СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на фестивале педагогических идей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на фестивале педагогических идей»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 города Рудня»

_________________________________________________________________

Межмуниципальный фестиваль педагогических идей «Открой себя»

Шахматы как средство развития логического мышления у младших школьников

Работу выполнил: Максименкова Л.А.,

учитель начальных классов МБОУ «РСШ № 1»











г. Рудня 2019 г.



Есть тихий спорта вид —
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».

Занятия шахматами как факультатив существуют в начальной школе с 1994 года. С 2015 года в нашей стране заработал экспериментальный проект «Шахматы в школе»: сначала только в Москве и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Позже сюда добавились и другие регионы.

Данный проект показал хорошие результаты, и было принято решение ввести уроки шахмат во всех образовательных учреждениях страны. Программы преподавания и учебники уже разработаны.

В Минпросвещения России считают, что школьная программа по шахматам несложная, освоить ее с помощью методического пособия сможет любой учитель начальных классов.

Министр просвещения Ольга Васильева еще в должности главы Минобрнауки России в 2017 году впервые заявила о необходимости сделать занятия по шахматам обязательными для учеников начальной школы.

«Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки» или «внеурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее, мы рассматриваем возможность появления в обновленных образовательных стандартах такой нормы», — сказала Ольга Васильева в ходе выступления на заседании Совета Федерации.

Кирсан Илюмжинов, в то время президент ФИДЕ (международной шахматной федерации), еще в 2016 году написал письмо Ольге Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и делают в образовательных учреждениях, которые участвуют в проекте «Шахматы в школе».

Именитый шахматист рассказывает о личном опыте: в бытность его главой Республики Калмыкии в школах и детских садах с 1996 года ввели обязательные занятия шахматами. После этого успеваемость учащихся повысилась на 40 % – и не только по математике или другим точным наукам. Целью «шахматного всеобуча» Илюмжинов называет не массовое воспитание гроссмейстеров, а повышение успеваемости по всем предметам. 

Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.

Я полностью согласна с экспертами, которые считают, что занятия шахматами развивают детей всесторонне, способствуют улучшению логических способностей, благодаря чему они начинают лучше учиться, больше запоминать, легче воспроизводить в памяти пройденное ранее. По моим наблюдениям, шахматы заметно корректируют поведение, самооценку у детей.

Самое главное, чему учится ребенок за шахматной доской, это анализировать обстановку и принимать правильные решения быстро. Это умение поможет детям не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Если появится особый интерес, родители смогут записать ребенка в шахматный клуб или секцию, где шахматы изучают более углубленно. Но даже если интереса не появится, свою развивающую задачу шахматная доска со стоящими на ней фигурами все равно выполнит.

Так нужны шахматы в школе или нет? Мнение родителей и учителей на этот счёт в стране разделились.

Одни считают, что нововведение хорошее. Не у каждого ребёнка есть возможность посещать кружки и секции, а на уроке его научат играть в шахматы. Другие считают, что объем домашних заданий и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, то детям в школе станет тяжело.

А за что дети будут в шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как и в любой игре – определяется выигрышем. А проигрыши влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться, а кто-то с шахматами совсем не сможет подружиться.

В общем, вопросов много…

В МБОУ «РСШ № 1» для обучающихся 1-4 классов в 2018-2019 учебном году в программу по физической культуре был введен модуль «Шахматы». Обучение проводится за счёт третьего урока физической культуры.

Цель модуля - развитие логического мышления младших школьников.

Задачи – познакомить обучающихся с правилами игры, научить их понимать шахматную логику.

Главное, на что направлено введение новой дисциплины, - выявить у ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж и важно. Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем лучше.

Учебные пособия для детей и методические разработки для педагогов предоставлены в большом количестве. Это программы Игоря Сухина и Всеволода Кострова, по которым дети успешно изучают шахматы без малого 30 лет; новые разработки Екатерины Прудниковой, Екатерины Волковой и Эльвиры Уманской (учебно-методический комплекс). Много учебных фильмов, презентаций по игре в шахматы.

Преподавание в нашей школе ведётся по учебнику Владимира Леонидовича Барского «Шахматная школа». (1 и 2-ой год обучения)

Учителя начальных классов активно обмениваются накопленным опытом, дают открытые уроки для коллег из других школ района.

В конце каждой четверти, как подведение итогов обучения, у нас проводятся шахматные турниры. Пишутся приглашения, украшается зал, загадываются загадки, читаются стихи о шахматах. Победителям вручаются грамоты, переходящий кубок.

Я впервые начала работу по обучению своих третьеклассников игре в шахматы в 2018-2019 учебном году. Сейчас дети учатся в 4 классе, второй год мы продолжаем обучение по данному модулю.

Ученики моего 4-а очень любят уроки физической культуры. Пятеро мальчиков и две девочки уже получили золотые и серебряные значки ГТО. Но особенно нравятся ребятам уроки игры в шахматы.

Пятница в нашем классе – день шахмат. На уроке дети просматривают видеоролики, работают с учебником, учатся разбирать определённые комбинации, записывать партии.

У каждой пары игроков есть комплект фигур. При разыгрывании партий хорошо играющие дети помогают тем, кто ещё слабо разбирается в шахматах.

С большим интересом ребята играют не только на уроке, но и на переменах.

К концу первого года обучения дети освоили шахматные термины, запомнили названия фигур, правила ходов, рокировки, научились записывать ход шахматной партии.

В течение второго года обучения ребята должны научиться видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте и т.п.

Пятеро обучающихся моего класса дополнительно посещают занятия в районном шахматном клубе «Белая ладья» и добиваются хороших результатов. В 2018-19 учебном году трое ребят стали победителями районных соревнований, где заняли все призовые места. Мальчики также принимали участие в шахматных турнирах в Смоленске и других городах нашей области. Об этом неоднократно писала районная газета «Руднянский голос».

Планомерные, регулярные занятия шахматами, практическая игра способствуют развитию у детей умения логически мыслить, принимать самостоятельные решения. Ребята стали более спокойными, целеустремлёнными. У них заметно повысилась успеваемость не только по математике, но и по окружающему миру (УМК «Гармония»). Заметно расширился кругозор, словарный запас многих учеников. Можно сказать, что дети моего класса и шахматы нашли друг друга.

А самое главное то, что интерес и любовь к игре в шахматы у ребят зародились именно на уроках физической культуры!

Исходя из этого, можно сделать вывод, что шахматы развивают логику и стратегическое мышление, учат детей целеустремленности, усидчивости и умению сконцентрироваться. 

С помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на доске, но и собственными эмоциями: сдерживать их, а не идти у сиюминутных чувств на поводу.

Но есть и определённые минусы. Современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной школе нужны подвижные игры.

Иногда при игре в шахматы в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии случаются регулярно, у некоторых детей наблюдается подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное поведение.

Чтобы компенсировать всё это, в нашей школе для младших школьников введены внеурочные занятия «В здоровом теле здоровый дух» и «Мой весёлый звонкий мяч» (1час в неделю). Раз в месяц проводятся спортивные мероприятия. На всех без исключения уроках обязательны физкультминутки.

Обучающиеся имеют возможность посещать сенсорную комнату для снятия психологической нагрузки, где в игровой форме с ними проводит занятия психолог школы.

На собрании в конце 3-го класса родители моих учеников говорили о том, что они очень довольны тем, что дети учатся играть в шахматы. Отмечалось, что в некоторых семьях теперь часто по вечерам играют с детьми в шахматы, что дети стали заметно усидчивее. Вопрос приобретения комплектов шахмат разрешился сам собой – это были подарки ко Дню рождения детей, Новому году.

Всё это на примере работы нашей школы наглядно доказывает, что обучению игре в шахматы в образовательных учреждениях быть!!!