Здравствуйте ! Представляю вашему вниманию работу на тему « Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе на уроках окружающего мира» | |
Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. | |
«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании». Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести». | |
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. | |
В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по тематике; 4) по срокам реализации. В практике используются следующие виды проектов: - исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; - ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); - творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года. | |
Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка: Умение работать с информацией. Опыт целеполагания. Опыт планирования. Расширение кругозора. Развитие мышления. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей. Опыт публичного выступления. Формы продуктов проектной деятельности можно увидеть на экране | |
Таким образом Проект - это «пять П»: Проблема (что исследовать, для чего) Проектирование (планирование) (построение плана исследования) Поиск информации (работа с литературными источниками и сети интернет) Продукт (результат проекта) Презентация (представление проекта обществу) Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. | |
Курс окружающего мира по программе школа россии дает возможность развивать проектную дятельность в разных направлениях и по разным тематикам 1 класс: «Моя малая Родина» «Моя семья» «Мой класс и моя школа» «Мои домашние питомцы». | |
Цели проекта: Составить устный рассказ и стенгазету, посвященную классу и школе. Овладеть начальными формами работы с информацией. Задачи: предметные: Продолжать пользоваться понятиями «школа», «класс», «учитель», «ученик»; расширить свои знания об истории создания родной школы; метапредметные: найти нужную информацию и научиться составлять сообщение по заданной теме; донести информацию до одноклассников; научиться составлять стенгазету; формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; воспитывать дружеские отношения в детском (зарождающемся) коллективе; уважительное отношение к родной школе; уметь определять свой выбор по теме проекта. | |
В следующих классах также большой выбор проектов и способов их выполнения | |
Вашему вниманию представляется проект 4 класса «Наш край» Данная проектная работа был выставлена на конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Номинация: «Духовные и экологические традиции моей малой родины» Название работы: «Книга о Кубани» Цель работы Выявление и поддержка творческой инициативы учеников, проявляющих интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Краснодарского края. Задачи работы - формирование у подрастающего поколения российской гражданской идентичности, ценностного отношения к природному и культурному наследию на основе духовнонравственных ценностей народов населяющих территорию Краснодарского края, их исторических и национально-культурных традиций; - привлечение внимания обучающихся к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины; - формирование у подрастающего поколения экологической культуры на основе общечеловеческих этноконфессиональных нравственных ценностей; - Повышение привлекательности территорий Краснодарского края за сет формирования лучших образцов природно-культурной среды малых поселений. - Содействие социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций Краснодарского края. | |
Продукт данного проекта представлен на видео | видеоролик |
Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами: прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся; у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе; работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении; для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной работы В дальнейшее я планирую продолжить и расширить работу с проектами, участвовать в различных конкурсах по проектной деятельности и вести архив работ на одном из образовательных сайтов | |
Спасибо за внимание | |