СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступение на пед. совете "Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет подготовится к пед. совету  учителям истории.

Просмотр содержимого документа
«Выступение на пед. совете "Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе."»

  Безделье на уроке больше утомляет
                                         учащихся, чем активная деятельность…
                                                                                        К.Д.Ушинский                                                                           
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.

 Задачи:

  1. Раскрыть особенность педагогических игр; 2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий; 3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе .

В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Свою задачу, как учителя истории я вижу в создании методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Дискуссии

  • Дебаты

  • Ролевые игры

  • Различные виды групповых работ

  • Деловые игры

  • Турниры знатоков и т.д.

Учителя волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне интерактивная форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса — использование игровых технологий.
Использование игровых технологий способствует повышению качества знаний учащихся, позволят сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся, формирует интерес к предмету; использование игровых технологий в процессе обучения истории позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.
Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм. Данный прием позволяет не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность.
Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остаётся одним из основных принципов дидактики. Под активностью обучающегося в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное — непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обо­гащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой на­зидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлека­ются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «после­днего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито вооб­ражение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реа­гировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладо­вой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.
В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.
Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.
Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. По мере того, как игры становятся более или менее постоян­ным занятием обучающихся, учитель постепенно отходит как бы на второй план. При подготовке к игре важно продумывать и логически правильно составлять учебный материал, дальновидно, учитывая особенности группы, проду­мывать игровые ситуации.
В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории игровых моментов способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. 
Главное, использование этого метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у  обучающихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность, повышает эффективность урока и качество знаний.
Таким образом, игра помогает учителю решать такие задачи,  как:
- формирование навыков самоанализа, самооценки и самоконтроля;
- развитие познавательной активности и самооценки, направленной на поиск, обработку и усвоение информации;
 - воспитание ответственности перед коллективом, отношение к достигнутому результату.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению
 
Приложение.
Практическая часть.
1. Деление на группы.
Существует множество вариантов разделения класса на группы:
   - по взаимному выбору;
   - случайным образом;
   - по выбору лидера;
   - по выбору педагога.
В данном случае деление случайным образом (по карточкам) на 4 группы. На столах названия  государств – Египет, Греция. Рим, Индия. Участникам предлагается взять карточку со словом и соотнести её с государством, присоединиться к своей группе.
2.  Суд по законам Хаммурапи. Участникам предлагаются  конкретные жизненные ситуации, задача: вынести решение согласно законам Хаммурапи.
3. Игра Что? Где? Когда? Которую я бы хотела продемонстрировать.

1.Вопрос от 6 класса: Какой «дикий зверь» является источником жизни многих поколений людей в Передней Азии?

река Тигр, в Междуречье

2.Вопрос от 7 класса: Сами греки не знали, когда он родился и умер, где бывал? Семь городов спорили между собой за честь называться его родиной. Существовала легенда, что он был слепым. Кто это?Древнегреческий поэт Гомер

3.Вопрос от учителя: Черный ящик:

Когда-то юноша прекрасный

Трех милых женщин

Спор пытался рассудить.

Но это послужило

Лишь началом

Кровавых поединков,

Ссор и битв.

Так что же

Было этому причиной

Через минуту

Нужно вам решить. Что в черном ящик. Яблоко.

4.Рядом с фараоном Пиопи, жившим во втором тысячелетии до нашей эры, всегда находилось несколько рабов, обмазанных медом. Какую функцию они выполняли?

Они отвлекали на себя назойливых насекомых.

5. Вопрос от учителя :

Под землей на троне

Мрачный он сидит,

Души эллинов умерших

Он наделено сторожит.

Пес его свирепый Цербер

Никогда не спит.

Как зовут бога о котором шла речь? Бог Аид

6. Вопрос от учителя географии: Какую войну выиграла одна лошадь? Троянский конь

7. Вопрос от 8 класса :В джунглях этой страны жили тигры, львы, леопарды. По веткам деревьев скакали обезьяны, по земле ползали змеи: огромные питоны, ядовитые кобры и гадюки. Жители этой страны особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте». Что это за страна?   Индия

8. Вопрос от 9 класса:Какое растение греки называли плодом Диониса? Виноград

10. Вопрос от ученика 6 класса: Какие книги не боятся огня и воды? Двуречье-Глиняные таблички

11. Вопрос от учителя биологии:

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Сначала только как с лекарством

Со мной считались иногда.

Теперь ни дня не начинают

Все люди мира без меня.

Я родом вышел из Китая,

Но лучшие мои сорта

Назвали именем соседки,

Так не забыли про меня.

Что в черном ящике? Чай

12. Вопрос от 9 класса:

Конечно,приятно что именем моего отца названо бескрайнее море, но как бы я хотел чтобы этого не произошло. Кто из героев мифов мог это сказать? Тесей. Сын Эгея.

13. В Персии существовал обычай не брать последний плод из корзины. Собралось 5 гостей у корзины с 5 ананасами. Как разделить плоды поровну и чтобы никто не брал последний ананас из корзины?

4 ананаса по одному а последний отдать с корзиной.