СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на региональном семинаре учителей начальных классов.по теме" Мотивация как главное успешное условие учебной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности"»


Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности


«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В. А. Сухомлинский


В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от его мотивов.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Мы с вами знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  учиться?  В чем сущность потребности в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы и попытаемся для себя ответить.

Что такое мотивация. Особенности мотивации младших школьников.

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. А учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.

Также мотивы могут быть направлены на достижение успеха и на недопущение неудачи. 

Уровни учебной мотивации:

Учителю начальных классов в современной школе необходимо владеть информацией о классификации мотивов учебной деятельности, для того, чтобы как можно лучше организовать процесс обучения в классе. Кроме этого, учитель должен диагностировать каждого ученика с целью выявления уровня его школьной мотивации. Сегодня существует достаточное количество различных методик, анкет для выявления уровня школьной мотивации. Это, например, методика Н.Г. Лускановой, которая выделяет 5 основных уровней школьной мотивации:


  • Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования;

  • Высокий – учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;

  • Средний – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;

  • Низкий – посещают школу неохотно, допускают пропуски занятий;

  • Очень низкий – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.


Пути повышения мотивации

  • создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса

  • создание нестандартных ситуаций на уроке

  • демонстрация достижений учащегося

  • умение создать на уроке ситуацию успеха

  • включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую)


Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения

  • дидактические игры и упражнения;

  • внеклассные мероприятия по предметам;

  • творческие работы учащихся по разным предметам;

  • проведение предметных олимпиад;

  • интеграция обучения (проведение интегрированных уроков);

  • использование различных педагогических технологий.


Приёмы работы, повышающие мотивацию учебной деятельности

Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:

  • Индивидуальные задания

  • Работа в парах и группах

  • Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками

  • Стимуляция вопросов со стороны учащихся

  • Деление заданий на дозы

  • Рациональная система упражнений

  • Проговаривание, комментирование, систематическое повторение

  • Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.

  • Согласование объема домашнего задания



Основные приёмы мотивации

  1. Создание ситуаций успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся

Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приёмам, как необычное приветствие, применение стихов-настроев, начало урока с элементами театрализации и т.д. Данные приёмы развивают коммуникативные навыки, эмоционально настраивает детей, что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Например:

- начало урока- это пожелание друг другу хорошего настроения. «Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получится...»


Занимательное, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.


  1. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах и в парах

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

Пример:


  1. Игровые и соревновательные формы

Так, как в младшем школьном возрасте игра остаётся ведущим видом деятельности, поэтому использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым.

Пример: урок математики идет устный счет, класс поделен на 3 команды. На доске нарисованы 3 горы, и дети восходят на вершину гор , но при этом решая примеры и чья команда выиграет, те быстрее доберутся до вершины и заберут небольшой приз в виде нарисованного кубка за 1,2 ,3 место. Проигравших нет.


  1. Работа над загадками

Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа над загадками. (слова выступления)

Загадка – удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, пробуют составлять их сами. Загадки используем и для определения темы урока.

Пример:


  1. Проектный метод обучения

“Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.

Пример:


  1. Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Пример:


  1. Физминутка» позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

  2. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе.

На заключительном этапе урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.


Например: проведение математических диктантов во 2-4 классах и проверка результатов в парах и оценивание друг друга.

Стимулирование деятельности учащегося через благодарность, словесное поощрение, выставка лучших работ. (выставка тетрадей в конце урока)



Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.



Эпиграф, использованный в начале урока, становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее значимой, поскольку включает учеников в обсуждение. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли. Эпиграф служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной целью урока

Психологические минутки:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;

- предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

Например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”, улыбнемся друг другу и другие

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например,


  1. Внимание! Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок.
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книги, ручка и тетрадки?


  1. Встало солнышко давно,
    Заглянуло к нам в окно,
    На урок торопит нас –
    Математика сейчас.

3) С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!

  1. Давайте, ребята, учиться считать,
    Чтобы скорей математиком стать.
    Ему по плечу любая работа,
    Но прежде разучим правила счёта.
    Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
    Пора! Тишина! К нам наука идёт…

  2. Все сумели мы собраться,
    За работу дружно взяться.
    Будем думать, рассуждать,
    Можем мы урок начать.



  1. Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


  1. Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.


  1. Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.


  1. Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


  1. Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Начало урока с элементами театрализации.

Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.

Русский язык


(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)


Входит Незнайка в класс.


Дорогие ребятишки!

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.


***

Я – весёлый Снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняй-ке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

“Не придёт ли новый друг?”

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!


Математика


Незнайка.


Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решить задач!

Может быть – плохой учебник?

Может быть таланта нет?

Но нашёл я способ верный -

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил,

Ну, зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, всё, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!


Чтение


Бабушка – сказительница.


Жили-были

Старик и старуха...

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи.

Добрая сказка,

Тёплая,

Только, что из печи.

А что может быть

Правдивее хлеба?

Отрежешь ломоть -

И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,

Земля и небо,

Солнце и тучи,

Добро и зло.

Добрую сказку

Помню с детства.

Хочу, чтобы сказку

Послушал и ты.

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.


Музыкальное сопровождение. физкультминутки



Кроссворды, ребусы, игры, загадки.

Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).


1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)

2. “Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло” (Лед)

3. “Без рук, без ног

А ворота отворяет”. (Ветер)

4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)

5. “Не колючий светло - синий

По ветвям развешан ...”. (Иней)


Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)

- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)

- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.

- Какие же явления вы записали в кроссворд?

- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)


Эпиграф к уроку.


- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.


Пословицы, поговорки.

- Грамоте учится – всегда пригодиться.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

- Умную речь хорошо и слушать.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.











Формы и методы формирования учебной мотивации на уроках в начальной школе.

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала и организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Какие же приёмы и методы создания мотивации существуют:

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.

Третий прием: ролевой подход и деловая игра.

В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже мы взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечаем процесса обучения.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д. Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.


Что же дает высокая мотивация учения ребенку?

  • чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

  • повышение собственной значимости;

  • признание учителей и сверстников;

  • развитие творческих способностей;

  • гордость собой и своими успехами;

  • статус успешного человека.

А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Заключение

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика


Американский философ Г. Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». ВЫВОД: ОПИРАЙТЕСЬ НА ЖЕЛАНИЯ ВАШИХ УЧЕНИКОВ!

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».