Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (2 мин) | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие педагога. | – Здравствуйте, дети! Сегодня я проведу у вас урок. – Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Слайд № 1 – Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Ф | Презентация, проектор, интерактивная доска. | | Р: развитие способности к организации своей деятельности; формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. | Участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения. |
Введение в тему. Определение темы урока, постановка цели. (10 мин) | Подвести к теме урока. Определить тему. Поставить цель. | Наглядный, словесный, практический. | – Ребята, помогите мне ответить на вопросы! – А, что такое, по-вашему, стихи (стихотворение)? (Литературное произведение, присутствует рифма). – Можно ли стихотворение назвать текстом? – Для того чтобы у нас с вами удался урок, давайте подумаем, какими мы с вами должны быть на этом уроке, что требуется от нас? – Для достижения выразительного чтения требуется уделить внимание дикции. Проведем речевую разминку, чтобы улучшить произношение. Слайд № 2 – У нас с вами речевая разминка, читаем текст медленно, с ускорением, а теперь шёпотом. Слайд № 3 Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. – А сейчас мы приведём в порядок дыхания. – Сделаем глубокий вдох и на выдохе до пяти проговариваем счёт. Слайд № 4 – В следующие упражнение нам нужно прочитать весь ряд (Ы А О У Э И). – Медленно, а теперь побыстрее. – А теперь вы будете читать медленно, но добавляю эмоции: Испугали товарища, испугались сами, удивились, разочаровались, задумались, улыбнулись. – Я заметила, что вы замечательно показывали эти эмоции, но ещё у вас были жесты и работала мимика, помогает вам мимика? – Для выразительного чтения мимика необходимо. – Молодцы, ребята! У вас всё получилось. Слайд № 5 – Обратите внимание на слайд, я зашифровала вам фамилию, имя и отчества автора, попытаетесь расшифровать. Слайд № 6 – Это портрет Валентина Дмитриевича Берестова. – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Давайте проверим ваше предположение. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют речевую разминку. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнения. Пытаются расшифровать слова. Рассматривают портрет писателя. Предполагают тему урока. | Ф И Ф | Презентация, проектор, интерактивная доска. | Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. | К: развитие умения отвечать на вопросы; развитие умения вступать в диалог с учителем. Р: формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. | Умение плавно, выразительно и осознанно читать стихотворения; развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения. |
Усвоение новых знаний и способов действий. (13 мин) | Усвоить новые знания и способы действий. | Словесный, наглядный. | – Сегодня мы поговорим о жизни этого замечательного поэта. – Но прежде чем я расскажу вам о нём, мы с вами прочитаем слова со слайда (Сказка, археолог). – Давайте попробуем объяснить, что же значат эти слова. – Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. – Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей. Слайд № 7 – Писатель родился 1 апреля 1928г. В семье учителя. Читать научился в 4 года. Стихи начал писать с детства. По специальности Валентин Дмитриевич Берестов археолог. Много работал в археологических раскопках. Валентин Дмитриевич Берестов не только писал стихи, но и сочинял музыку для свих стихов. Умер Валентин Берестов 15 апреля 1998г. в Москве. Он очень любил животных и писал о них стихи. – Ребята, давайте познакомимся с одним из стихотворений Валентина Дмитриевича Берестова, который называется «Пёсья песня». – Откройте учебник на стр. 160. – О чём может идти речь в стихотворении с таким названием? – Кто, как вам кажется, будет главным героем произведения? – Давайте проверим, сейчас я буду читать стихотворение, а вы поставьте пальчик и следите за мной. – Посмотрите ещё раз на текст стихотворения и найдите в нём «непонятные» вам слова. - Какие слова встретились непонятные? Мрак Грабители Похитители – Давайте попробуем объяснить значение этих слов. – Мрак- Отсутствие света, освещения; темнота – Грабители- Тот, кто похищает чужую собственность с применением силы, то есть грабит людей, занимается грабежом – Похитители- Тот, кто похищает кого-либо, что-либо – Почему собаки глядят в вышину? – Кто в этом стихотворении злые: собаки или люди? – Что собаки на своём собачьем языке говорят? (зачитайте). – О ком это стихотворение? – Почему луны не оказалось на небе? – С какой интонацией надо читать это стихотворение? – Прочитаем это стихотворение хором. Слайд № 8 – Чтобы узнать, кто герой следующего произведения Валентина Дмитриевича Берестова, отгадайте загадку. – Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. – Давайте прочитаем название второго стихотворения. Как вы думаете, о ком оно? Чтение произведения учителем. – Давайте прочитаем это стихотворение друг за другом по цепочке. - О чём это стихотворение? Как вы думаете, кто рассказывает это стихотворение? Как автор относится к животным? По каким строкам это видно? Почему всё - таки ёжик ушёл? - Чему нас хотел научить автор этим стихотворением? – Определите настроение этого стихотворения. | Слушают учителя. Объясняют значение слов «Сказка», «Археология». Учащиеся слушают рассказ учителя о В.Д. Берестове. Знакомятся со стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова «Пёсья песня». Открывают учебник на стр.160. Отвечают на вопросы учителя. Следят за чтением учителя. Находят не понятные слова в стихотворение и пробуют объяснить значение этих слов. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Это стихотворение о собаках, которые воют на луну. Луна спряталась за тучами. Это стихотворение нужно читать с тревожной интонацией. Чтение стихотворения хором. Отгадывают загадку. Учащиеся делятся своими знаниями. Слушают учителя. Последовательное чтение. Это стихотворение о ёжике. Автор рассказывает о себе, как он заботился о ёжике («Я его провожаю в слезах»). Ёжик ушёл, потому что его дом - это лес, дикие звери не могут жить в неволе. Нельзя диких животных забирать из леса и приносить их домой. Грустное стихотворение. | Ф Ф И Г | Презентация, проектор, интерактивная доска, учебник. | Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ стихотворений. | П: формирование умения определять тему читаемого произведения; развитие умения выразительно читать стихотворение и отвечать на вопросы по содержанию. Р: формирование умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. К: развитие умения отвечать на вопросы; развитие умения вступать в диалог с учителем; развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям. П: формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л: развитие дружелюбности, познавательных интересов. | Умение плавно, выразительно и осознанно читать стихотворения; развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения. |
Рефлексия. (3 мин) | Организовать самоанализ учебной деятельности. | Организовать самоанализ учебной деятельности. | – Дети, давайте вспомним с вами, какие стихи мы читали сегодня на уроке? – А кто автор этих стихов? Что вы запомнили о Берестове? – Что вы узнали на уроке? – За что вы похвалили бы себя? – Что у вас особенно получилось? – Что вам показалось особенно интересным? – Вам понравился урок? Давайте посмотрим, насколько он вам запомнился. Слайд № 11 – На парте у вас лежит звёздочка. Напишите на ней свои личные достижения или неудачи. – Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. | | Звезда. | Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | К: развитие умения вступать в диалог с учителем; развитие умения отвечать на вопросы. Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | |