Урок №2
тема: Выражения с переменными
Цели: ввести понятия «переменная», «выражение с переменной», «числовое значение выражения с переменной»; формировать умение находить значение выражения с переменной, используя различные формы записи («если … , то …», таблица).
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Саморегуляция – способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент
Устная работа.
1. Назовите числовые выражения, не имеющие смысла.
а)
+ 8 : 4 – 2 ∙ 2; б)
; в)
;
г) 3,4 : 8 ∙ (–2) + 16; д) 3 : (3 ∙ 0,9 – 2,7) + 2; е)
.
2. Найдите значение числового выражения.
а)
∙ (–9); б)
; в)
; г)
;
д) 33; е) (–8)2; ж)
; з) (–0,2)2.
II. Объяснение нового материала.
1. Мотивация изучения.
При решении многих практических задач удобно для обозначения различных чисел использовать буквы.
Например, если а и b – длины сторон прямоугольника, то выражение а · b показывает способ вычисления его площади. Это утверждение носит общий характер, оно относится к любому прямоугольнику, имеющему любые значения длин сторон; а и b – переменные, входящие в запись выражения.
Затем рассматриваем задачу со с. 5 учебника. Выражение 60t обозначает путь, пройденный автомобилем за некоторый промежуток времени. Подчеркиваем, что в этом выражении t является переменной, подставляя вместо t различные значения, мы можем находить путь, пройденный автомобилем за различные промежутки времени.
2. Определение 1. Если в числовом выражении некоторые (или все) входящие в него числа заменить буквами, то получим выражение с переменными (переменной).
Определение 2. Если в выражение с переменными подставить вместо каждой переменной какое-либо её значение, то получится числовое выражение. Его называют значением выражения с переменными при выбранных значениях переменных.
3. Необходимо ввести понятие допустимых значений переменных, входящих в выражения с переменными. Рассматриваем различные примеры выражений с переменными, имеющих смысл при любых значениях переменных (всех значениях) и не имеющих смысла при некоторых значениях переменной.
III. Формирование умений и навыков.
На этом уроке отрабатываются умения выполнять в буквенных выражениях числовые подстановки и производить соответствующие вычисления.
1. Найдите значение выражения.
а) х + 3,2 при х = –6,8; –3,2; 1
; б) –5у при у = –2,6; 0; 1; 2
;
в) 12а – 7 при а = –1; 0; –7,6; 0,05; г) 3 – 1,5т при т = 4; –2; –
; 0,8.
При выполнении задания обращаем внимание учащихся на запись решения.
Решение:
а) если х = –6,8, то х + 3,2 = –6,8 + 3,2 = –3,6;
б) если х = –3,2, то х + 3,2 = –3,2 + 3,2 = 0;
в) если х = 1
, то x + 3,2 = 1
+ 3,2 =
+ 3
=
=
=
.
2. № 21.
Решение:
у | –3 | –1 | 0 | 2 | 3 | 4 | 6 |
10 – 2у | 16 | 12 | 10 | 6 | 4 | 2 | –2 |
10 + 2у | 4 | 8 | 10 | 14 | 16 | 18 | 22 |
Данное задание можно вынести на доску. Каждый ученик самостоятельно выполняет все задания в тетради, а затем «по цепочке» ученики выходят к доске и заполняют соответствующую ячейку таблицы. Также данное задание можно выполнить устно.
3. Заполните таблицу.
| –3 | –2 | –1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
х (3 – 5х) | –54 | –26 | –8 | 0 | –2 | –14 | –36 |
1. № 22 (устно); № 23.
2. Найдите значение выражения.
а) 8т + 3п + 1, при т = –4 и п = 10; т = –6,5 и n = 4
.
б) (а + b) · (а – b), при а = 1,7 и b = –1,3; в) 2 – 0,3 · (b + 3а), при а = –0,2 и b = 0,6;
г)
, при а = 2,8 и b = 0.
1. Пусть х + у = 5 и z = –8. Найдите:
а) х + у – z; в) x – 5z + y; д)
;
б) 2z – (х + у); г) 3 (х + у) + 2z; е) z (х + у + 5z).
2. № 27.
IV. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Заполните таблицу:
р | 0 | –1 | 2 | –3 | 3 |
t | –7 | –2 | 3 | 0 | 9 |
p (3t – p) | | | | | |
2. Найдите значение выражения х + у – 2z, если х + у = 3 и z = –2.
Вариант 2
1. Заполните таблицу:
т | 0 | –1 | 3 | 2 | –2 |
п | –2 | –3 | 6 | 0 | 1 |
т (п – 2т) | | | | | |
2. Найдите значение выражения а – b + 3c, если а – b = 11 и с = –6.
V. Итоги урока.
Домашнее задание: № 19, № 20, № 24 (а; в), № 26 (а; в), № 28.