дискуссионные методы в основном используются для развития элементов коммуникативной компетентности участников. Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения спорить, но и находить компромисс, принимать совместные решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и групп.
Игровые методы позволяют наработать новый опыт, не нанося ущерба окружающим, не требуя существенных временных и финансовых затрат. Вместе с тем, ряд видов игр (учебные, организационно – деятельностные игры (ОДИ) и т.п.) используют приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные выше описанным. Есть игры, оказывающие психотерапевтическое воздействие на участников (психодрама), а потому этот метод или его варианты часто используются в тренингах. Рейтинговые методы направлены на поддержание и развитие учебной, учебно-профессиональной и профессионально-деятельностной мотивации, развитие их субъектных характеристик (активности, ответственности, пристрастности, осознанности и др.).
Тренинговые методы в основном имеют коррекционно - развивающую и психотерапевтическую направленность, но могут использоваться и для оттачивания соответствующих умений и навыков, осознания причин неудач в жизни и деятельности, самопознания и самопринятия. Они могут включать в себя в качестве процедур практически все выше перечисленные группы АМО, и потому, относятся некоторыми авторами к основным методам социально-психологического обучения
Новые государственные образовательные стандарты Донецкой Народной Республике могут быть реализованы, и их содержание подчёркивает это, используя инновационные методы. Такие, как:
- индивидуализация обучения, когда время диктует необходимость создания системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования;
Индивидуализация обучения может осуществляться по [8]:
- содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования;
- по объему, что позволяет способным и заинтересованным студентам более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях (для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины),
- по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями студентов и формой их подготовки.
- элективность - предоставление студентам максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов - элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам.
- контекстный подход - подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности;
- креативное обучение, базирующееся на следующих принципах:
1) принцип соответствия внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям (непрерывная диагностика личного образовательного приращения);
2) принцип индивидуальной образовательной траектории студента в образовательном пространстве.
- метод гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями в социуме, что позволяет снизить инерционность системы образования.
- метод сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:
Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других студентов, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.
Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися учебного материала.
Взаимообучения. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.
Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения - педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов, обучающихся выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Возникает вопрос: как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый обучающийся был оптимально занят на занятиях по различным дисциплинам учебного процесса и в домашней подготовке к ним с учетом уже имеющихся знаний и интеллектуального развития?
Такой организации обучения требует современное состояние нашего общества, когда от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.
Таким образом, образовательное учреждение ГПОУ ДЭМТ, определив свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль обучающемуся и не позволяет достичь поставленных целей.
Основная деятельность администрации и педагогов техникума заключается в развитии, воспитании и обучении студентов и осуществляется с помощью форм, методов и приёмов обучения, которые используються в управлении учебно - воспитательным процессом.
1.2 Интерактивные формы и методы обучения как средство активизации деятельности студентов на занятиях
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Активизация обучения связана с изменением позиции преподавателя, который не только передает знания, но и формирует личность студента через организацию его активной деятельности. При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Глубоко прав был замечательный французский писатель Анатоль Франс, который говорил: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». А «аппетит» возникает у студента только в том случае, если знания добыты, найдены, подтверждены его собственными усилиями, подогреты интересом. Заученное без понимания и интереса обладает печальным свойством быстро забываться.
Основные задачи активизации обучения состоят в следующем [11]:
1) возбуждение познавательного интереса студентов к занятиям, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться; воспитание чувства долга и ответственности за обучение;
2) формирование и развитие системы экономических знаний как основы учебных успехов;
3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности обучающихся;
4) формирование и развитие системы умений и навыков обучающихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;
5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда студентов.
С точки зрения активизации деятельности студентов и формирования ключевых компетенций можно выделить следующие интерактивные методы, используемые при изучении экономических дисциплин: кейс-метод, исследовательский метод, метод проектов, «мозговой штурм», «круглый стол», анализ конкретных ситуаций (case-study), практические занятия, дискуссии, игровые технологии. Рассмотрим их более подробно.
Кейс-метод (проблемное обучение). Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Источником могут быть информационно-аналитические данные, полученные студентами вовремя прохождения профессиональных практик. При изучении экономических дисциплин часто используются бизнес-кейсы. Бизнес-кейс - это специально подготовленный учебный материал, который отражает конкретную проблемную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. Примером применения подобного метода может быть решение следующих заданий: «Принятие управленческого решения» или «Разрешение конфликтной ситуации в организации». В ходе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. Бизнес-кейсы не только помогают студентам проверить теорию на практике. Поломать голову над решением той или иной бизнес- задачи полезно и с точки зрения развития личных качеств, ведь приобретаемые навыки и опыт могут оказать хорошую услугу в дальнейшем при трудоустройстве. При работе с кейсом у студентов формируются следующие компоненты ключевых компетенций: коммуникативные способности, способности применять знания на практике, решать проблемы, вести переговоры, нести ответственность за принятие решений.
Исследовательский метод. Исследовательский метод используется для организации самостоятельной работы студентов, которую они могут выполнять индивидуально, в группах, в парах. Так студенты экономических специальностей выполняют такие задания как: «Проведение SWOT-анализа»,
«Качество жизни населения в различных странах и регионах мира», «Анализ динамики макроэкономических показателей» и т.д. Применение исследовательского метода обучения позволяет поставить студента в активную позицию исследователя. Данный метод позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умение творчески работать, анализировать и оценивать информацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, развивает наблюдательность, воображение.
Метод проектов. Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Таковым может быть статья в газете, видеофильм, инструкция и т.д. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, презентаций и других видов творческой
деятельности. Так студенты выпускных групп работают над такими проектами как «Расчет и обоснование себестоимости офисных стульев»,
«Обоснование калькуляции затрат ОАО «Бинго»» и др. В ходе выполнения проекта студент оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление уже имеющихся знаний по дисциплине, так и приобретение новых. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские, коммуникативные, рефлексивные, организационно-управленческие и др.
«Мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Практические занятия - метод активного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. Практические занятия по любой учебной дисциплине - это коллективные занятия. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.
Как показывают наблюдения, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Дискуссии. Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и обучающегося, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. Положительным в дискуссии является, то, что обучаемые согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Во время дискуссии формируются такие компетенции как коммуникативные способности, способность к анализу и синтезу, умение принимать решения и отстаивать свою точку зрения.
Игровые технологии. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников. Игра стимулирует активное участие студентов в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Игровые технологии могут быть применены на различных этапах занятия: и при актуализации знаний, и при закреплении материала, а также как форма организации занятия в целом. Например, при актуализации знаний используются задания: «Разгадай кроссворд» или «Ребус», «Экономическая цепочка» - один студент пишет вопрос, на него отвечает другой студент и снова пишет вопрос, и так до тех пор, пока первый не ответит на вопрос последнего. Если студентов разделить на команды, то соревновательный дух повышает заинтересованность, усиливает игровой момент. Как результат - игра приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.
Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Можно сказать, что применение перечисленных методов дает возможность подготовить думающего и разбирающегося в различных проблемах специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках и готового к открытому и конструктивному диалогу с коллегами.
Глава 2. Опыт внедрения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе техникума
2.1 Обоснование опыта использования активных и интерактивных форм и методов обучения в практической деятельности
Изучение экономических дисциплин направлено на получение обучающимися теоретических основ. Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышленного производства, но и сферы производства услуг и технологий, в том числе образовательного процесса. Одной из сторон инновационного развития учебного заведения является его ориентация на становление и развития личности слушателя, получения им навыков, вернее "привычки" учиться постоянно, совершенствовать свои знания. Модель "студента обучающегося" в отличии от "студента обучаемого" требует разработки новых подходов к обучению. Современные разработки в области педагогики содержат достаточное количество материалов, раскрывающих суть образовательных процессов ХХI века, - интерактивных методов обучение.
Вместе с тем, практическая педагогическая деятельность нуждается в разработках методического уровня, ориентированных на их реальную реализацию в аудитории при изучении конкретной учебной дисциплины.
Экономика - это наука особенная. Являясь теоретической дисциплиной, она в тоже время в высшей степени практическая наука.
Курс экономики в техникуме предназначен не только и не столько восполнить дефицит знания фундаментальных экономических концепций и законов, т.е. теории ради теории, сколько создать условия для прикладного использования экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив.
Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения на уроках экономики:
1. Доверительные, по крайней мере позитивные, отношения между преподавателем и обучающимися.
2. Демократический стиль преподавания.
3. Сотрудничество в процессе урока преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой.
4. Опора на личный («экономический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.
5. Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их регулярная и целеобусловленная смена.
6. Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Студенты на занятиях не получают готовых знаний, а добывают их своим умом, усердием, любознательностью. Мы глубоко убеждены, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания студента и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих уроках я стремлюсь использовать различные формы и методы интерактивного обучения.
Возможные риски при применение системы интерактивных методов обучения:
1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция);
2 Преподавателю требуется много времени на подготовку занятия;
3. Сопротивление студентами новым подходам и методам (выход студентов из привычной «зоны комфорта»);
4. Не готовность студентов к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).
Преподаватель не должен давать готовые знания, а должен склонить студентов к самостоятельному поиску. По отношению к традиционным формам ведения занятий, в интерактивных технологиях изменяется взаимодействие преподавателя и обучающегося: задачей педагога является создание условий необходимых для проявления учащимися инициативы. При этом педагогом выполняется функция помощника в процессе обучения, одного из источников информации. В процессе работы в интерактиве у студентов формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Среди преимуществ интерактивных методов обучения можно выделить:
пробуждение у обучающихся интереса;
поощрение активного участия всех обучающихся в учебном процессе;
обращение к чувствам каждого участника учебного процесса;
способствование эффективного усвоения учебного материала;
формирование у учащихся мнений;
формирование жизненных навыков.
Результативность интерактивных методов обучения:
Эффективное усвоение знаний.
Снижение утомляемости.
Повышение учебной мотивации
Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п.
Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося.
Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.
У студентов проявляется интерес к изучаемому предмету.
Преподавателю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».
2.2 Опыт использования различных форм и методов интерактивного обучения в процессе обучения студентов
I Игровая деятельность. Игровая деятельность помогает активизировать творческий и интеллектуальный потенциал студентов, получить опыт, который может пригодиться в жизни. Особенно это проявляется в деловой и ролевой игре. Ролевая игра дает студентам уникальную возможность представить себя в различных жизненных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Мы используем игровую деятельность на различных этапах урока. Проиллюстрирую это на примере урока по теме: «Методы управления».
В процессе изучения нового преподаватель рассказывает о том, что такое управление, его целях и методах управления. Студентам предлагается работа по заполнению таблицы:
Таблица 2.2.1 - Методы управления и их классификация
Методы управления | ||||
Название группы методов | Форма проявления | Ожидаемый результат | Позитивный аспект | Негативный аспект |
Командно- административные | Приказ Распоряжение и т.д. | Неукоснительное исполнение задания | | |
Методы материального стимулирования | Применение материальных стимулов (премии, прибавка к зарплате и т.д.) | Исполнение работником задания с желанием достичь наилучшего результата | | |
Методы морально- психологического стимулирования | Применение моральных стимулов | Исполнение работником задания с желанием оправдать доверие начальства | | |
Для выполнения этой работы преподаватель студентам предлагает разделиться на две группы. Одна группа студентов представляет себя руководителем, субъектом управления. Используя различные методы управления, они должны достичь своей главной цели - получить от своих подчиненных максимальную отдачу. С позиции своей роли они оценивают плюсы и минусы использования каждого метода и решают, достигается ли при этом максимальный результат.
Другая группа должна представить себя в роли объекта управления, т.е. рядового сотрудника, подчиненного.
Студенты из первой группы демонстрируют, как они будут применять тот или иной метод, а студенты из второй группы должны оценить на себе действие применяемых «руководством» методов. Это помогает заполнить два последних столбца таблицы. Проделав эту работу, студенты замечают, что каждый метод имеет и свои «плюсы», и свои «минусы». Возникает вопрос: «Какой же метод лучше применять, чтобы достичь оптимальных результатов?». Помогает студентам найти ответ на этот вопрос творческое задание: составьте свое обращение к тому подчиненному, который, по вашему мнению, должен выполнить очень ответственное задание. Какими методами вы воспользуетесь для достижения этой цели?
После обдумывания и обсуждения студенты приходят к следующему выводу - надо использовать все методы для достижения максимального результата.
Игровые методы обучения являются своего рода тренингом, репетицией жизненных ситуаций и учат студентов самостоятельно и обдуманно принимать решения.
II Дискуссии и диспуты. Исследовательская и игровая деятельность студентов может быть прослежена и на уроке-дискуссии. Дискуссия – это форма организации повторительно-обобщающих уроков, на которых студенты сами проверяют прочность своих знаний, своего умения доказательно спорить, рассуждать и убеждать. Такой урок, как правило, заключительный урок темы или раздела. Вопросы, выносимые на дискуссию, предлагают сами студенты. Чаще всего это вопросы, обсуждаемые в СМИ и представляющие общественный интерес.
В начале урока преподаватель повторяет со студентами правила ведения дискуссии и напоминаю наш девиз:
" Убеждай, а не агитируй". Обычно такие уроки проходят бурно и интересно.
Приведу пример такого урока по теме международная торговля. На обсуждение предложен вопрос: Выгодно ли России в данный исторический момент вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО)?
Чтобы направить обсуждение в конструктивное русло, преподаватель предлагает ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы:
Против кого направлен протекционизм?
2. Почему российские товары, кроме сырья, неохотно впускают на рынки Европы и США?
3. Что нужно ВТО от России - ее рынки сбыта или товары?
Обсуждая эти вопросы, убеждая друг друга, поправляя и исправляя друг друга, студенты приходят к более глубокому пониманию сути экономических и политических процессов, которые происходят в современном мире. Они проникаются тем, какие проблемы стоят перед нашей страной, хотя очевидно, что для их преодоления понадобится много времени и сил, студенты приходят к выводу, что Россия обязательно займет достойное место в мировом экономическом сообществе. И конечно, этот урок должен закончиться на мажорной ноте.
Необходимо обязательно упомянуть о колоссальном воспитательном значении уроков экономики. Патриотизм, неравнодушие к судьбе страны, желание решить ее проблемы - эти и многие другие качества формируются на таких уроках.
III Разрешение проблемной ситуации. Создавая проблемную ситуацию и предлагая студентам найти выход из нее, преподаватель старается давать задания, обогащающие личный опыт студентов.
Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал:
"Зарытый клад ржавеет и гниет,
лишь в обороте золото растет".
Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении темы «Ценные бумаги». Например, рассказывая студентам о таком виде ценных бумаг, как акция, преподаватель знакомит студентов с тем, что такое АО, какие виды акций существуют, каковы преимущества того или иного вида акций. Затем ставит проблему: Представьте, что вы решили стать акционером какой либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?
Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?»
Решение проблемы происходит в группах. Студентам дается время для оценки всех возможных последствий и принятия решения. Студенты после бурных споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.
Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).
2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.
Таким образом, студенты самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Преподавателю остается лишь привести им его формулировку, как совет на все случаи жизни. Ведь этот совет хорош прежде всего тем, что любой человек, как бы он ни был далек от экономических вопросов, задумываясь о вложении своих денег вспомнит его и примет правильное решение, т.е. знания, полученные на таком уроке, могут пригодиться моим студентам в их будущей самостоятельной жизни.
Таким образом, в чем заключается ценность подобных форм работы? Во-первых, они позволяют студенту глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Во-вторых, они дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении в системе среднего профессионального образования.
Опыт показал, что интерактивные педагогические формы и методы обучения являются действенным средством ранней социализации личности в стенах техникума.
Следовательно, хочется сказать, что интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации будет активно развиваться как в теоретическом плане, так и в практическом. Это методическое веление времени.
Заключение
На основе изучения современной педагогической и методической литературы мы сделали вывод, что все формы и методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные, активные и интерактивные методы.
Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий, методов и форм обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения.
Активные и интерактивные формы и методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.
Организация образовательного процесса, использующего активные и интерактивные формы и методы обучения, опирается на такие принципы как: индивидуализации, гибкости, сотрудничества.
Отличительными признаками активных и интерактивных форм и методов обучения являются: проблемность; адекватность учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого; взаимообучение; исследования изучаемых проблем и явлений; непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией и др.
Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные компетенции.
Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
В практической части работы представлен опыт использования активных методов обучения при преподавания экономических дисциплин. Необходимо отметить, что мотивация к обучению, на первый взгляд, скучному предмету, повысилась; студенты осознают практическую значимость знаний.
Таким образом, активные и интерактивные формы и методы обучения как современные образовательные технологии играют большую роль в преподавании экономических дисциплин у студентов различных специальностей. Они способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, обладают большими образовательными и развивающими возможностями, приучают к самостоятельности, инициативности, ответственности, умению принимать решения и находить выход из критических ситуаций. Только специалист, обладающий таким набором качеств, может по праву считаться профессионалом.
Список используемЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анапович Г.Н. Роль активных методов преподавания [Текст] // Родники культуры: сборник методических докладов и тезисов преподавателей учреждений СПО культуры и искусства : вып. 1 «Культура и образование: юбилейные размышления в Сибирской провинции». – М.: АПРИКТ: ООО «МИЦ «Аю - на», 2011. – 127с.
2. Батышева С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для вузов; под ред. С.Я.Батышева, А.М.Новикова.-Изд. 3е, переработанное.- М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. -456с.
3 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2011.
4 Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии/учебное пособие.– М.: Кнорус, 2012.– 432с.
5 Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа, 2009. - № 3. – С.86- 92. Баѐва Ю. В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестник ТГПУ, 2012. - №2. - С.117-120.
6 Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно техническое издание «Наука и образование» - № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru/
7 Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
8 Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса // http://www.smtueco.ru/en/items/interactive- forms-of-learning.
9 Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
10 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
11 Томчикова С.Н. Основы педагогики среднего профессионального образования для студентов педагогических вузов / С.Н.Томчикова, Л.И.Сайгушева. -Изд.2е., стер.-М.: ФЛИНТА, 2015. – 213с.
12 Проблемы образования: науч. метод. сбор./ Кол. авт. – К.: Науч.-метод. центр высшего образования, 2006. – Вып.44 И.М. Носаченко Инновационные образовательные технологии.
13 Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом» [Электронный ресурс] / Борисова М. Бизнес-кейс - игра по правилам бизнеса, 2009. – Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?cat=106&pub=2846
Интернет источники:
1 http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
2 http://shkolazhizni.ru - Инновационные методики обучения
3 http://www.metodmaster.ru/articles/format-interaktivnaya-lektsiya
4 http://abv.21309s02.edusite.ru
5 http://www.pedagogik-systems.ru
6 http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=496
7 http://www.treko.ru/show_article_913
8 http://apu fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html
9 http://balota2.narod.ru/data/mietodyka.html