СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшие растения и их классификация. Отдел Мохоотаиырпиаоыоармылвамбразные. Класс листостебельные мхи. Мох «Кукушкин лен».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе по теме:"Высшие растения и их классификация. Отдел Мохообразные. Класс листостебельные мхи. Мох «Кукушкин лен»".фывафывапфлоываолфывпафлыв

Просмотр содержимого документа
«Высшие растения и их классификация. Отдел Мохоотаиырпиаоыоармылвамбразные. Класс листостебельные мхи. Мох «Кукушкин лен».»

Тема урока: Высшие растения и их классификация. Отдел Мохообразные.

Класс листостебельные мхи.

Мох «Кукушкин лен».

Цель урока: развить понятие споровые растения; познакомить учащихся с листостебельными споровыми растениями на примере кукушкиного льна; показать усложнения строения мхов по сравнению с водорослями; ознакомить с условиями жизни мхов и их размножением; сформировать новые понятия: «гаметодиет», «антеридий», «архегоний», «спорофит»; воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование и литература:; книга для чтения по ботанике; гербарий «Мох кукушкин лен»; таблица «Мох кукушкин лен»; динамическая модель «Размножение льна»; микроскоп;

микропрепарат «Спорангий кукушкиного льна»; схемы изготовленные учителем: а) «Происхождения

наземных растений», б) «Высшие растения»; в)

«Размножение мха»;рисунки «Псилофит», «Куксония»; новые слова «Антеридий», «Архегоний на доске»; альбомы по биологии (учащиеся); таблица

«Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада»; таблица «Многоклеточная зеленая водоросль

улотрикс».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент (1-2 минуты).

II. Активизация познавательной деятельности

  1. Назовите особенности о строении хламидомонады, ее питании, размножении?

  2. Строение, питание, размножение улотрикса.

  3. Назовите, какие водоросли растут в Черном море?

III. Изучение нового материала. (25 минут).

1.Происхождение подцарства Высшие растения.

(Рассказ учителя).

- Происхождение Высших растений долгое время оставалось неясным и различные гипотезы, высказываемые на этот счет не находили подтверждения. Очень большая разница между водными и надземными растениями. И как выглядели эти первые надземные растения?

В 1859 году канадский геолог Джеймс Досон обнаружил остатки удивительного растения. Его дихотомические стебли были полностью лишены листьев, а проводящая система отличалась крайней примитивностью. Досон назвал эти удивительные растения Псилофитами (демонстрация рисунка «Псилофит») и считал, что они являются первыми надземными растениями. Однако последующие открытия показали, что он ошибался. Вопрос: Какие стебли называются дихотомическими?

В 1912 году шотландский врач У.Макки в свободное от медицинской практики время занимался геологическими изысканиями и даже имел ряд научных работ в этой области. Однажды, путешествуя по Северной Шотландии, он попросил у фермера, живущего недалеко от деревни Райни, воды. В ожидании хозяина, Макки рассеянно рассматривал забор, сложенный из камня. И вокруг камней привлекло его внимание, на их четко вырисовывались какие - то прожилки и пятна. Изучение окаменелых остатков продолжалось несколько лет. Эти растения называли по месту нахождения (окрестности деревни Райни) - Риниофитами. Наиболее древняя из - Риниофитов - Куксония (демонстрация рисунка «Куксония»), росла на нашей планете 4-5 млн. лет назад. Риниофиты отличались еще большей примитивностью по сравнению с Псилофитами.



2. Версии происхождения Высших растений от

водорослей.

(Рассказ учителя)

Существует две версии происхождения Высших растений от водорослей (схема «Происхождение Высших надземных растений»).

В подцарстве Высшие растения выделяют две большие группы растений: споровые и семенные. К споровым относятся пять отделов:

  1. Риниофиты

  2. Моховидные

  3. Плауповидные

  4. Хвощевидные

  5. Папоротниковидные

К семенным растениям относятся два отдела:

  1. Голосеменные

  2. Покрытосеменные, или Цветковые

(демонстрация схемы «Высшие растения»).

&..

Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов.

  1. Объединяет отдел 25 тысяч видов растений.

  2. Тело растения разделено на стебель, листья. (Филоиды).

  3. Не имеют настоящих сосудов и развитой механической ткани.

  4. Корней нет, прикрепляются ризоидами.

Вопросы:

  1. Что такое ризоиды?

  2. У каких растений мы изучаем этот орган?

  1. Питание автотрофное.

Вопрос:

- Что называется автотрофным питанием?

  1. Размножение спорами. Мужские гаметы - сперматозоиды, женские - яйцеклетки.

  2. Фотосинтезирующие ткани спорофита развиты слабо.

Вопрос:

  1. Что такое фотосинтез?

  2. Много ли выделяет кислорода О2 зеленый мох в атмосферу? Зеленый мох «Кукушкин лен» (демонстрация таблицы «Зеленый мох «Кукушкин лен») относится к классу «Листостебельные мхи». Название «Кукушкин лен» мох получил из-за формы спорофита, который напоминает сидящую кукушку.

Работа учащихся с гербарием.

После прочитанного материала учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Где растет кукушкин лен?

  2. Каково строение кукушкиного льна?

Размножение мха.

Демонстрация динамической таблицы «Размножение мха»

Кукушкин лен - двудомное растение.

Вопрос:

- Какие растения называются двудомными? Приведите примеры. (Ботаника 6 класс).

На верхушках мужских растений формируются окруженные буроватыми листочками мешковидные образования - антеридии. В них созревают сперматозоиды. (Записывают в тетрадь).

Антеридий - (греч. Антерос - цветущий) - мужской гаметангий.

На верхушках женских растений образуются колбообразные тельца - архегонии.

Архегоний - (греч. Архе - начало + гоне - рождение) - женский гаметалий.

Объяснение размножения мха «Кукушкин лен» по динамической таблице и схеме «Размножение Мха»

В архегонии созревают яйцеклетки. В антеридии - сперматозоиды, которые весной, когда талые воды покрывают мох, устремляются в плаванье. Достигнув яйцеклетки, сперматозоид сливается с ней, в результате чего диплоидная зигота. На следующий год из нее вырастает спорогон, на конце которого формируется коробочка. Сверху коробочка покрыта колпачком. Клетки сперангиии делятся путем мейоза в результате чего образуются многочисленные гаплоидные споры. После ее созревания спорофит раскрывается, и легкие споры разносятся ветром. Попав на влажную почву, они прорастают, образуя разветвленную, зеленую нить (протонему), несколько напоминающую нитчатую водоросль. На этой нити закладываются почки, каждая из которых дает начало новому гаметофиту. (Схему записывают в тетрадь).

  1. на рисунке обозначить:

  2. Ризоиды

  3. Стебель

  4. Филлоиды (листья)

  5. Спорофит.

IV. Физминутка

V. Обобщение

  1. Назовите основные черты мхов.

  2. К какой группе растений относятся мхи?

  3. Какие отделы растений относятся к споровым? Почему эта группа называется споровые?

  4. Как называются первые наземные растения?

  5. Какие растения являются предками мхов?

а) водоросли;

б) риниофиты;

в) другие растения.

  1. В каком органе образуются у мхов мужские гаметы - сперматозоиды?

а) в архегонии;

б) в антеридии.

  1. В каком органе образуются у мхов женская гамета - яйцеклетка?

а) в архегонии;

б) в антеридии.

  1. Какие гаметы характерны для мхов?

а) все гаметы одинаковые;

б) все гаметы подвижные, но женские крупнее;

в) сперматозоиды подвижные и мелкие, а яйцеклетки крупные и неподвижные.

  1. В результате какого деления образуется гаметы мха?

а) митоз;

б) мейоз?

  1. Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки мха?

а) новое растение;

б) гаметофит;

в) спорофит.

VI. Рефлексия

VII. Домашнее задание.