Формы и методы контроля знаний
учащихся по биологии
(из опыта работы)
учителя биологии МБОУ СОШ №5 им.О.В.Гудкова города Георгиевска
Лелековой Светланы Николаевны
На современном этапе развития образования особую актуальность приобрел вопрос контроля и оценки качества обучения. Возникла необходимость в поиске новых видов, форм, методов и средств объективной оценки динамики продвижения учащихся в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению.
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения биологии рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
Различают четыре вида контроля знаний: предварительный, текущий, периодический и итоговый (заключительный). Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе.
Предварительный контроль в начале года или темы. Цель- определение уровня усвоенных знаний, полученных при изучении предыдущих тем или разделов.
Текущий контроль проводят в ходе повседневной работы на уроке, экскурсиях, с использование других форм обучения. Учитель постоянно следит за усвоением учебного содержания, приращением знаний, умений, развитием ценностных отношений у каждого ученика и класса в целом.
Периодический контроль, как правило, проводится в конце изучения темы или в конце учебной четверти и триместра. Лучше использовать этот вид проверки после изучения темы (раздела) или курса, т. е. после логически законченной части учебного материала.
Итоговый контроль очень близок по своей функции с периодическим контролем, так как проводится в конце изучаемого курса или в конце полугодия и всего учебного года. В некоторых школах и отдельных старших классах итоговым контролем являются экзамены. Итоговый контроль влияет на общую оценку успеваемости ученика, которая всегда волнует и учеников, и учителей.
Формы контроля.
Форма контроля – это внешнее выражение согласованности деятельности учителя и школьника, характеризующееся использованием определенных средств и методов контроля.
Классификация:
· по количеству школьников (индивидуальный, групповой, фронтальный)
· по особенностям организации деятельности (устный, письменный, автоматический, игровая форма).
· по характеру изображения результатов (письменный, графический, программированный).
· По интенсивности проверки
-уплотненный опрос
-комбинированный
-зачет
Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии.
- написание реферата;
- сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;
- участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
- оценивание сообщения ученика;
- доклад по литературным источникам;
- составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;
- решение биологических задач;
- ответ по тестовым заданиям;
- заполнение рабочей тетради;
- ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;
- коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;
- участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ);
- написание "сочинения-фантазии" на заданную тему;
- создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;
- доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;
- реферат по материалам телепередачи;
- ответ по обучающим программам компьютера.
А также использование наглядных и практических приемы контроля знаний, например:
- узнавание препарата под микроскопом или лупой;
- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.);
- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы;
- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.
Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный процесс.
Методы контроля – совокупность приемов и операций, направленных на получение информации об успешности усвоения школьниками учебного материала.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
1) устные;
2) письменные;
3) графические;
4) практические (работы);
5) программированные;
6) тесты.
Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.
Типы контроля
В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:
-Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
-Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом. Взаимоконтроль имеет большое воспитательное значение, роль и эффективность его возрастает в условиях дифференциально-групповой работы учащихся.
-Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.
Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.