СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление " Активизации познавательной деятельности с помощью УМК Школа России (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Выступление " Активизации познавательной деятельности с помощью УМК Школа России (из опыта работы)»


Активизация познавательной деятельности младших школьников с использованием УМК «Школа России»


«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д.Ушинский) слайд

В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей,

- развитие творческого потенциала. слайд

Общепризнанно, что одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.

В первый класс приходят дети разные по уровню подготовки. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. В начальной школе ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. И только от учителя зависит, будет ли ребёнок погружаться в мир знаний с большим интересом. Интересно детям учиться, светятся их глаза- хорошая школа, скучно им, тягостно, тусклые, без света глаза- школа дурная.

Стараюсь создать такую учебную среду, которая стимулирует детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении друг с другом и взрослыми.

Помогают в создании такой учебной среды разнообразные средства и способы активизации познавательной деятельности.

Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, технических средств, которыми располагает учитель.

Я в своей работе использую такие способы активизации познавательной деятельности, как слайд

- игровые формы, методы и приёмы обучения 

- самостоятельные работы 

- проблемные ситуации 

- нетрадиционные формы учебных занятий 

- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии

- технологии ИКТ


Одним из эффективных средств развития интереса ребенка к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд обучющихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В процессе игры обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры


Большое внимание уделяю организации самостоятельной работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Шире стараюсь применять обучающие самостоятельные работы. Увеличила число самостоятельных работ, которые:

- готовят учащихся к изучению нового материала;

- содержат новую для учеников информацию.

Чтобы активизировать познавательную деятельность, использую проблемные ситуации.

Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Никогда не строю работу на уроке таким образом, чтобы дети решали только по образцу. Стараюсь, чтобы над решением задач и примеров ученик задумался.

Слайд Побудить учащихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока, например, приглашение в сказку. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что. в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным. Такие уроки я провожу не чаще 1-2 раз в четверть

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, часто использую в практике презентации. Выполненные к урокам презентации значительно экономят моё время , повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.

Слайд На уроках математики с помощью слайдов провожу демонстрацию примеров, чертежей и иллюстраций к задачам, цепочек для устного счета, организую математические разминки и самопроверку, физкультминутки. 
Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Использую раздаточный материал, различные виды математических диктантов. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

На уроках изучения нового материала использую внутрипредметные связи (ранее изученный материал). Практикую начало урока не с объяснения нового материала, а с самостоятельной работы.

Упражнения к таким работам составляю так, чтобы в процессе выполнения школьники:

- повторили правила, определения, математические факты, знание которых, необходимо для понимания нового материала;

- выполнили ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила;

- предугадали существование неизвестного для них алгоритма, формулы, понятия.

Таким образом, в процессе упражнения ученики уже изучают новый пункт программы. Во время проверки делаем вместе с учениками обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение.

При использовании ИКТ применяю следующие составляющие учебной деятельности:

- Познавательная деятельность и деятельность по организации целеполагания, контролирующая деятельность. Для этого используются презентации, информационно-обучающие программы. Для этого использую тренажёры Кирилла и Мефодия из коллекции ЦОР.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

  • повысить качество усвоения материала;

  • построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;

  • осуществлять дифференцированный подход к обучению;

  • размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время

  • Наглядно представлять материал;

  • Регулировать объём и скорость содержания;

  • Повышать познавательную активность учащихся.

В свою очередь, ученик в учебном процессе при использовании ИКТ:

  • За урок может усвоить большой объём информации;

  • Развивает мышление, память, внимание, восприятие;

  • Активно участвует в уроке.

Повышение интереса к изучаемому предмету.


Такая работа способствует повышению мотивации детей, им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения.

Слайд Учебники УМК «Школа России» обеспечены электронными приложениями, задания которых так же способствуют активизации познавательной деятельности на уроках.

Задания предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.

Слайд В учебниках математики УМК «Школы России» и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных умений (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).

Одним из приемов, который активно используют в учебнике УМК «Школы России», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Слайд «Практически любой урок начинается с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока». Этот процесс увлекает учеников. Часто, уже после звонка, они просят «Давайте еще!».


В учебник заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.

Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят все знания, связанные с этой темой, плавно переходя к многоаспектным заданиям. В этих заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета.

Слайд «В УМК формируется детская самостоятельность»

В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

Слайд УМК «Школа России» создает условия для мотивации ученика к учению. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно. Представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся».

Слайд Разворачивание предметного содержания предполагает систему работы учащихся в группах, парах, в процессе чего создаются условия для учебного диалога и сотрудничества учащихся друг с другом, а не только с учителем.

Формы организации учебной деятельности способствуют участию всех обучающихся в соответствии с их возможностями: распределение ролей в группах предполагает, что каждый ребенок будет выполнять какую-либо работу, работа в парах обеспечивает участие всех детей в решении учебной задачи, критериальная система оценивания дает возможность индивидуально

На протяжении всех лет я стараюсь учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками, согревать окружающих своим теплом, быть самостоятельными и с радостью учиться.


7