Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 «Колокольчик» города Заринска
ПРОЕКТ « Платковые куклы»
Составитель: Морева И.С.
Заринск 2019г
« Платковые куклы»
Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Влагает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.
Наверное, так же ночными часами,
Трудился, когда-то, Создатель над нами.
Рождение куклы из разного хлама
Подобно явлению миру Адама.
Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок -
И мир изучает пытливый зрачок.
Живёт человечек! И сквозь бесконечность
Глядит на него прекрасная Вечность
Алёна Рычкова «Рождение куклы»
В настоящее время в теории и практике все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе речевой активности, инициативности, эмоциональности, способности к творчеству. Огромный потенциал, который признан педагогической наукой, в данном направлении заложен в театрализованной деятельности. В детском саду педагоги используют разнообразные виды кукол: перчаточные, марионетки, куклы из ложек, а также платковые куклы.
Платковые куклы являются эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания.
Целью использования является развитие личностных качеств ребенка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желание их использовать в различных видах деятельности.
Задача платковой куклы:
стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной театрализованной деятельности;
формировать художественное видение в различных видах деятельности;
создать « детско-взрослое» общество на принципах партнерства, сотрудничества, диалога;
разнообразить методы и приемы воспитательно - образовательной работы с детьми.
Общение с ребенком посредством платковой куклы строится на принципах сотрудничества и диалога, в результате которого создается полноценное детско-взрослое сообщество. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребенком. Платковая кукла в руках педагога способна увлечь особенного ребенка в удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра.
Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:
- учёт основной,(ведущей) игровой деятельности дошкольника;
- сочетание реализма и воображения;
- взаимосвязь всех участников образовательного процесса.
- развитие субъективной позиции.
Использование платковых кукол
Платковые куклы могут быть использованы в
Танцевальной дея-ти
Песенной дея-ти
Речевой
Изобразительной дея-ти
Непосредственно – образовательной деятельности:
Театральной дея-ти
Хочу представить некоторые моменты использования платковых кукол
- Использование платковых кукол в организованной образовательной де-ти:
как организационный ,сюрпризный момент ;
- чтение художественной лит-ры , -кукла может рассказать сказку
коммуникации
Художественное творчество
- кукла помогает выполнять задания;
В повседневной жизни платковые куклы могут быть использованы:
- для организации режимных моментов утренняя гимнастика в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);
- для гигиенических и закаливающих процедур ( умывание, кормление, гимнастика после сна, полоскание горла)
- для организации сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить).
- подвижной игры
- на прогулке;
- для организации трудовых поручений;
- театральной деятельности
Методы театральной деятельности:
-Чтение воспитателя по книге или наизусть.
Это дословная передача текста.
-Рассказывание воспитателя.
Это относительно свободная передача текста. Для большего привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с произведением.
-Разучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы:
Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
Анализ сказки на основе наводящих вопросов.
Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний.
Проигрывание отрывка из сказки.
Проигрывание этюдов с неопределенным концом.
Разыгрывание импровизаций , передающих разные жизненные ситуации.
С методикой работы с детьми по театральной деятельности : вы можете посмотреть на следующем слайде.
Платковые куклы могут быть с маской из картона и поролона.
Образец изготовления платковой куклы с использованием маски из картона и поролона.
У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода (ребенка) на специальных резинках, пришитых к платью-костюму куклы. Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода.
Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т.д.).
Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.
А сейчас коллеги познакомят вас наглядно с платковыми куклами,
Далее показ платковых кукол, проигрывание с педагогами