СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление для педагогического марафона "Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление для педагогического марафона "Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира"

Просмотр содержимого документа
«Выступление для педагогического марафона "Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира"»

Здравствуйте ! Представляю вашему вниманию работу на тему « Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира»

 Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.


«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании».

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».


Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.


В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации.

В практике используются следующие виды проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.


Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

  • Умение работать с информацией.

  • Опыт целеполагания.

  • Опыт планирования.

  • Расширение кругозора.

  • Развитие мышления.

  • Развитие эмоциональной сферы.

  • Развитие творческих способностей.

  • Опыт публичного выступления.

Формы продуктов проектной деятельности можно увидеть на экране

Таким образом Проект - это «пять П»:

  • Проблема (что исследовать, для чего)

  • Проектирование (планирование) (построение плана исследования)

  • Поиск информации (работа с литературными источниками и сети интернет)

  • Продукт (результат проекта)

  • Презентация (представление проекта обществу)

  • Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.


Курс окружающего мира по программе школа россии дает возможность развивать проектную дятельность в разных направлениях и по разным тематикам

1 класс:

«Моя малая Родина»

«Моя семья»

«Мой класс и моя школа»

«Мои домашние питомцы».


Цели проекта:

  1. Составить устный рассказ и стенгазету, посвященную классу и школе.

  2. Овладеть начальными формами работы с информацией.

Задачи: предметные:

  1. Продолжать пользоваться понятиями «школа», «класс», «учитель», «ученик»;

  2. расширить свои знания об истории создания родной школы;

метапредметные:

  1. найти нужную информацию и научиться составлять сообщение по заданной теме;

  2. донести информацию до одноклассников;

  3. научиться составлять стенгазету;

  4. формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  5. воспитывать дружеские отношения в детском (зарождающемся) коллективе; уважительное отношение к родной школе;

  6. уметь определять свой выбор по теме проекта.


В следующих классах также большой выбор проектов и способов их выполнения

Вашему вниманию представляется проект 4 класса «Наш край»

Данная проектная работа был выставлена на конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Номинация: «Духовные и экологические традиции моей малой родины» Название работы: «Книга о Кубани»

Цель работы Выявление и поддержка творческой инициативы учеников, проявляющих интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Краснодарского края.

Задачи работы - формирование у подрастающего поколения российской гражданской идентичности, ценностного отношения к природному и культурному наследию на основе духовнонравственных ценностей народов населяющих территорию Краснодарского края, их исторических и национально-культурных традиций; - привлечение внимания обучающихся к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины; - формирование у подрастающего поколения экологической культуры на основе общечеловеческих этноконфессиональных нравственных ценностей; - Повышение привлекательности территорий Краснодарского края за сет формирования лучших образцов природно-культурной среды малых поселений. - Содействие социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций Краснодарского края.

Продукт данного проекта представлен на видео

видеоролик

Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы:

  • работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами: прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся; у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе;

  • работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении; для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной работы

В дальнейшее я планирую продолжить и расширить работу с проектами, участвовать в различных конкурсах по проектной деятельности и вести архив работ на одном из образовательных сайтов

Спасибо за внимание