Приложение № 2 к Приказу
МКУ «ЦМРО» № 79 от «14» сентября 2021 г.
Цикл заседаний предметных секций
педагогических работников образовательных организаций г. Улан – Удэ
Форма проведения – онлайн, на площадке ZOOM
Аудитория: заместители директоров по учебной и учебно-методической работе, руководители МО;
учителя-предметники
1. Пленум «Повышение качества образования - главный вектор при планировании и организации учебного процесса
в 2021-2022 учебном году»
Дата – 24.09.2021 г., время 13:00 - 13:50
12.30-13.00 | Регистрация участников |
1. Открытие пленума | |
13.00 – 13.10 | 1. Вступительное слово Митрофанова Татьяна Геннадьевна, председатель Комитета по образованию г. Улан – Удэ 2. Кожевников Михаил Юрьевич, президент АО «Управляющая компания «Просвещение» (Видеообращение к участникам августовских совещаний 2021) 3. Приветствие: Цыренова Марина Геннадьевна, канд.пед.наук, доцент, директор ИНО ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», председатель Общественного совета при МОиНРБ. |
2. Выступление спикеров | |
13.10 – 13.50 | 1. Давыдова Ирина Дашиевна, руководитель отдела развития и сопровождения образования МКУ «ЦМРО» г. Улан-Удэ «Создание условий для профессионального роста педагогических работников: об итогах деятельности ЦМРО и задачах на новый учебный год» 2. Бреславская Татьяна Сергеевна, начальник Отдела оценки качества образования ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», кандидат социологических наук «Оценка качества подготовки обучающихся: мониторинг достижений» 3. Сункуева Ирина Николаевна, руководитель ЦНППМ педагогических работников Республики Бурятия «О работе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» 4. Ванжилова Галина Васильевна, аналитик по проектной и инновационной деятельности МКУ «ЦМРО» г. Улан-Удэ «Формирование муниципальной системы наставничества в образовании г. Улан-Удэ» |
2. Общий план работы секций
1. «Обзор проблемного поля, целеполагание и постановка задач на 2021-2022 учебный год»
2. Трансляция успешного опыта представителей ОО по использованию механизмов/ инструментов повышения качества образования в
ОО по предметам каждого направления
1) Презентация опыта успешной организации методической работы в ОО/МО с педагогами, результаты которого демонстрируют
положительную динамику образовательных результатов обучающихся
2) Презентация положительного опыта организации работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к обучению и невысокие
образовательные результаты
3) Презентация успешного опыта организации работы с детьми, имеющими высокие образовательные результаты
(талантливые/одаренные дети)
4) Презентация системы работы педагога-мастера/профессионала, чьи обучающиеся показывают высокие результаты обучения в
урочной и внеурочной деятельности по одному из предметов направления секции конференции
5) Презентация опыта успешной реализации программы/курса внеурочной деятельности, направленной/го на повышение качества
образовательных результатов
6) Презентация опыта использования новых УМК/ методических материалов/ рабочих тетрадей/ образовательных платформ, или
интернет-ресурсов при организации учебного процесса по предметам направления секции
Обмен мнениями, принятие решений
Секция № 1. МПЦ: Начальная школа
Дата: 24.09.2021
Модератор: Семенюк Марина Валентиновна, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия № 33 г. Улан-Удэ»
Часть 1. Обзор проблемного поля, целеполагание и постановка задач на 2021-2022 учебный год
Время | Тема доклада | ФИО докладчика, учреждение |
13.50 – 13.55 | Приветствие. Семенюк Марина Валентиновна, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия № 33 г. Улан-Удэ» | |
13.55 – 14.10 | Организация образовательного процесса на этапе введения нового ФГОС НОО | Содномов Сомонбол Цыденович, БРИОП, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии детства |
14.10 – 14.25 | Обзор проблемного поля, целеполагание и постановка задач на 2021-2022 учебный год | Семенюк Марина Валентиновна, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия № 33 г. Улан-Удэ» Распопина Татьяна Александровна, аналитик МКУ «ЦМРО» |
14.25 – 14.40 Перерыв
Часть 2. Трансляция успешного опыта представителей ОО по использованию механизмов/ инструментов повышения качества
образования в ОО по предметам
Время | Тема доклада | ФИО докладчика, учреждение |
14.40 – 14.50 | Презентация опыта успешной организации методической работы в ОО/МО с педагогами, результаты которого демонстрируют положительную динамику образовательных результатов обучающихся | Цыренова Эльвира Александровна, руководитель МО «Начальные классы» МАОУ «Гимназия № 33 г. Улан-Удэ» |
14.50 – 15.00 | Презентация положительного опыта организации работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к обучению и невысокие образовательные результаты | Панаева Наталья Борисовна, заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 49 г. Улан-Удэ» |
15.00 – 15.10 | Система работы с одаренными детьми (из опыта работы МАОУ СОШ № 7. | Касторнова Елена Федоровна, заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 7 г. Улан-Удэ» |
15.10 – 15.20 | От планирования до анализа урочной и внеурочной деятельности в системе работы учителя-мастера | Новокщёнова Мария Александровна, учитель начальных классов МАОУ «МГЛ им. Д.Аюшеева г. Улан-Удэ» |
15.20 – 15.30 | качества образовательных результатов | Содбоева Светлана Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» |
15.30 – 15.40 | Использование образовательных возможностей цифровых образовательных платформ Яндекс. Учебник и информационно-ресурсная площадка лицея № 27 | Ханхатова Анна Юрьевна, заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 7 г. Улан-Удэ» |
15.40 – 16.00 | Обмен мнениями, принятие решений | |
Панаева Н.Б.
Тема выступления
(Слайд 1) «Презентация положительного опыта организации работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к обучению и невысокие образовательные результаты»
(Слайд 2) Актуальная проблема современной школы – снижение мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Выявление причин, способствующих снижению интереса к процессу учения среди обучающихся, определение и принятие конкретных мер, направленных на повышение мотивации среди учащихся, способствует решению проблемы неуспеваемости и повышению качества обучения.
Мотивация учения является основным условием успешного обучения, которая складывается из таких факторов, как личность педагога, система пoдачи информации, внимание учителя к деятельности каждого ученика, сoциальнoй значимoсти yчебнoгo пoведения.
Необходимо понимать, что для формирования и развития мотивации, учащихся нужно поставить в такие условия, при которых мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом их прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений.
Основная задача мотивации учения – это такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося.
Формирование учебной мотивации у обучающихся является одной из главных пpoблем сoвpеменной шкoлы. Ее актуальнoсть oбуслoвлена oбнoвлением сoдеpжания oбучения, пoстановкой задач фopмирoвания у шкoльников пpиемoв самoстоятельного пpиoбpетения знаний и pазвития активнoй жизненной пoзиции.
Организация учебной деятельности учащихся с низкой мотивацией к учению остается одной из основных методических проблем.
Сложная задача стоит перед учителем при наличии в классах учащихся с разным уровнем способностей. Тем не менее, ученики с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности присутствуют в каждом школьном классе.
Не удивительно, что учащиеся с низкой мoтивацией к учебной деятельности часто оказываются в числе отстающих, неуспевающих по предмету.
(Слайд 3) Но задача учителя – мастера, учителя – профессионала и состоит в том, чтобы максимально развить каждого обучающегося, независимо от его способностей, вывести максимально каждого ученика на более высокий интеллектуальный уровень.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
(Слайд 4) Главное, что должен получить ученик – это результат.
По определению толкового словаря, результат – это заключительное последствие определенных действий или событий, которое имеет качественный или количественный показатель. Почему мы бываем довольны или не довольны каким-то результатом? Что влияет на достижение результата?
Учитель практик должен чётко понимать, что для достижения положительного результата в oбучении необходимо:
- выявить возможные причины неуспеваемости учащихся;
- организовать контроль над работой слабoуспевающих учащихся;
- обучить детей навыкам самостоятельной работы;
- создавать ситуацию успеха для учащихся;
- привлекать детей к внеурочной деятельности по предмету;
- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся;
- индивидуализировать домашние задания, учитывая возможности и способности учащегося;
- регулярно проводить консультации и дополнительные занятия, чтобы не дoпустить отставания учащихся.
(Слайд 5)
По результатам исследования в топ-3 фактора, влияющих на качество образования, вошли организационная культура, а именно как учителя работают с учениками, как директор взаимодействует с учителями, квалификация и достаточность педагогического ресурса, а также вариативность образовательных программ и технологий, то есть профилизация, специализация, внеурочная деятельность, наличие интеллектуальной активности.
(Слайд 6) Наиболее мощным фактором, влияющим на успех, а успех по определению – это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, является мотивация. Можно выделить 5 лёгких способов мотивировать учеников:
- Поощряйте
(приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям)
Стремитесь к высокому качеству (установите высокие, но реалистичные планки для учеников. Обязательно озвучьте свои ожидания)
Заражайте учеников своим азартом (покажите свой энтузиазм и помогите ученикам проникнуться им)
Свяжите уроки с реальной жизнью (проектная деятельность, где тема должна быть простая и интересная для каждого ученика)
Отмечайте успехи и хвалите за достижения вне класса (ставьте достижимые, краткосрочные цели, делайте акцент на улучшении результата)
(Слайд 7)
С мотивацией всё понятно, но возникает вопрос Как учиться и учить? Ведущая роль должна отводиться методическому сопровождению
(разработка программ, элективных курсов, курсы повышения квалификации, самообразование, система семинаров, работа с молодыми педагогами, выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта)
(Слайд 8) Следующее эффективный шаг направленный на достижение высоких результатов - Активное использование проектных технологий и исследовательских технологий в образовательном процессе, где можно особое внимание уделить – Групповой проектной работе
(целенаправленно организованная система детских действий, направленная на получение результата, в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей)
(Слайд 9) Лэпбук как разновидность проектной деятельности:
Лэпбук (lapbook) – интерактивная папка для обучающихся на заданную тематику, которая выступает как универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, исследовательской и самостоятельной деятельности. Лэпбук дает возможность учителю построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Использование данной формы обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого обучающегося.
(Слайд 10)
Образовательное событие как педагогическая технология:
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный позволяет задать ученику новый масштаб в реализации им своей индивидуальной образовательной программы. Технология проектирования образовательных событий состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретической разработки проектных заданий и практического их исполнения.
(Слайд 11) Технология коллективно-творческого дела:
Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. Всегда оговаривается финиш (результат), что хотим получить.
(Слайд 12) Творческий проект
Творческий проект – это самостоятельная или коллективная работа учащихся, предусматривающая создание готового изделия или получение общественного полезного результата, и содержащая субъективную или объективную новизну. Творческий проект направлен на разработку конструкции и изготовление нового изделия в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к продукту. Создаваемое изделие должно отвечать потребностям человека и иметь спрос.
(Слайд 13) Роле-игровой проект
Роле-игровой проект – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
(Слайд 14) Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих.
4