МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ВОРОНЕЖ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия «Учебно-воспитательный комплекс № 1»
ВЫШИВКА БИСЕРОМ
ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ
БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ
Каждый человек спрашивает себя: «Кто я? Зачем я? Как стать добрее и милосерднее? Как уменьшить ненависть и жестокость в нашем мире.
Мы не хотим жить в жестоком мире, но что каждый сможет сделать, чтобы мир стал лучше и добрее. Можно начать с того, что по силам каждому, например, вышить икону и узнать больше об иконах, немножко прикоснуться к тайнам и загадкам Вселенной.
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Князь Вяземский
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИКОНЫ
Иконою называется изображение Бога, или Божией Матери, или святых угодников. Изображение это освящается особыми молитвами священников и святой водой, а до этого остаются изделием рук человеческих. Освещение очищает икону и сообщает церковное признание и благодатную силу Духа Святаго ( Божию энергию).
Сам Спаситель дал нам свое изображение. Умывшись, он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворным образом Спасителя, то исцелился от своей болезни.
Молиться нужно не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен. Существование большого количества различных икон связано с телесными и душевными потребностями людей. Каждый святой получил за свой труд от Господа определенный дар. Одним святым молятся об исцелении от болезни, другим – о семейном благополучии или о даровании каких либо способностей. Объяснение этому часто можно найти в житии святого: он либо сам перенес подобную болезнь или скорбь, либо другие через него получили исцеление.
Избавиться от «болезней и печалей, от скорбей и бед», чтобы мир и покой воцарились в наших душах, может помочь Пресвятая Дева. Она повившая Младенца в яслях и принявшая Его своими руками со Креста, знает всю высоту радости и горя.
В доме или квартире у любого православного человека должен быть малый домашний иконостас – несколько икон, индивидуально подобранных по потребностям и нуждам человека.
Располагается малый иконостас, по возможности, на восточной стороне квартиры.
3
Любая необходимая
икона
2
Икона
Божей Матери
1
Икона Спасителя
4
Любая необходимая
икона
В наше время идет возрождение православной культуры, иконы можно купить любые, но во-первых они очень дорогие, а во-вторых вышитых бисером в продаже очень мало. Бисер стал снова модным и современным и сравнительно недорогой и доступный каждому.
ИСТОРИЯ БИСЕРА.
Почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки.
Бисер путешествовал по векам и странам. В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов – «козырям». Их украшали пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Бисер, жемчуг, пиленый перламутр использовали не только для изготовления украшений, отделки платья и головных уборов, но и для церковных одеяний и утвари, переплетов книг.
Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом. Были исключительно женские украшения – кокошник; головной убор русских красавиц – густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускалась поднизь – сетка из бисера, стекляруса или перламутра. На юге России бисером, бусинками, лентами расшивали поневу – верхнюю юбку. Бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в 16 веке началось возрождение стеклоделия.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр 1. По его приказу в 1705 году на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла.
Конец 18 – начало 20 вв. – расцвет бисерного рукоделия. Во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских.
Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человечеством.
Сегодня это полузабытое искусство обрело новую жизнь. Современные украшения из бисера прекрасно сочетаются и дополняют одежду. Любовь к бисерным украшениям и умение их создать сохранились у многих народов и до настоящего времени. Снова бисером и стеклярусом вышивают платья, джинсы, сумочки, кошельки.
Произведения древнерусского шитья создавались в тиши боярских и царских светлиц, в которых работали вышивальщицы, в монастырских кельях, в деревенских избах.
Часто над одной вещью годами работали сразу несколько мастериц. Мастерицы работали подобно иконописцам, но вместо кисти – иглы, вместо краски нити шелковые, серебряные и золотые. Специальным швом «в прикреп» золотые нити настилались поверх ткани и прикреплялись к ней стежками шелка.
Расцвет церковного искусства приходится на 14-15 века.
«Икона 15 века всегда вызывает в памяти бессмертные слова Достоевского: «Красота спасет мир». И ничего кроме красоты Божьего замысла, спасающего мир, наши предки 15 века в иконе не искали… источником вдохновения служила молитва…»
Для современного церковного шитья труд стал индивидуальным, накапливая опыт, большинство мастериц учится на собственных ошибках т.к. ориентироваться приходится на скудные сведения из книг.
Искусство вышивать иконы возникло давно, почти одновременно с крещением Руси. Женщины вышивали иконы своим мужьям и сыновьям, чтобы они оберегали их в дальних военных походах.
Чтобы икона была окном в духовный мир и служила средством общения между верующим и богом нужна скромность и благоговейное отношение к святыне.
Решив вышивать икону, конечно, берем на себя очень ответственное задание. Необходимо проконсультироваться со священником, он даст необходимые советы и благословение. А икона станет оберегом от злых сил, оберегать от болезней, напастей и бед.
Мы веруем не веря,
Обиду тая, в сердцах.
Постыдно забыв на время
О том, кого славят в веках!
Что искра Господня нам, грешным,
Для вечной жизни дана.
И чтобы она не угасла,
Почаще глядите в себя.
КамаеваН.
ИСТОРИЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ
Сказание об Иверской иконе Богоматери начинается с IX века, когда при императоре Феофиле свирепствовало гонение на иконы. Близ города Никеи, жила вдова с сыном, у нее находилась чудотворная икона Божией Матери. Один из воинов, посланных уничтожать святые иконы, ударил копьем в лик Богоматири, и в то же мгновение из пронзенной иконы потекла кровь. Желая спасти святыню от поругания, вдова опустила икону в море и – о чудо - икона не упала в воду, но поплыла, стоя прямо. Сын благочестивой вдовы отправился на Святую Гору Афонскую, где и был пострижен в монахи. Он и поведал иверским монахам о чудесной иконе Пресвятой Богородицы.
Однажды монахи увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Богоматери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, пока во сне преподобному старцу Гавриилу явилась Богородица и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители»
Старец принял чудотворный образ и трое суток монахи совершали перед нею молитвы, после внесли ее в соборную церковь и поставили в алтаре. На берегу, где находилась икона, открылся источник чистой сладкой воды. На другой день икону не нашли на том месте, где ее поставили, а обнаружили над монастырскими воротами. Икону отнесли на прежнее место, но наутро она опять оказалась над воротами. Богородица вновь явилась Гавриилу и сказала «Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас».
С того времени иноки устроили небольшой храм во славу Богоматери над монастырскими воротами, где Она Сама избрала себе место. Чудотворная икона и доныне пребывает на левой стороне царских врат. По имени обители она называется Иверскою, а по месту пребывания над воротами Вратарницею, или Превратницею.
Чудеса исцеления от Иверской иконы неисчислимы. Доныне виден шрам от раны, нанесенной ножом разбойника, именовавшегося Варваром. Он тогда же покаялся и, поступив в число иноков Иверского монастыря, кончил жизнь в строгом подвижничестве и ныне именуется святой Варвар.
Когда мусульмане хотели опустошить обитель, поднялась страшная буря и уничтожила все корабли, кроме одного, на котором находился предводитель. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил иноков молиться о прощении его грехов и принес многие дары на восстановление обители.
Иверская обитель со времени явления в ней чудотворной иконы не имела ни в чем недостатка. К замечательным чудесам от святой иконы относится и то, что Пресвятая Вратарница часто не допускала входить в обитель людей, имевших какую-либо душевную нечистоту. Некоторые из нераскаянных грешников, при попытке насильно войти внутрь ограды, падали мертвыми.
Явление Иверской иконы, «егда чудесно прииде она по морю к Афону», совершилось 27 апреля, день ее празднования на Афоне.
О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России, и архимандрит Новоспасского монастыря Никон, впоследствии Святейший Патриарх всея Руси, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
В письме архимандрит Пахомий описал, как создавался чудотворный список: «Собрав всю братию – 365 человек, - сотворили великое молебное пение с вечера и до рассвета, и освятили воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону пресвятой Богородицы (Вратарницу), и собрали эту святую воду в большую лохань, и окропили новую доску, сделанную из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую Литургию с великим дерзновением. После святой Литургии дали ту святую воду иконописцу-преподобноиноку, священнику и духовному отцу, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону. Иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, братия же дважды в неделю совершала всеношное бдение и Литургию. Новонаписанная икона ничем не отличается от первой иконы: ни длиной, ни шириной, ни ликом».
13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот Кремля множеством народа, Царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом. В 1669 году здесь была построена часовня, в которой чудотворная икона хранилась почти 260 лет. Со времен Павла I все Императоры считали своим долгом совершать вход в Кремль через Воскресенские ворота (Николай II, приезжая в Москву, всегда сначала спешил поклониться чудотворному образу).
Святейший Патриарх Никон задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать еще одну копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверского монастыря.
Иверский Богородицкий Святоезерский монастырь основан в 1653 году, а в 1656 году с Афона принесена новонаписанная Иверская икона. Первое чудо от этой иконы совершилось еще в пути. Несшие икону иноки, не имея чем заплатить мусульманским перевозчикам за переправу через Дунай, решили возвратиться на Афон, но явившаяся им во сне Пресвятая дева уверила их, что они благополучно совершат свой путь. В ту же ночь она явилась богатому греку Мануилу, повелела ему переправить через Дунай благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи. Благочестивый грек заплатил за них требуемую пошлину и впоследствии отказался от богатого дара, посланного ему Патриархом.
С тех пор почитание Иверской иконы Божией Матери, - покровительницы России, распространилось по всей Российской земле. Особенно чтимой была икона, хранившаяся в Москве. 29 июня 1929 года часовня была уничтожена новоявленными иконоборцами, а икона спрятана. В 1995 году часовня у Воскресенских ворот Кремля была воссоздана. Монахами Иверского монастыря был привезен новый список чудотворной иконы, написанный афонским монахом-иконописцем Лукой.
ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
Для вышивания иконы понадобятся следующие материалы:
Бисер – существует три основных вида: круглый, граненый и рубка. Кроме формы и размера бисер различают также по способу окраски — он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным или зеркальным изнутри отверстием, с поверхностью, имитирующей металл. От выбора бисера напрямую зависит внешний вид изделия. Сейчас в магазинах можно найти бисер производства Японии, Чехии, Индии, Тайваня, Китая и России. Он очень различается по цветовой гамме, качеству и цене. Наиболее качествен и разнообразен по цвету японский и чешский бисер, но он также и наиболее дорог. Китайский, тайваньский, индийский и российский бисер более дешев, но менее качествен. Мне для работы необходим бисер разного цвета. При закупке в городе я смогла найти бисер производства России, Чехии и Тайваня.
Иглы для работы с бисером необходимы очень тонкие, длинные с узким длинным ушком № 0 – отечественные ли № 13 производства Англия, Германия, Япония.
Ножницы для обрезки ниток – маленькие маникюрные.
Плотная ткань, 30 х 30 см.
Прочные нитки 1 шт.
Пяльцы.
Наперсток
Рамка для иконы.
Прежде, чем приступить к работе, необходимо правильно организовать свое рабочее место, так чтобы все было под рукой.
Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет на рабочее место должен падать слева. Лучше всего работать при дневном свете у окна, а в вечернее время оборудовать местным освещением. Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.
Для профилактики нарушений зрения необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений для глаз, и зрение не только не ухудшится, но, возможно, станет лучше (приложение 1).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫШИВАНИЯ
1. Выбрав для вышивания образ иконы, обычным способом перевести на ткань невозможно, поэтому если после вышивки поверхность будет сплошь покрыта бисером, то можно не переносить рисунок на ткань, а использовать бумажный трафарет.
2. Покупая в магазине самый мелкий (какой был в продаже) бисер, оказывается при вышивании сложно точно повторять контуры пальчиков, лика.
3. Сложно, оказалось, найти в магазине бисер с плавным переходом цвета
при вышивании лика, а также рук.
4. Много способов вышивания бисером, широко распространен шов
«в прикреп». Вышивка получается ровной и аккуратной. На нить, закрепленную на ткани, нанизывают бисер. Низку укладывают по рисунку и закрепляют на ткани другой нитью через каждые 1, 2, 3 бусинки.

Так заполняется вся поверхность, тщательно подбирая цвет бисера.
5.Закончив вышивку, оформляем работу в рамку.

Уроки доброты воспитываются с детства и имеют затем огромное значение для воспитания личности, предостерегают от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
Познание законов гармонии и красоты природы помогает человеку создавать прекрасное, не уничтожая при этом красоту природы, а обогащая ее.
Чтобы выжить человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Поэтому каждый человек должен знать законы, по которым природа живет и развивается в нашем общем доме-Земле.
Не все сразу получается, иногда цвет бисера на ткани отсвечивал не так, как ожидалось. Сложно вышивать лик Богоматери и младенца т.к., чтобы передать тонкие линии, нужен очень мелкий бисер с плавными цветовыми переходами.
Мы должны интересоваться и знать историю нашей культуры и Русского Православия.
Прошли века и миллионы людей страдали и призывали на помощь Матерь Божию, дающую всем надежду и опору, и нам надо научиться многое понять, чтобы жизнь наша стала добрее и красивее.
ЛИТЕРАТУРА
Аполозова Л.М. Бисероплетение.-М.: «Культура итрадиции»,1997.-111с.
Балабанов И.В.Бисер.- М.: «Народное творчество», 2005.- 64с.
Божко Л.А. Изделия из бисера.-М: «Мартин», 2005.-215с.
Божко Л.А. Бисер для девочек.-М.: «Мартин», 2005. – 100с.
Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. –М.: «Олма-пресс», 1999.- 111с.
Волчек Н.М. Фенечки. – Минск: «Современный литератор», 1999. -425с.
Зайцева Н.К. Современные украшения из бисера. - –М.: «Олма-пресс», 2004. – 63с.
Ляукина М.В. Бисер. – М.: «Аст-пресс-книга», 2001.- 287с.
Отец Вадим. Православный церковный лечкбник.- М.: «Издательство АСТ», 2003. – 442с.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. – Ярославль: «Норд», 2005. – 460с.
Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. Смоленск: «Русич», 2004. – 160с.
Федотова М.В., Валюх Г.М. Бисер и цветы. – М.: «Культура и традиции», 1999. – 33с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАК НЕ ИСПОРТИТЬ ЗРЕНИЕ ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ
МЕДИЦИНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Важно хорошее освещение рабочего места, иначе глаза будут очень сильно уставать. Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.
Для профилактики нарушений зрения необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений для глаз, и зрение не только не ухудшится, но, возможно, станет лучше.
Весь комплекс целиком регулярно необходимо выполнять утром и вечером, времени и сил это отнимет совсем немного, а результат того стоит. Такая «гимнастика для глаз»
улучшает кровоснабжение глазных яблок,
циркуляцию внутриглазной жидкости,
укрепляет глазные мышцы и хорошо снимает их усталость.
Исходное положение для всех упражнений — сидя, голову держать прямо, глаза смотрят вперед.
Первые два упражнения из этого комплекса рекомендуется выполнять каждые 15—20 минут работы с бисером

Упражнение 1. Согревание глаз ладонями
Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. Центр ладони должен находиться напротив зрачка, т. е. центра глазницы. Представьте, что тепло каждой ладони сосредоточилось в ее центре. В течение 30—60 секунд «направляйте» это тепло в глаза.
Упражнение 2. Круговые движения глаз
Закройте глаза и вращайте ими: налево-вверх-налево-вниз, затем в обратном направлении. Повторите по 5—10 раз в каждую сторону. Делайте это медленно. После слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и поморгайте.
Упражнение 3. Движение по горизонтали (рис. 4.3 а, б).
Вытяните правую руку перед собой, зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Не поворачивая головы, следите за пальцем, медленно переведите руку вправо, затем влево по горизонтали. Повторите это упражнение с левой рукой. Все вместе медленно повторите пять раз.

Упражнение 4. Фиксация взгляда на приближающихся и удаляющихся пальцах кисти
Вытяните правую руку перед собой. Фиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите ее в исходное положение. Повторите 10—15 раз.

Упражнение 5. «Восьмерка»
Медленно посмотрите вверх-вниз, затем вправо-влево, затем по горизонтальной «восьмерке» слева-направо и справа-налево. Повторите 5—10 раз по каждой фигуре.

Эти упражнения выполнять во время занятий бисероплетением, в перерывах и по окончании работы.