Общешкольное родительское собрание
«Наркотики и возраст
или
когда возникает интерес к наркотикам?»
Приводимые ниже данные представляет собой лишь осторожную попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотиков в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.
Внимание! К сожалению, первая, из приводимых здесь возрастных границ, имеет тенденцию к постоянному снижению.
8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследованиях дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).
11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.
О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам. аддиктивное поведение.
14-17 лет Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами.
Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей.
Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.
Что такое "сленг - наркоманов"? Одним из важнейших способов конспирации наркоманов является тайная речь - сленг. Педагоги или родители впадают в безмятежное умиление, когда слышат, что их "трудный" подросток беседует с другом или по телефону исключительно о высокой литературе, музыке и т.п.
Приведем несколько типичных диалогов.
Пример 1. Разговор с другом.
- Я вчера у Светки кайфовую книжку прочитал. Крутая тема! До сих пор в себя прийти не могу, Вот что значит настоящая литература!
- Да ну их, твои книжки! В жизни главное, чтоб всегда при "колесах" быть. Я мамин "сидней" свободно пользую. Ну и от дедушки наследство осталось - "атом" и "цикла".
- А банок нету?
- Был салют, да весь вышел. Сестре от кашля брали. В результате я подсел на белые дела - едва оклемался. Весь центряк был в дырах, сплошные дороги, пришлось в жару ходить в рубашке.
- Дурак ты. А метро на что?
Пример 2. Разговор по телефону.
- Танюшка, ты за грибами не собираешься? Сезон подходит.
- Ладно, на неделе рванем ко мне на дачу. Заготовим на всю зиму, еще и друзей угостим.
- Правильно, будем вести здоровый образ жизни. А то надоело пээспэ за бешеные бабки брать. К тому же естественный продукт.
Увы, как это ни печально, но здесь не было ни слова о книгах. Равно как и об автомобилях, метрополитене и даже рок группе "Блек Саббат". Люся - отнюдь не знакомая (и вообще не человек), а грибы - не белые и даже не лисички.
Литература, книжки, травка - марихуана, конопля, каннабис. (Крутая тема - трава с повышенным содержанием каннабиолов).
Колеса (сидней, атом, цикла) - любые таблетки, способные хоть как-то воздействовать на сознание, в том числе "Сиднокарб" (сидней), "Этаминал натрия" (атом), "Циклодол" (цикла).
Банка, салют, белое - солутан, эфедриносодержащее лекарство, из которого на дому получают опаснейшие наркотики.
Центряк - вена на локтевом сгибе.
Дыры - следы от уколов.
Дороги - цепочки из "дыр", по ходу вен на руках (или на ногах).
Метро - вена под мышкой. Используется теми, у кого руки должны быть "чистыми".
Грибы - один из видов поганок, широко распространенный в нашей области. Содержит сильнейшие галлюциногены, прост в употреблении.
ПСП - продукт домашней переработки полиэтиленовых пакетов, обладающий сильнейшим психоделическим воздействием. Употребляется как заменитель ЛСД.
Рекомендации педагогам и родителям. Как бы мы не ограждали ребенка, но однажды это может случиться. К вашему ребенку подойдут - и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого "ловишь кайф", "у нас в компании все употребляют это", "попробуй - и все проблемы снимет как рукой" или "докажи, что ты уже взрослый". К этой встрече ребенка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно испробованы педагогами и родителями во всем мире и доказали свою эффективность.
Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе.
Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Использование информации, в том числе и этой книги - поможет Вам в разговоре с ребенком. Помните, что нет возраста, когда ребенок бы не нуждался в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
Учитесь слушать.
Ребенок должен знать, что Вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит? Какие проблемы он решает в настоящее время? Попытайтесь найти вместе с ребенком выход из проблемы, отрицающий возможность применения наркотика. Никогда не используйте информацию, полученную от ребенка во вред ему. Оговорите с ребенком те случаи, которые дают Вам право поступить вопреки желанию ребенка (например: очевидный вред здоровью его собственному или его друзей, информация о готовящемся преступлении и т.д.)
Давайте советы, но не давите советами.
Мы уже говорили о множественных проблемам подросткового возраста, о потребности - вырваться из-под диктата взрослых. Все это требует особого такта. Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Очевидно, что совет может быть эффективен только в случае его востребованности. Во всех остальных случаях наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребенка.
Подумайте о своем примере.
Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие "невинные" пороки требуют объяснения ребенку.
Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.
Пожалуй, это самое важно и трудное.
Все наши советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления множественных кризисов взросления во многом обусловлена этой непреодолимой потребностью - "Быть", "Состояться", "Самореализоваться". Наверное, если бы не было этой человеческой жажды, то не был бы возможен никакой человеческий прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем более сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать "Нет" - в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким как все.