ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет профессионального развития руководящих
Работников и специалистов образования
Кафедра психолого-педагогического сопровождения и управления
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускная работа
Исполнитель:
Учитель белорусского языка и литературы
Севрук Кристина Анатольевна
ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Солигорского района»
Руководитель:
профессор кафедры психологии и педагогического мастерства
Бараева Евгения Ивановна
Минск,2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Педагогическое просвещение как форма взаимодействия с семьями обучающихся 5
1.2. Функции взаимодействия учреждения образования с семьями обучающихся 7
РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15
2.1. Описание процедуры исследования 15
2.2. Анализ процедуры исследования 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
ВВЕДЕНИЕ
Семья − та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Семья играет решающую роль на любом возрастном этапе развития ребенка, выполняя важнейшие функции:
регулирование физического и эмоционального развития;
влияние на развитие психологическое;
влияние на умственное развитие;
ознакомление ребенка с социальными нормами;
формирование ценностных ориентаций;
социальная поддержка [5].
Выполнение этих функций способствуют климату семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Современные условия выдвигают для учреждения образования новые требования – руководитель учреждения образования обязан создать систему поддержки связи с законными представителями обучающихся, распространять на них обучение основам воспитания детей в семье.
Основа жизни младшего школьника – это семья и школа. От качественного и грамотного взаимодействия зависит будущее воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие − базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других. По сути, взаимодействие представляет собой разновидность опосредованной или непосредственной, внутренней или внешней связи; при этом свойства любых объектов могут быть познанными или проявить себя только во взаимодействии с другими объектами. Философское понятие взаимодействия, нередко выступая в роли интеграционного фактора, обуславливает объединение отдельных элементов в некий новый вид целостности, и, таким образом, имеет глубокую связь с понятием структуры [2]. Руководителю необходимо добиться единства взглядов на воспитание детей, единства их формирования. Во-первых, учреждение образования (школа) и законные представители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости обучающихся [9].
В связи с этим в ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Солигорского района» создана система работы по формированию взаимодействия учреждения образования и семей обучающихся.
Цель работы: изучение системы работы учреждения образования с семьями обучающихся на базе ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад − средняя школа Солигорского района».
Задачи:
проанализировать научную педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности организации взаимодействия учреждения образования с семьями обучающихся;
разработать рекомендации по оптимизации взаимодействия учреждения образования с семьями обучающихся.
Исследование проводилось на базе «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад − средняя школа Солигорского района».
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1.1. Педагогическое просвещение как форма взаимодействия с семьями обучающихся
Одной из традиционных форм взаимодействия учреждения образования и семей обучающихся является педагогическое просвещение.
Главной целью в педагогическом взаимодействии с родителями выступает доверие, которое руководитель может достичь с помощью опытного коллектива, который использует определенные педагогические приемы. Нужно учитывать, что аудитория в данном случае является взрослой, методы следует выбирать, направленные на повышение грамотности родителей в отношении воспитания ребенка, но учитывать, что каждый родитель обладает собственным, сформированным взглядом на этот процесс.
Возможно, педагог сможет «показать» родителям их ребенка с новой, доселе неизвестной стороны, которая не открывалась в течение повседневной жизни. Информацию о школьной жизни ребенка следует предоставлять в позитивном свете. Собрания родителей не должны проходить в форме порицания «отстающих» учеников. По словам Сластениной, руководитель (педагог) должен наладить диалог с родителями, дабы получить максимальный отклик на свою работу [8].
Семья и ребенок − зеркальное отражение друг друга. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий.
Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. В семье происходит становление личности гражданина, патриота, труженика, будущего семьянина, человека − носителя высоких духовно-нравственных качеств. В современном мире родители чаще всего ориентируются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы, преподносимые средствами массовой информации. При этом, как правило, забывается, что ребенок индивидуален, а любой опыт имеет ограниченное применение. Не учитывается и тот факт, что нынешний ребенок воспитывается не былой массой родственников в условиях огромной семьи, чуть ли не автоматически обеспечивавшей более-менее приемлемый результат, а всего одним-двумя родителями. К тому же налицо, что нынешние семьи не похожи одна на другую, как это было в недавнем прошлом. Они все более распадаются на отдельные типичные группы, у каждой из которых свои экономические и дидактические проблемы, свои педагогические возможности, специфические ожидания к образованию, свой интерес к педагогической теории и практике семейного и общественного воспитания. С ними уже нельзя ограничиваться формами привычного фронтального просвещения.
Удовлетворить образовательные потребности современных родителей, за плечами которых стоят такие разные по социальным и дидактическим условиям семьи, можно только при условии серьезного и направленного изучения тех изменений, которые несут в семьи реформы нашего общества
Поэтому родителям необходимо овладевать определенным объемом педагогических знаний и опытом воспитательной деятельности, то есть иметь достаточно высокий уровень педагогической культуры. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение, накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой принято понимать такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей.
Система взаимодействия образовательных учреждений с родителями должна строиться на таких принципах, как: открытость, информированность, взаимодоверие, единство педагогических требований к детям, соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей; стимулирование родителей к сотрудничеству [6].
Взаимодействие руководителя с родителями даёт уверенность в том, что учреждение образования всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Руководитель, организуя образовательный процесс должен учитывать индивидуальности детей. Учреждение образования, постоянно поддерживает контакт с семьями, знает особенности, привычки обучающихся. Н.К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе…».
Таким образом, существенной стороной руководства и семьи, является то, что учреждение образования служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание детей», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие учреждения образования и семьи по воспитанию детей.
1.2. Функции взаимодействия учреждения образования с семьями обучающихся
Процесс взаимодействия учреждения образования с семьями обучающихся должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
информационная – в учреждении образования организована работа своевременной подачи максимально достоверных и полных сведений об этапах развития обучающих, через взаимодействие «руководитель» – «заместители директора по учебной и воспитательной работе» – «учителя-предметники» – «классные руководители» – «законные представители»;
воспитательно-развивающая − взаимодействие учреждения образования и родителей направленно на развитие верного отношения родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития обучающегося;
формирующая – педагогический коллектив с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности;
охранно-оздоровительная – создание условий со стороны руководителя для правильного представления родителей о обучающемся;
контролирующая − с помощью взаимодействия родителей и учителя руководитель может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям;
бытовая – формирование у законных представителей верного понимания своих функций по отношению к обучающемуся ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.
Задачи взаимодействия:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей
Однако взаимодействие с семьями обучающихся складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика − изучение результативности учебно-воспитательного процесса в учреждении образования на основе изменений в уровне воспитанности обучающихся и росте педагогического мастерства учителей [7]. Исходя из определения, руководитель включает в практику педагогов способность разрабатывать и применять диагностические методики, в данном случае применимые к законным представителям обучающихся.
Сотрудничество с законными представителями обучающихся нельзя выстраивать «поверхностно» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семьи обучающихся, что позволит руководителю ближе познакомиться с семьями, через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.
При этом использовать можно любой комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики, я предлагаю:
наблюдение;
беседу;
тестирование (приветствуется в онлайн-форме);
анкетирование (приветствуется в онлайн-форме);
деловые игры;
Изучение семьи необходимо проводить регулярно, но соблюдать определенные правила, требующие от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе. Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении
Следует сразу же определить для себя цели и ожидаемые результаты своего исследования.
Что я хочу получить в результате диагностики?
Как я буду работать с полученным материалом?
Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:
предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы и т.д.);
оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
Существует множество диагностических методик для педагогов. Для выбора нужной педагог должен руководствоваться следующими принципами
гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
корректность (определяется качеством диагностического материала).
Одним из необходимых звеньев в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений родителей является дифференцированный подход при организации работы с родителями. Для осуществления дифференцированного подхода к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями;
одновременное влияние на родителей и детей;
обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Поскольку взаимодействие семьи и учреждения образования играет важную роль в развитии ребёнка необходимо детальное изучение семьи.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:
Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос, опрос в онлайн-форме) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. В работе по изучению семьи необходимо использовать контактное проведение анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы). Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план.
Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей. После изучения семей необходимо составление «социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия. Изучение семьи обучающегося позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи − дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Можно выделить следующие типы семей:
I тип семьи (высокий уровень педагогической культуры). Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.
II тип семьи: (средний уровень образованности и культуры родителей). В отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.
III тип семьи: (низкий уровень педагогической культуры). Это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.
Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). К последним можно отнести следующие:
Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Таким образом, в зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической просвещенности родителей, а также от проблем, возникающих в семьях необходимо правильно подобрать содержание педагогического просвещения, а также применение разнообразных форм работы. Взаимодействие семьи и учреждения образования играет важную роль в жизни обучающихся, несет в себе важные задачи и функции: взращивать в родителях основы воспитания детей в семье в наше время, обеспечивать поддержку семьи в воспитательном и учебном процессе. Для обеспечения точности педагогического воздействия в учреждении образования используется педагогическая диагностика. Она включает в себя разные формы исследований. Исследования нужно делать обязательно, так как воздействие учителя должно иметь определенную цель.
РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2.1. Описание процедуры исследования
В ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад − средняя школа Солигорского района» активно проводится целенаправленная работа на взаимодействие учреждения образования и семьи.
Поставленная цель реализовывалась через следующие задачи:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей
Для реализации взаимодействия учреждения образования и семьи используются различные формы работы по взаимодействию руководителя и семьи. Под взаимодействием руководителя, понимается работа всего педагогического коллектива. поисковая работа учащихся:
регулирование физического и эмоционального развития;
влияние на развитие психологическое;
влияние на умственное развитие;
ознакомление ребенка с социальными нормами;
формирование ценностных ориентаций;
социальная поддержка [3.]
Опытно-экспериментальная работа в государственном учреждении образования «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад − средняя школа Солигорского района» проводится согласно плану учреждения образования на 2021/2021 учебный год. В январе 2022 года проводилась диагностика изучения особенностей семейного воспитания обучающихся 1, 5 классов.
Ответственными за диагностику являлись классные руководители 1 и 5 классов Суворова А.Н. и Гохар О.А. На родительском собрании от 22.01.2022 года родителям 1 и 5 класса было предложено с помощью методики «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко выбрать один из четырех правильных ответов, для того, чтобы оценить свою собственную стратегию воспитания (Приложение 1).
Так же в ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа Солигорского района» ведется активная работа по взаимодействию с семьями обучающихся используя социальную сеть «ВКонтакте». На протяжении трех лет законные представители обучающихся являются подписчиками школьной группы https://vk.com/club191580387. На которой размещается новая информация с рекомендациями и консультациями для законных представителей обучающихся, онлайн-опросниками и новостной лентой (рис. 1).
Рис. 1 Онлайн-опрос для законных представителей обучающихся по теме «Уголовная ответственность. Наркотики».
Взаимодействие с законными представителями в онлайн-форме позволяет учреждению образования в кратчайшие сроки донести до родителей нужную информацию и получить обратную связь. Но не стоит забывать про традиционные встречи с законными представителями, ведь учреждение образования помогает законным представителям не потерять связь со своим ребенком.
2.2. Анализ процедуры исследования
Второй этап изучения взаимодействий учреждения образования с семьями обучающихся заключался в анализе результатов анкетирования, который показал, что 20 семей придерживаются авторитетного стиля воспитания и 5 семей – авторитарного, либерального и индифферентного стиля воспитания нет ни в одной семье, данные приведены в диаграмме (рис. 2).
Рис. 2 Результаты проведения анкетирования с законными представителями 1 и 5 класса по методике «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко.
В 20 семьях родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
В 5 семьях родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы.
Проведенная практическая работа по взаимодействию учреждения образования ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский – средняя школа Солигорского района» и семей несовершеннолетних в системе Н.М. Рухленко доказала свою эффективность.
Следует добавить, что в ходе онлайн-анкеты для родителей, целью которой являлась оценка удовлетворенности законными представителями качеством образовательных услуг и ролью учреждения образования в формировании личности ребенка, в течение 24 часов руководство учреждения образования ознакомилось с оценкой законных представителей (анкетирование прошло 98 законных представителей) в области организации образовательного процесса вс2021/2022 учебном году (рис 3).
Рис 3. Результаты онлайн-анкетирования «Оценка удовлетворенности законными представителями качеством образовательных услуг и ролью учреждения образования в формировании личности ребенка».
Результаты проведенного исследования взаимодействий ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский – средняя школа Солигорского района» с семьями обучающихся показали результативность применения четкой системы взаимодействия учреждения образования и законных представителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью выпускной работы являлось изучение системы работы учреждения образования с семьями обучающихся на базе ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад − средняя школа Солигорского района».
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил констатировать, что под взаимодействием учреждения образования с семьями обучающихся понимается целостное взаимодействие учреждения образования и семьи. Одно из важнейших понятий взаимодействия учреждения образования и семьи является «педагогическое просвещение» и «педагогическая культура родителей». Педагогическое просвещение − повышение педагогической культуры родителей, формирование запроса на педагогические услуги и обеспечение информацией по педагогическим проблемам. Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой находится отражение накопленного человечеством опыта воспитания детей в семье.
Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Таким образом, в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Поэтому так важно своевременно осуществлять педагогическое просвещение родителей.
Проведенное на базе ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад − средняя школа Солигорского района» исследования особенностей развития педагогической культуры родителей выявило, что в большей мере в семьях обучающихся законные представители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка. Родители осознанно понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Так же родители хорошо представляют каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий, не мало важным выступает тесное взаимодействие с учреждением образования.
Предложенный ГУО «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад − средняя школа Солигорского района» опыт взаимодействия с семьями обучающихся может быть использован при выявлении уровня развития педагогической культуры семей обучающихся, а так же рекомендован для работы руководителей учреждений образования, для организации эффективной работы: воспитателей, социальных педагогов, учителей начальных классов, классных руководителей и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алиева, Д. К. Воспитание обучающихся в современных условиях [Электронный ресурс] // Сайт Д. К. Алиева: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 22.10.2022).
Арнаутова, Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова. − М., 1993. − 208 с.
Вершинин, В. Н. Домашнее воспитание [текст] : книга для учителей, воспитателей, родителей / В. Н. Вершинин. – Чебоксары, «Клио», 1998. – 200 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высших пед. учеб. Заведений / Т. А. Куликова. − М.: Издательский центр «Академия», 1999. − 232 с.
Леонтьева, А. Родители являются первыми педагогами своих детей / А. Леонтьева, Т. Лушпарь. – 2001. № 8. − С.57-59
Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / сост. Н. В. Шутова, В. В. Кисова. – Н.Новгород : НГПУ, 2002. 64 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.А. Сластенин. М, 2002. – 126 с.
Трофимова Г.Е. Опыт проведения родительских собраний / Г. Е. Трофимова.Управление. – 2008. − №3
Приложение 1
Тест «Стратегия семейного воспитания Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов выбрать самый предпочтительный. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.) Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.) Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.) Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? Если просит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его? Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю. Обработка результатов: Стиль поведения | Номера вопросов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б | Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А | Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В | Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г | Интерпретация результатов теста: Пользуясь таблицей, отметьте выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же мы всё-таки хотим видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя. |