Выразительное чтение на уроках литературы
В практике преподавания литературы существуют разные виды работ по развитию исполнительских способностей учеников:
- выразительное чтение предложения (отрывка) учителем;
- выразительное чтение предложения (отрывка) учеником;
- чтение в лицах;
- чтение художественных текстов «цепочкой»;
- инсценирование прочитанного;
- рецензирование прочитанного;
- упражнения на развитие на техники говорения учеников (отработка отдельных звуков, скороговорки; работа над дыханием во время чтения);
- работа по составлению партитуры чтения;
- конкурс выразительного чтения.
Кроме уроков разных типов, которые могут содержать различные виды работ, популярными в современной школьной практике стали уроки-конкурсы, урок-монтаж и т.д. Их структура может быть такой:
1. Вступительное слово учителя.
2. Объявление темы, эпиграфа и задания урока.
3. Чтение литературных произведений учениками.
4. Элементы инсценировки.
5. Рецензирование прочитанного.
6. Объявление итогов урока и домашнего задания.
На развитие выразительного чтения учеников влияет и рецензирование прочитанного самими школьниками. Подготавливая учеников к выступлению с рецензией, можно предложить им следующие вопросы:
- Правильно ли понял исполнитель тему произведения?
- Удалось ли ему передать авторскую мысль во время чтения?
- Какова была «сверхзадача» чтения?
- Интересны ли интерпретация, «видение» произведения, предложенное читающим?
- Удалось ли исполнителю избежать речевых ошибок?
Можно подготовить стенд «Учимся выразительно читать». На нем могут быть расположены:
1. Памятка для школьника «Как выразительно читать художественный текст».
2. Крылатые выражения.
3. Стихотворения, посвященные этой теме.
Важно ознакомить учеников и с критериями оценивания выразительного чтения наизусть художественных произведений
Оценка | Критерии оценивания |
2 | Ученик монотонно читает наизусть недостаточный по объему отрывок произведения с большим количеством фактических, речевых ошибок. |
3 | Ученик читает наизусть произведение со значительными неточностями в содержании, нарушениями правил техники чтения. |
4 | При чтении наизусть произведения ученик правильно, четко передает содержание, но исполняет все невыразительно и монотонно. |
5 | Чтение наизусть отмечается высоким уровнем артистизма, языковой целесообразностью. Ученик показывает личное отношение к прочитанному, может сформулировать свою «сверхзадачу» чтения произведения. |
Памятка
Как выразительно прочитать художественный текст
1. Готовясь выразительно читать какое-либо произведение, несколько раз прочитайте его про себя.
2. Определите личную цель чтения («сверхзадачу»): что именно вы хотите выразить во время чтения.
3. Подумайте, в каких местах произведения нужно сделать паузу, какие слова или словосочетания выделить голосом.
4. Дома попробуйте прочитать произведение несколько раз перед зеркалом.
5. Готовясь читать, мысленно проверьте, не делаете ли вы лишних движений, жестов.
6. Перед чтением посмотрите на слушателей и выдержите паузу. Не забывайте указать автора и название произведения.
7. Читая, четко произносите все звуки в словах.
8. Не забывайте про паузы, выделяйте голосом самые важные, на ваш взгляд, слова и словосочетания.
9. Контролируйте дыхание: оно должно быть равномерным. Набирайте воздух во время пауз.
10. Силу голоса приспосабливайте к аудитории.
11. Следите, чтобы ваша манера не отвлекала слушателей и не привлекала чрезмерного внимания.