СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вырезание и аппликация. Орнаменты.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по овладению приемами симметричного вырезания.

Просмотр содержимого документа
«Вырезание и аппликация. Орнаменты.»

Тема: Вырезание и аппликация. Орнаменты.

Цель урока: Создать условия для овладения приема симметричного вырезания.

Задачи:

1. формировать умение планировать и выполнять простейшие технологические операции;

2. воспитывать аккуратность, любовь к культуре и традициям русского народа, настойчивость в достижении поставленной цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3. развивать навыки работы с бумагой, ножницами, мелкую моторику рук, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: образцы изделий, шаблоны для гирлянды, кисточка, клей, цветная бумага, белая бумага, ножницы, учебник Т.Н.Проснякова «Технология. Творческая мастерская».

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 4

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беседа

-Прочитайте пословицу, которую вы видите на слайде 1:

Быстро сделанная работа хорошей не бывает. 

-Как вы её понимаете?

-Как же мы с вами будем работать на уроке??

-Сегодня вы будете работать парами, а в конце урока мы увидим результаты вашей работы и проверим, подходит ли наша пословица к вашим работам.






Дети отвечают на вопросы учителя.

Личностные

Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ


Познавательно-аналитическая беседа

-Посмотрите на слайд 2 и скажите, что вы видите ?

На экране картинка:

-Кто знает, как по другому называются эти узоры?

-Чтобы это узнать, давайте отгадаем кроссворд. Слайд 3.

1)Не похож на человечка, 
Но имеет он сердечко, 
И работе круглый год
Он сердечко отдает. 
Пишет он, когда диктуют, 
Он и чертит, и рисует. 
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)


2)На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать! (бумага)


3)Чтобы два листа скрепить, 
Ты его не пожалей, 
Нужно на листок налить 
Липкий канцелярский (клей)


4)Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (ножницы)





Б



Н


К

У

К

О

А

М

Л

Ж

О

Р

Н

А

М

Е

Н

Т


А


Г


Й

И


Н

А


Ц

Д


Ы

А



Ш

-Какое ключевое слово получилось?

-А что такое орнамент?


-Для чего нужен орнамент?


-Орнамент родился в далёкой древности. Русский народный орнамент-часть отечественной культуры. Резной декор из камня украшает русские церкви. Деревянное кружево оплетает наличники на окнах, прялки, печатные доски для пряников. Берестяные узоры покрывают короба и шкатулки. Слайд 4.

-Что является главным в орнаменте - элементы или построение?


-В орнаменте можно использовать геометрические мотивы и природные.

-Как вы думаете, что характерно для русского орнамента?


-Это узоры.



















































-Орнамент.

-Повторение симметричных рисунков.

-Для украшения различных изделий.































-Построение, при построении важно соблюдать чёткость построения.




-Смешанные мотивы.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.











Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Анализ изделия

-До наших дней дошла одна старинная «ковровая» легенда. Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.

-Сегодня мы с вами будем выполнять необычный «Коврик с растительным орнаментом».

-Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

-Какие навыки и умения вам понадобятся?

-Будет ли данная работа вызывать у вас затруднение?















-Картон, цветная бумага, ножницы, клей.

-Умение работать в паре, вырезать симметричные фигурки.


Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

-Перед вами лежат два шаблона и два да элемента орнамента. Слайд 5.

-Как удобнее будет выполнять работу-отдельными деталями или цельными элементами?

-Что нужно сделать, чтобы получились цельные элементы орнамента, а не отдельные детали? Прочитайте в учебнике на с.19.

-У кого возникли вопросы по выполнению данной работы?












-Цельными элементами.


Читают в учебнике на с.19.



Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами, переработка информации: сравнение с шаблоном



Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

-Расскажите поэтапно план вашей работы.










-У ковров есть бахрома. Как её сделать на вашем необычном ковре?



План работы.

1.Распределить обязанности в паре.

2. Приготовить необходимые материалы и инструменты.

3. Обвести по шаблону несколько заготовок.

4. Распределить заготовки на картоне.

5. Приклеить заготовки в соответствии с задуманным орнаментом.

-Отмерить по размеру сторон бумагу, приклеить и надрезать.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Самостоятельно-практическая работа

-Давайте вспомним правила при работе с опасными инструментами. Какие у вас сегодня на уроке опасные инструменты?



-Опасный инструмент-ножницы.

1)Не держи ножницы концами вверх.

2)Не оставляй ножницы в открытом виде.

3)При работе следи за пальцами другой руки.

4)Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

5)Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

6)Не режь ножницами на ходу.

7)Не подходи к товарищу во время резания.

Ученики организуют свои рабочие места, распределяют обязанности в паре.

Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Были ли трудности в работе?

- Как вы с ними справились - самостоятельно или с помощью напарника?






Оформляем выставку работ.

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Оцените работу друг друга в группе.

-Давайте вспомним пословицу, которую прочитали в начале урока? Быстро сделанная работа хорошей не бывает.

-Подходит ли пословица к вашим работам?

-Кому было интересно работать в паре?

В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы.