Киреева Ольга Ивановна
соавтор Лузина Марина Михайловна
Бобылева Марина Владимировна
Воспитатель ГБОУ ООШ № 18 СП «Детский сад «Центр коррекции и развития детей», г. Новокуйбышевск
Лэпбук в пространственно предметно-развивающей среде
для детей старшего дошкольного возраста
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной среды.
Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет.
Организация «Простраственной предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей здоровьесберегающего потенциала, развивает и воспитывает у детей ценность и потребность в здоровом образе жизни.
Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, принцип оптимального насыщения. В педагогической деятельности, отводится большая роль в сохранении и укреплении здоровья детей, в рамках непосредственной образовательной и совместной деятельности. Правильно организованная предметно-пространственная среда в группе создаёт возможности для успешного формирования культуры здоровья, здоровых привычек, и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук.
Я активно использую одно из таких наглядных средств познавательного развития - лэпбук «Азбука здоровья». Цель создания лепбука: формировать систему знаний, умений и навыков по теме здоровье, разнообразить формы работы с детьми на занятиях и других видах деятельности. Лэпбук в переводе с английского означает «книга на коленях». Мой лепбук представляет из себя большую книжку-раскладушку по теме «здоровье», с разнообразными кармашками в которых размещается всевозможная информация в виде небольших текстов, картинок, мини-книжек, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
Работа с лэпбуком направлена на расширение кругозора по данной теме, это отличный способ закрепить тему осмыслить, проанализировать информацию. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
Лэпбук: информативен - помогает лучше понять и закрепить материал;
полифункционален - способствует развитию творчества, воображения, возможно использование как индивидуально, так и с группой детей; вариативный - каждая часть имеет несколько вариантов использования;
В свободной деятельности ребёнок с радостью использует книжку, в создании которой принимал участие, и с удовольствием повторяет пройденное. В работе с подгруппой можно подобрать задание, которое каждому будет под силу и каждому будет интересно.
В лэпбуке «Азбука здоровья» собраны иллюстрации, загадки, стихи, пословицы, сказки и другой материал, который можно использовать на развивающих занятиях, и в других видах деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Данное пособие содержит познавательный и иллюстративный материал.
Заполнять книжку-раскладушку могут, как воспитатели с помощью интернет-ресурсов, так и дети с помощью рисунков, раскрасок, аппликаций.
В создании лэпбука участие принимали родители группы. Но, на этом их участие не закончилось. 15 февраля в рамках тематического контроля в группе прошло родительское собрание на тему: «О здоровье всерьез» родители приняли участие в мастер-классе с использованием лепбука «Азбука здоровья» - вместе с детьми они отгадывали ребусы, «Дерево здоровья» помогло детям и родителям найти полезные привычки человека, а вредные -выбросить в мусорную корзину, отгадывали загадки, читали «сказки-помогайки» - «Зубные червячки», «Зубик-зазнайка», «Мишкин носовой платок».
Отдельной темой нашего собрания стала тема: «Мои друзья Витаминки» дети и родители узнали о пользе продуктов, овощей и фруктов, которые мы используем в повседневной жизни, или от случая к случаю.
Родители вместе с детьми пополнили наш лэпбук новой информацией о витаминных продуктах, создали книжки-малышки «Мои друзья Витаминки», представили авторские сказки «Жила-была Витаминка», «Витаминный фрукт – здоровью друг».
Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка:
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал;
Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы просмотреть ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал;
Лэпбук способствует развитию познавательный интереса;
Отличное средство развивать умение общаться, ребята садятся за книжку-копилку парами, иногда втроем, проверяют друг друга, в спорных ситуациях обращаются за помощью к другим детям или воспитателю;
Лэпбук мoжет меняться вместе с вашими детьми. Информация в кармашках меняется в зависимости от возраста детей. Постепенно картинки заменяются заданиями, подразумевающими умение писать и читать.
Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?
способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Результатом работы с данным дидактическим пособием стало: дети пополняют запас знаний о навыках здорового образа жизни и повышают культуру здоровья дошкольников через чтение сказок, дыхательной и пальчиковой гимнастики, физминуток и побудок, пословиц и поговорок, загадок и ребусов, сравнения полезных и вредных привычек человека. Использование лэпбука позволило становлению осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, накоплению знаний о здоровье и развитие умения оберегать , поддерживать и сохранять его.
В заключении хочется сказать: главным в работе любого педагога является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. На мой взгляд, лэпбук – это эффективная здоровьесберегающая технология дошкольного образования для формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, здоровых привычек, развитие умения использовать полученные навыки в повседневной жизни.
Список литературы:
Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении
О.Р. Родионова. - М., 2000.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.
Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС Д. А. Гатовская Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
Интернет ссылки:
http://kuso4ek-neba.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/chto-nekoe-lepbuk/