Безделье на уроке больше утомляет
учащихся, чем активная деятельность…
К.Д.Ушинский
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.
Задачи:
Раскрыть особенность педагогических игр; 2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий; 3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе .
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Свою задачу, как учителя истории я вижу в создании методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
Учителя волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне интерактивная форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса — использование игровых технологий.
Использование игровых технологий способствует повышению качества знаний учащихся, позволят сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся, формирует интерес к предмету; использование игровых технологий в процессе обучения истории позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.
Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм. Данный прием позволяет не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность.
Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных принципов дидактики. Под активностью обучающегося в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное — непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.
В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.
Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием обучающихся, учитель постепенно отходит как бы на второй план. При подготовке к игре важно продумывать и логически правильно составлять учебный материал, дальновидно, учитывая особенности группы, продумывать игровые ситуации.
В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории игровых моментов способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Главное, использование этого метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у обучающихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность, повышает эффективность урока и качество знаний.
Таким образом, игра помогает учителю решать такие задачи, как:
- формирование навыков самоанализа, самооценки и самоконтроля;
- развитие познавательной активности и самооценки, направленной на поиск, обработку и усвоение информации;
- воспитание ответственности перед коллективом, отношение к достигнутому результату.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению
Приложение.
Практическая часть.
1. Деление на группы.
Существует множество вариантов разделения класса на группы:
- по взаимному выбору;
- случайным образом;
- по выбору лидера;
- по выбору педагога.
В данном случае деление случайным образом (по карточкам) на 4 группы. На столах названия государств – Египет, Греция. Рим, Индия. Участникам предлагается взять карточку со словом и соотнести её с государством, присоединиться к своей группе.
2. Суд по законам Хаммурапи. Участникам предлагаются конкретные жизненные ситуации, задача: вынести решение согласно законам Хаммурапи.
3. Игра Что? Где? Когда? Которую я бы хотела продемонстрировать.
1.Вопрос от 6 класса: Какой «дикий зверь» является источником жизни многих поколений людей в Передней Азии?
река Тигр, в Междуречье
2.Вопрос от 7 класса: Сами греки не знали, когда он родился и умер, где бывал? Семь городов спорили между собой за честь называться его родиной. Существовала легенда, что он был слепым. Кто это?Древнегреческий поэт Гомер
3.Вопрос от учителя: Черный ящик:
Когда-то юноша прекрасный
Трех милых женщин
Спор пытался рассудить.
Но это послужило
Лишь началом
Кровавых поединков,
Ссор и битв.
Так что же
Было этому причиной
Через минуту
Нужно вам решить. Что в черном ящик. Яблоко.
4.Рядом с фараоном Пиопи, жившим во втором тысячелетии до нашей эры, всегда находилось несколько рабов, обмазанных медом. Какую функцию они выполняли?
Они отвлекали на себя назойливых насекомых.
5. Вопрос от учителя :
Под землей на троне
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он наделено сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Как зовут бога о котором шла речь? Бог Аид
6. Вопрос от учителя географии: Какую войну выиграла одна лошадь? Троянский конь
7. Вопрос от 8 класса :В джунглях этой страны жили тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев скакали обезьяны, по земле ползали змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки. Жители этой страны особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте». Что это за страна? Индия
8. Вопрос от 9 класса:Какое растение греки называли плодом Диониса? Виноград
10. Вопрос от ученика 6 класса: Какие книги не боятся огня и воды? Двуречье-Глиняные таблички
11. Вопрос от учителя биологии:
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Сначала только как с лекарством
Со мной считались иногда.
Теперь ни дня не начинают
Все люди мира без меня.
Я родом вышел из Китая,
Но лучшие мои сорта
Назвали именем соседки,
Так не забыли про меня.
Что в черном ящике? Чай
12. Вопрос от 9 класса:
Конечно,приятно что именем моего отца названо бескрайнее море, но как бы я хотел чтобы этого не произошло. Кто из героев мифов мог это сказать? Тесей. Сын Эгея.
13. В Персии существовал обычай не брать последний плод из корзины. Собралось 5 гостей у корзины с 5 ананасами. Как разделить плоды поровну и чтобы никто не брал последний ананас из корзины?
4 ананаса по одному а последний отдать с корзиной.
