Выступление
«Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии»
Учитель технологии
Фитисова Ю.А.
2023 год
Инновационные технологии, методы и приёмы в формировании стрессоустойчивости школьников на уроках технологии
Современные условия жизни и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
Слайд Забота о здоровье включает в себя несколько важных моментов. Можно выделить следующие факторы, негативно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий:
Слайд:
стресс, обусловленный внешними и внутренними факторами;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Слайд С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся в классе мною реализуется программа «Повышение уровня стрессоустойчивости как важнейшего компонента здорового образа жизни и успешной социализации».
Как сохранить здоровье ребенка? Какие методы и приёмы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии можно применять?
Урок технологии не связан с сильным напряжением умственной деятельности учащихся, но после уроков математики, физики, русского языка, учащиеся иногда находятся в состоянии стресса. В связи с этим возникла необходимость в создании системы педагогических методов и приемов стрессоустойчивости школьников на уроках технологии.
Слайд Я использую следующие принципы здоровьеразвивающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости:
– двигательная активность;
– оздоровительный режим;
– формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания;
– психологическая комфортность;
–опора на индивидуальные особенности и способности ребенка (учет ведущей модальности, темперамента, билатеральности).
Для реализации данных принципов мной были выбраны и систематизированы педагогические методы и приемы формирования стрессоустойчивости школьников на уроках технологии:
Слайд Комфортное начало и окончание урока, способствуют положительному эмоциональному настрою учащихся.
Очень важно с каким выражением лица мы заходим в кабинет, сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение, расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение. А это всё может быть разным, мы организовываем учеников либо на учение, либо на мучение. Мне важно улыбкой продемонстрировать удовольствие встречи с учениками, вежливо поздороваться и предложить сесть на свои места, тем самым стараюсь увеличить их жизненные силы в продолжение всего урока.
Эмоциональный климат у меня на уроках доброжелательный – это главный тон педагогического общения. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стОит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Полезная для здоровья «встряска» необходима не только мыслительному процессу, но и оживляет творческий настрой.
Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. Моя задача - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Слайд Создать комфортную работу учащихся на уроке, снять психо-эмоциональное напряжение можно с помощью использования положительных установок на успех в деятельности: «У тебя всё получится! Ты справишься! Тебе всё по силам!» (на стенде), умение настроить ученика на положительную волну: «Улыбнись самому себе».
Слайд Тетради по технологии разрешаю оформлять различными рисунками или символами, которые относятся к той или иной теме урока. Учащиеся делают это с удовольствием, используя цветные ручки и карандаши.
Слайд Проведение на уроке валеологических пауз, кинезиологических упражнений, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышение стрессоустойчивости. Ребята освоили и самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.
Слайд Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научились обращаться к своему личному опыту, представлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
Слайд . Опрос учащихся. Отметка ставится ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал, выполнил творческое задание, изготовил изделие. Упорядочение системы домашних заданий, их дозирование, вариативность, творческий характер - эти приемы помогли каждому ребенку понять, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.
Слайд Музтерапия. Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающим) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Целесообразно также организовывать прослушивание произведений инструментальной классической музыки.
Слайд Организация саморефлексии. Урок заканчивается саморефлексией. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.
Слайд Социально-психологическая компетентность учителя.
Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Слайд Пропишите себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов:
1. Улыбка поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться, вспомнить что то приятное.
И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Слайд Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».