Тема выступление М.О.
«Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями»
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Экологическое воспитание и образование подрастающего поколения является одной из главных общественных задач. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и вовремя специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание и образование;
средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: тематические занятия, мероприятия;
межпредметная - экологическое содержание занятий – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, математики, чтения и др.;
исследовательская работа (проектная деятельность) – элементарные исследования воспитанников под руководством педагога;
экологические праздники и мероприятия;
лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
участие в экологических конкурсах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники и др. акции.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Реализация целей и задач экологического воспитания по данной программе возможна при создании целостной системы, включающей в себя два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV классы) и основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования и воспитания на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
На первом этапе у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль на данном этапе играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа) и семье, первичных навыков охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися в это время - наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Второй этап. Работа с учащимися основной школы. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистая роща», походы), элементарная исследовательская деятельность воспитанников совместно с педагогом.
Формы экологической работы соответствуют возрасту и знаниям ребят, организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций в большей степени принадлежит педагогу. Исследовательские работы носят элементарный анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Использованная литература:
Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: «ТГАСУ» 2008.
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М:«Вентана-Граф», 2007.
Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат», 1989.
Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: «Всемирный следопыт», 1998.
Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Зверев А.Т. Экология. - М: «ОНИКС», 2005.
Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: «Армпресс», 2003.
Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение», 1991.
Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: «Агрос» 2007.
Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: «Художественная литература», 1990.
Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт», 2005.
Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир», 2000.
Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель», 2007.
Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: «Лесная промышленность», 2003.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: «Новая школа», 2014.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000.