СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  навыков составления описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного  преодолени я системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции»

Формирование навыков составления описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.





К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодолени я системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, - недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) строи речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Поскольку связная речь у детей данной категории находится в зачаточномсостоянии наввык ее формирования особенно актуален.

Целью нашего исследования была теоретически обосновать, подобрать и апробировать методику формирования навыка составления описательных рассказов для старших дошкольников с ОНР.

Мы поставили следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового педагогического опыта по проблеме исследования.

2. Изучить состояние описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

3. Разработать основные направления формирования навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.

4. Экспериментально проверить эффективность основных направлений формирования навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР.

5. Обобщить , систематизировать данные исследований, выработать рекомендации.

Мы предполагаем, что специальные занятия по развитию навыков формирования описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень сформированности связной монологической речи.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети с ОНР-III недостаточно отражают в связной речи причинно-следственные отношения между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Описательная речь выглядит как набор непоследовательных аграмматических фраз. Отмечаются нарушения согласования, пропуски или замены сложных предлогов, затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Описательные рассказы недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами.

Основываясь на результатах исследования, нами была подобрана и предложена коррекционная программа, включающая педагогические технологии развития связной речи В.П. Глухова и В.К. Воробьевой, также мы опирались на методику, предложенную Т.А.Ткаченко.

Формирование навыка составления описательных рассказов детей с ОНР в ДОУ осуществлялось как в процессе проведения игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях, что позволило выстроить последовательную систему комплексной коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие виды работы:

-подготовительные упражнения к описанию предметов;

-формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

- описание предметов по основным признакам;

- обучение развернутому описанию предмета;

- закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;

-подготовку к обучению сравнительному описанию предметов;

-обучение сравнительному описанию предметов.

Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующих направлениях:

- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм).

-формирование у детей практических навыков словоизменения;

-упражнения в правильном построении фраз;

-формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;

-активация и обогащение словарного запаса.

Исследования показали, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Это наглядность и моделирование плана высказывания.

Анализируя результаты проведенной работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Подводя итоги исследовательской работы отметим, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, были получены следующие результаты:



Описательная речь до эксперимента

Описательная речь после эксперимента

Высокий уровень

0%

Высокий уровень

35%

Средний уровень

35%

Средний уровень

55%

Ниже среднего

40%

Ниже среднего

5%

Низкий уровень

15%

Низкий уровень

0%