СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов. Тема: "Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов. Тема: "Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования"»

Тема « Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования»

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей большого умственного и нервно- психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.

Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижений нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Следовательно, у человека, общества, государства возникает потребность в здоровьесберегающем образовании.

С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Здоровьесберегающие технологии делятся на следующие группы, в них используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы: (по материалам СМИРНОВА Никиты Константиновича – кандидата медицинских наук, доцента, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий, охраны и укрепления здоровья.)


1.Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров,


2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.


3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п. Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.


4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД.


5. Здоровьесберегающие образовательные технологии - главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе - технологии, которые основаны:

  1. на возрастных особенностях познавательной деятельности детей;

  2. на обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);

  3. на вариативности методов и форм обучения;

  4. на оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;

  5. на обучении в малых группах;

  6. на использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,

  7. на создании эмоционально благоприятной атмосферы,

  8. на формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”),

  9. на закреплении у учащихся знаний по вопросам здоровья.


Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности (охрана здоровья обучающихся включает в себя:оказание первичной медико-санитарной помощи, организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; прохождение обучающимися медицинских осмотров, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи).

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям

Существуют несколько основных вопросов, которые на сегодняшний день изучает учитель по здоровьесберегающим направлениям:

1.Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках

4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

5. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья детей.

Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?

В первую очередь в рамках ФГОС урок должен соответствовать гигиеническим условиям в соответствии с регламентациями СанПинНов.


1.В первую очередь в классе должна быть комфортная температура. В учебных помещениях, кабинетах – 18-24С , в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

2.Учебные помещения проветривают во время перемен, а рекреационные - во время учебных занятий. Продолжительность проветриваний напрямую зависит от температуры наружного воздуха.В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.


3.Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.


4.Подбор учебной мебели должен соответствовать росту обучающихся. При использовании стола и стула с меняющимися параметрами их следует подбирать индивидуально с учетом параметров обучающихся.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий . Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.


5.С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводят физкультминутки и гимнастику для глаз.


6. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физкультуры в процессе учебных занятий следует обеспечивать за счет:

- ежедневной гимнастики до начала занятий (8-10 минут), кроме тех дней, когда физкультура является первым уроком;

- физкультурных минут на каждом уроке длительностью 1-2 минуты (в первых классах - на 10 и 20 минуте, в 2-4 классах их проводят на 15 и 30 минутах урока);

- динамической паузы (не менее 40 минут) на воздухе для обучающихся 1-х классов;


7.На уроках, за исключением контрольных работ, необходимо чередовать различные виды учебной деятельности . Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах составляет 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги составляет не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.


8. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - не более 25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - не более 35 минут


9. Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся в I - IV классах составляет 1 урок.


10.Изображение на экране монитора должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один обучающийся. Одновременное наблюдение нескольких обучающихся за изображением на индивидуальном мониторе не должно превышать 5 минут.

11. Длительность непрерывного использования в учебном процессе средств информационно-коммуникационных технологий на уроке, представлена в таблице.

После использования средств информационно-коммуникационных технологий, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока с использованием средств ИКТ - физические упражнения для профилактики общего утомления




Клас

сы

Непрерывная длительность (мин.), не более


Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепе

редач

Просмотр динами

ческих изображе

ний на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображе

нием на индиви

дуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослуши

вание аудиозапи

си

Прослушива

ние аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15


12. Педагогу при проведении урока необходимо учитывать наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке- интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.


13. Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Первые признаки утомления могут проявляться в двигательном беспокойстве детей на 12 -14 мин. урока. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. С указанной целью можно использовать эмоциональные разрядки - разнообразные игровые ситуации, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистических приёмов можно отнести фольклор, юмор, крылатые слова. В общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка.


14.Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %.


15.Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать благоприятный психологический климат на уроке - доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности;

16.Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.


17.Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классе – 2ч..


18.Особенности окончания урока: желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  • учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

  • учитель мог прокомментировать задание на дом,

  • попрощаться со школьниками.


Учёт динамики работоспособности на уроке.

- При организации урока выделяют три основные части с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.


Часть урока



Время



Нагрузка



Деятельность


1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного


Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.

От того, как организован образовательный процесс, зависит многое. Если нагрузка и виды деятельности распределены рационально, то у детей достаточно длительное время сохраняется на высоком уровне умственная работоспособность.

В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, надо продумывать виды учебной деятельности на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Продумывать приёмы, позволяющие активизировать в процессе освоения новых знаний самих учащихся, нужно идти в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараясь прогнозировать возможные варианты развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Основные принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

  • учет возрастно-половых особенностей;

  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)

  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма

Здоровьесберегающие образовательные технологии


1.Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика,легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

2.Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры могут помочь:

  • подготовить руку к письму;

  • предотвратить появления писчего спазма;

  • развить внимание, терпение;

  • стимулировать фантазию;

  • научиться управлять своим телом;

  • активизировать работу мозга

Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)


3.Физкультминутки

Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физ.минуток включаются:

  • упражнения по формированию правильной осанки,

  • укреплению зрения,

  • укрепления мышц рук,

  • упражнения для ног,

  • релаксационные упражнения для мимики лица,

  • потягивание,

  • массаж области груди, лица, рук, ног,

  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения,

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем.

4.Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.


Работа по офтальмотренажеру

Это специальный прибор, подающий световые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются импульсивные цветовые вспышки. Применение офтальмотренажеров позволяет решить следующие коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объ­ектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на­право, сверху вниз).

• Развивать периферийное зрение, рас­ширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

• Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о располо­жении одного предмета относительно дру­гого.

• Развивать навыки зрительного анали­за: способность выделять зрительное сход­ство и различие в размере, форме и цвете предметов

5.Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

6. Игровая технология

Игровая технология. В практике широко используют нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляют мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

7.Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

8. Групповая работа и работа в паре.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

9. Интегрированные уроки (Окружающий мир+ труд или ИЗО; Окружающий мир+ чтение)

10.Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

11. Внеурочная деятельность

  1. День Здоровья

  2. Праздник «Папа, мама, я –

  3. спортивная семья!»

  4. Спортивные соревнования к 23 февраля, к 9 мая

  5. Спортивные секции, кружок гимнастики, танцевальный кружок

  6. Занятия по внеурочной деятельности «Растем здоровыми и сильными», «Планета Здоровья»

  7. Классные часы, беседы на тему ЗОЖ

  8. Экскурсии

12.Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

13.Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

По ФГОС НОО сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы.

Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.


10