Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности
«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от его мотивов.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Мы с вами знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Как же пробудить у ребят желание учиться? В чем сущность потребности в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы и попытаемся для себя ответить.
Что такое мотивация. Особенности мотивации младших школьников.
Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. А учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.
Также мотивы могут быть направлены на достижение успеха и на недопущение неудачи.
Уровни учебной мотивации:
Учителю начальных классов в современной школе необходимо владеть информацией о классификации мотивов учебной деятельности, для того, чтобы как можно лучше организовать процесс обучения в классе. Кроме этого, учитель должен диагностировать каждого ученика с целью выявления уровня его школьной мотивации. Сегодня существует достаточное количество различных методик, анкет для выявления уровня школьной мотивации. Это, например, методика Н.Г. Лускановой, которая выделяет 5 основных уровней школьной мотивации:
Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования;
Высокий – учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью;
Средний – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
Низкий – посещают школу неохотно, допускают пропуски занятий;
Очень низкий – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Пути повышения мотивации
создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
создание нестандартных ситуаций на уроке
демонстрация достижений учащегося
умение создать на уроке ситуацию успеха
включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую)
Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения
дидактические игры и упражнения;
внеклассные мероприятия по предметам;
творческие работы учащихся по разным предметам;
проведение предметных олимпиад;
интеграция обучения (проведение интегрированных уроков);
использование различных педагогических технологий.
Приёмы работы, повышающие мотивацию учебной деятельности
Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:
Индивидуальные задания
Работа в парах и группах
Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
Стимуляция вопросов со стороны учащихся
Деление заданий на дозы
Рациональная система упражнений
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
Согласование объема домашнего задания
Основные приёмы мотивации
Создание ситуаций успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся
Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приёмам, как необычное приветствие, применение стихов-настроев, начало урока с элементами театрализации и т.д. Данные приёмы развивают коммуникативные навыки, эмоционально настраивает детей, что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Например:
- начало урока- это пожелание друг другу хорошего настроения. «Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получится...»
Занимательное, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.
Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах и в парах
Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
Пример:
Игровые и соревновательные формы
Так, как в младшем школьном возрасте игра остаётся ведущим видом деятельности, поэтому использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым.
Пример: урок математики идет устный счет, класс поделен на 3 команды. На доске нарисованы 3 горы, и дети восходят на вершину гор , но при этом решая примеры и чья команда выиграет, те быстрее доберутся до вершины и заберут небольшой приз в виде нарисованного кубка за 1,2 ,3 место. Проигравших нет.
Работа над загадками
Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа над загадками. (слова выступления)
Загадка – удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, пробуют составлять их сами. Загадки используем и для определения темы урока.
Пример:
Проектный метод обучения
“Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.
Пример:
Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Пример:
Физминутка» позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе.
На заключительном этапе урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Например: проведение математических диктантов во 2-4 классах и проверка результатов в парах и оценивание друг друга.
Стимулирование деятельности учащегося через благодарность, словесное поощрение, выставка лучших работ. (выставка тетрадей в конце урока)
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.
Эпиграф, использованный в начале урока, становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее значимой, поскольку включает учеников в обсуждение. Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли. Эпиграф служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной целью урока
Психологические минутки:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
- предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
Например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”, улыбнемся друг другу и другие
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например,
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
3) С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Начало урока с элементами театрализации.
Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.
Русский язык
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
***
Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняй-ке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
Математика
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Чтение
Бабушка – сказительница.
Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Музыкальное сопровождение. физкультминутки
Кроссворды, ребусы, игры, загадки.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).
1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)
5. “Не колючий светло - синий
По ветвям развешан ...”. (Иней)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
- Какие же явления вы записали в кроссворд?
- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
Эпиграф к уроку.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
Пословицы, поговорки.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства.
Формы и методы формирования учебной мотивации на уроках в начальной школе.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала и организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Какие же приёмы и методы создания мотивации существуют:
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.
Прием второй: создание проблемной ситуации
Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.
Третий прием: ролевой подход и деловая игра.
В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже мы взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечаем процесса обучения.
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.
Пятый прием: игры и конкурсы
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.
Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д. Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Что же дает высокая мотивация учения ребенку?
чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
повышение собственной значимости;
признание учителей и сверстников;
развитие творческих способностей;
гордость собой и своими успехами;
статус успешного человека.
А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Заключение
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика
Американский философ Г. Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». ВЫВОД: ОПИРАЙТЕСЬ НА ЖЕЛАНИЯ ВАШИХ УЧЕНИКОВ!
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».