МБОУ «Первомайская СОШ»Цивильского района Чувашской Республики
Творческий проект
по технологии на тему:
« Вышивка крестом. Цветущий кактус»
Выполнила:
ученица 7 класса
Иванова Валерия
Руководитель проекта:
учитель технологии,
Фадеева Е.А.
Первомайская СОШ
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Обоснование выбора проекта
2.Исследование
Что такое вышивка?
На чем можно выполнить вышивку?
Какие нити нужно использовать для вышивки?
Что можно вышить?
3.Первоначальные идеи
4.Требования к изделию
5.Выбор лучшей идеи
6.Выбор инструментов и приспособлений
7. Технология вышивки крестом
8. Правила техники безопасности
9. Расчёт затрат
10.Экспертная оценка и самооценка
11.Реклама проекта
12.Используемая литература
13.Приложение1
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА
В моей семье все любят заниматься рукоделием. Дома есть много журналов по рукоделию, ткани, нитки. Я тоже не люблю сидеть без дела, поэтому решила вышить картину для украшения комнаты.
Для успешного выполнения работы я поставила цель: научиться технике «вышивка крестом» для создания композиции.
Задачи проекта:
изучить историю появления вышивки крестом;
выбрать интересный сюжет картины для вышивания, чтобы украсить комнату;
хорошо овладеть техникой «вышивка крестом»;
увлечь других людей занятиями вышивкой;
научиться выполнять расчёты при покупке рабочих материалов.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Что такое вышивка?
Вышивка — это декоративно-прикладное искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на ткани нитками с помощью иголки. Оно появилось в далёкой древности. Наиболее ранние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шёлковых тканях шёлком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры с изображением деревьев и птиц. Вышитые ткани найдены и в гробницах фараонов в Древнем Египте. Высоким мастерством вышивания владели древние греки и римляне, арабы. В средние века, благодаря крестовым походам, европейцы познакомились с культурой и искусством Востока, и вышивание стало модным и в Европе. Вышиванием занимались даже царственные особы. В эпоху Возрождения вышивание достигло вершины своего развития. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди. Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными мастерами, ныне хранятся в музеях.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-12 веках. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. По народному поверью, вышивка должна была не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и оберегать от всякого зла. Вышивали мастерицы растительный орнамент, условные изображения людей, зверей, птиц. И все эти вышивки состояли из геометрических

орнаментов: прямоугольников, ромбов. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. В народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба), изображение Матери сырой
земли — фигуру женщины с протянутыми к Солнцу руками. Часто в орнаментах изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого,
птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста) - приданое, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.
Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: Алексея Гавриловича Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», Василия Андреевича Тропинина «Золотошвейка».
В 18-19 веках вышивали и льняными, и шелковыми, и шерстяными нитками. Даже металлическими, хотя и редко. И кружева в 17 веке иногда плели из золотых и серебряных нитей. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. Украшенные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта.



На чём можно выполнить вышивку?
Основная часть швов при вышивании крестом выполняется по счету нитей ткани, поэтому необходимо подобрать ткань светлого тона: белую, желтую, голубую, светло-зеленую, бежевую – полотняного переплетения. Это может быть льняная ткань, лен с лавсаном, домотканое полотно, канва. Для вышивания крестом удобнее всего использовать канву. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см. А у меня дома много вафельного полотна для полотенец, на нем крупные клетки, поэтому легко вышивать. К тому же вафельное полотно дешевле канвы.

Какие нити нужно использовать для вышивки?
В магазине для вышивки предлагают нитки мулине, но я решила выбрать из тех, которые были дома. Для вышивки я нашла много ниток ярких расцветок.
Что можно вышить?
Я хочу вышить яркую картину, потому что люблю яркие цвета, они поднимают мне настроение.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ
Дома я нашла журнал «Вышивка для души» №17 2008 года и решила выбрать схему для вышивки из него. Мне понравились несколько вышивок:
Ласточки

Цветущий кактус

Дружба

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ
Доступная технология изготовления.
Возможно использовать нитки, которые я нашла дома.
Подходящий размер, чтобы вышить на всю ширину вафельного полотна.
Красивая, яркая расцветка.
ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ
Для выбора лучшего варианта я составила таблицу.
Вышивка | Критерий выбора | Сумма баллов |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Ласточки | + | - | - | + | 2 |
Цветущий кактус | + | + | + | + | 4 |
Дружба | + | - | + | - | 2 |
Вывод: оценив все варианты, я выбрала схему №2 «Цветущий кактус». «Ласточки» или «Дружба» я вышью потом, если найду или куплю подходящие нитки.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
Приступая к вышиванию, необходимо иметь несложные, но удобные в работе инструменты и приспособления:
пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани;

набор игл, разных по длине и толщине, с удлинённым ушком для вышивания (игла должна быть немного толще рабочей нитки, чтобы отверстие прокола свободно пропускало её), и иглы для вышивания атласными лентами при оформлении работы;

наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой (я подбирала его по размеру пальца правой руки так, чтобы не соскальзывал, но и не сдавливал палец);
ножницы маленькие с закругленными концами (для отрезания рабочей нитки от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия и разрезания мотков ниток);


7
карандаши - твердый и мягкий - для перевода и подрисовки узора.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ КРЕСТОМ
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.
Вертикальный ряд крестиков выполняла так, что на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. Старалась, чтобы все верхние стежки у меня имели одно направление. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид, я делала незаметные узелки. Нить закрепляла мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой.
Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке. Есть простые (даже где-то банальные) требования к этому важному аспекту вышивания:
никаких узлов;
стараться не прятать кончики темных нитей под стежки, выполненные светлыми нитями. Иногда, правда, это требование выполнить невозможно, например, единичный темный стежок глаза на светлом лице, и тогда нужно внимательно смотреть, чтобы спрятанный кончик не просвечивал на лицевую сторону;
при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне;
уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани, иначе к концу работы ваша изнанка будет похожа на махровое полотенце.
Если вы вышиваете четным количеством нитей, то стараться закреплять нить в начале вышивки, используя метод «петля».
Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке, может только вызывать уважение. Конечно, само понимание ровных крестиков приходит не сразу, но, вкладывая душу в вышивку, не стоит забывать и о технике. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил:
не использовать слишком длинную нить;
внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону ( «/» – нижний стежок,» \» – верхний стежок);
при вышивке нить скручивается, и это значительно ухудшает внешний вид крестиков. Дайте игле свободно повисеть несколько секунд, и нить раскрутится сама;
при вышивке любым количеством нитей, кроме одной, нужно следить за тем, чтобы ниточки ложились ровно, не перекручиваясь между собой.
Готовую вышивку необходимо было заправить в рамку, иначе она смотрелась бы не так красиво.
Вышивка простым крестиком.

Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания-пяльцы.
Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой. Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних
стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками. 10
Удлиненный крестик.
Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.
Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.

Удлиненный крестик со строчкой.
Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6 , выполнив стежок швом «назад иголка» в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороны под точку 3, чтобы начать следующий крест слева.
Вышивка прямым крестом.

Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4. После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следующий элемент вправо.

Чередующиеся крестики.
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.
Шитье двойным крестом.

Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только маленькие.
Шов звездочка.
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь, справа налево.
Шов левиафан (болгарский).
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь, справа налево.
Многие работы вышиваются достаточно долго, и в итоге вышивка загрязняется. Поэтому в конце работы вышивку надо постирать в чуть теплой воде с добавлением уксуса (во избежание линьки, к тому же ниткам вернется их изначальный блеск). Для стирки надо использовать нежные стиральные порошки (лучше жидкие) или детское мыло. Вышивка ни в коем случае не выкручивается, аккуратно отжимается через полотенце и вешается сушиться, но не до полного высыхания, а до слегка заметной влажности. После стирки работу лучше прогладить. Вышитые работы гладятся с изнанки через влажную марлю.
Выбор вида шва
Учитывая ткань и нитки, которые я нашла лучше вышивать швом «Левиафан». Так я смогу разместить узор по всей ширине вафельного полотна, захватывая одним крестиком по 4 клетки на ткани.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит Вам сохранить свое зрение.
В темное время суток обязательно используйте настольную лампу или же специальную лампу для вышивания, которая имеет прищепку в основании и крепится непосредственно на пяльцы.
Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги не должны висеть, необходимо их поставить на что-нибудь твердое.
Если у Вас не очень хорошее зрение или же Вы работаете с мелкой канвой, то обязательно используйте подходящие Вам очки или лупу для вышивания, которая крепится на пяльцы.
Так же необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:
осторожно пользоваться инструментами;
не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте;
игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери ее сразу же надо искать (для этого полезно иметь магнит, с его помощью можно легко найти упавшую иглу);
не шить ржавой иглой;
иглы хранить в игольнице;
иглу не брать в рот;
хранить ножницы в специальной укладке;
не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
передавать ножницы друг другу только кольцами вперед.
РАСЧЕТ ЗАТРАТ
Подведем итог затраченных средств. Все инструменты, материалы и приспособления были у меня дома и я не знаю, сколько они стоили. Но в магазине я видела вафельное полотно и стоит оно 82 рубля за 1 метр. Я использовала 50см. Получается, что на ткань я бы потратила 41 рубль. А нитки можно использовать из старой трикотажной одежды, распустив её. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.
Для оформления картины я использую старую раму, картон.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА
Эксперты | Оценка (самооценка) |
Я | По моему, картина полностью отвечает требованиям, предъявленным на этапе конструирования: работу я полностью выполнила сама; я использовала только нитки, которые нашла дома: вышивка разместилась по всей ширине ткани; картина получилась яркая; мне нравится, как я разместила цвета. Мне понравилось вышивать и я решила вышить ещё что-нибудь и подарить членам моей семьи или подругам. |
Подруга | Подруга сказала, что теперь в комнате веселее. |
Учитель | Учитель отметила, что работа выполнена самостоятельно, качество работы хорошее. Изделие красивое. |
Бабушка | Бабушка назвала меня рукодельницей и порадовалась, что нитки потратили с пользой. |
Фотография работы в Приложении 1.
РЕКЛАМА ПРОЕКТА
Вышитые картины для дома и офиса – отличные подарки. Ручная работа. Вышью Ваш сюжет и помогу оформить по Вашему выбору и Вашим фотографиям.
Тщательный подбор цветов и оттенков нитей позволяет наиболее тонко передать в картинах солнечные блики на море, легкие, воздушные облака, скрипучесть снега или алый закат.
Работает художественная мастерская.
ПРИХОДИТЕ!
СМОТРИТЕ!
ВЫБИРАЙТЕ!
Вышивка картин, подушек, панно!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Технология. Технология ведения дома : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 192 с. :ил.
2. Журнал «Вышивка для души»№17 АВГУСТ 2008 г. / ООО «Партнер-Пресс» г.Дзержинск
3. https://sites.google.com/site/mirmoihuvlecenijpopkovakatya/home/istoria-vysivki-krestom
4. http://mobiser.ru/texnika-vyshivki-krestom/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фотография готовой работы