СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции»



Конспект урока русского языка по теме «Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте» в 3 Т классе.

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать как определять у личных местоимений лицо, число и род;

  • уметь определять лицо, число и род местоимений.

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

-проводить самооценку  своих действий, поступков ,  а также других людей   на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;                                                                                                          -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация, печатный материал, карточки.



I. Этап самоопределения к деятельности

-Добрый день, ребята. Меня зовут Эндже Василовна. И мы сегодня вместе проведем урок русского языка. Садитесь.

- Посмотрите пожалуйста на доску и скажите, что вы можете сказать об этой записи? (Я — буква в ряде кириллических алфавитов, 33-я буква русского алфавита.

Я – слово, с точки зрения русского языка, это личное местоимение, т. е. часть речи, относящееся к личным местоимениям.)

-Запишите, пожалуйста в рабочих ваших листках букву я и элементы букв, как записано на доске.

- Молодцы.

II. Актуализация знаний и мотивация

-А сейчас посмотрите на доску пожалуйста, и найдите там лишнее слово.

- Что объединяет слова, которые остались? (это личные местоимения) Поднимите руки, для кого не знакома эта тема.

- Сегодня знания о теме личные местоимения нам с вами пригодятся в ходе урока.

- А сейчас проверим ваши знания с помощью игры «Домик».

Я хочу представить вашему вниманию репродукции произведений и прослушать с помощью составленного к этим фотографиям аудиогида. Вы когда будете прослушивать аудиогид должны будете не просто слушать, а выполнить задание.

У вас в рабочих листах есть такая же таблица. Найдите её. Вы, внимательно прослушав текст, будете заселять личные местоимения в свои домики. Будьте внимательными.

После завершения работы, проверку осуществит ваш сосед по парте. В нижней части задания есть надпись «Оценка задания», если работа выполнена правильно ставим плюсик, если нет «минус».

Возьмите ручки, приготовьтесь.

Понятно вам задание. Тогда приступаем.



Легенда таинственного опустевшего средневекового города.

Автор: Файзерахманова Э.В.

А Вы знаете, что тот город, который сегодня мы все называем Казань, находился раньше в другом месте? Многие уверены, что она стоит на этом месте уже более тысячи лет и даже не предполагают, что настоящая история города началась не здесь.

Ты не слышал такую историю? Тогда я расскажу тебе об этом.

Недалеко от столицы нашей республики в Высокогорском районе находится таинственный опустевший средневековый город, о котором говорят татарские легенды.

Предания говорят о том, что после разрушения столицы Волжской Булгарии города Булгара, ханом Золотой орды Аксак Тимером местные жители успели увезти из города и укрыть в лесах сыновей правителя Габдуллы. Враг, порушив город и пограбив окрестности ушёл, но восстанавливать прежнее место жители не решились. Братья решили ставить новую столицу.

Оно носит сейчас название Иске-Казанский музей-заповедник.

Он очаровывает нас своей красотой, живописными местами и величием. Именно они занимают особое место в истории не только Высокогорского района, но и в истории всего татарского народа.



- Завершаем.

Обменяйтесь работами. Проверим, какие личные местоимения вы выписали. Если все выполнено правильно, ставим плюсики, где указано «Оценка задания» в пустой клеточке.

Обратно отдали соседу его работу. Поднимите руку, у кого все получилось все правильно. Молодцы. Спасибо.

- На самом деле в этом тексте прозвучали все известные личные местоимения.

III. Постановка учебной задачи

Скажите пожалуйста, что мы повторили, выполняя это задание. (Местоимения – это часть речи, указывающая на предметы, но не называя их.)

И так мы вспомнили с вами о личных местоимениях

- И так, как вы считаете, что мы будем делать на уроке?

-Какие задачи поставим перед собой? Чему научимся на уроке? (научимся употреблять личные местоимения в тексте)

- А для чего нам нужны местоимения? (местоимения делают нашу речь красивее, обогащают ее)

- Хорошо, спасибо.

А знаете ли вы, что….

- местоимений в русском языке около 70, по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов)

- местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов речи, в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают.



-А чему мы учимся на уроках русского языка? (На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать, говорить, а ещё читать и слушать друг друга.)

— Вот и получается, что на уроках русского языка мы должны научиться, прежде всего, владеть грамотной речью. А это очень непросто!

Ведь недаром говорят:

Грамота – второй язык.

Вот и сегодня, как и во всех остальных уроках русского языка, мы будем учиться грамотно писать и говорить, используя наши знания и приобретая новые.

Как говорится, "Курочка по зернышку клюет...". Это значит, что каждое дело помалу делается. Сегодня чуть-чуть, завтра чуть-чуть.

-Ребята, ответьте мне на вопрос пожалуйста. Кто из вас слушал внимательно и услышал. О каком историческом месте говорилось в тексте?

- Молодцы, внимательных было много. Отлично.

IV. Открытие нового знания

Может быть, и вы мне сегодня расскажете об этом месте.

- Скажите мне, а ещё где можно услышать аудиогид? (в интернете, музее)

Мы иногда пользуемся услугой аудиогида, когда не живой человек нам рассказывает, экскурсию водит, а можно взять с собой это устройство. В музеях так и называется аудиогид, идешь, включаешь голосовое сопровождение, ходишь и рассматриваешь экспонаты.

-Ребята, а вы когда-нибудь голосовые сообщения отправляли? (отлично)

-Данный навык сегодня вам понадобится, потому что я приготовила вам именно такое задание. Мы с вами, используя наши знания о личных местоимениях составим текст, проговорим их на диктофон и послушаем нашу речь.

- Ну что, приступим к нашим заданиям.

- Ребята, я предлагаю вам воспользоваться теми же средствами, которыми я пользовалась при составлении своего аудиогида.

Это фотография и текст, который мы вместе составим с вами. Фотографию мы возьмем вот такую. Она у вас лежит на столе. Можете посмотреть.

Узнал ли кто-нибудь это место?

Да, это фотография Иске- Казанского музея заповедника.

Первое задание будет следующим.

Вам нужно будет разделиться на группы. Ребята первого ряда вы будете первой группой, второго ряда – второй группой, третьего ряда – третьей группой. Те, кто сидит за первой партой, вы можете развернуться сидящим позади. То же самое делают вторая и третья группы. Можете боком стульчики поставить, чтобы вам было удобно.

Сейчас определите пожалуйста, по одному человеку, делегируйте мне (выберите представителя), который возьмет первое задание.

Жду представителя от команды. Тянем.

Итак, задание следующее, работаем вместе.



Задание для первой группы



Новый город был выстроен на высокой горе, у подножья которой текла быстрая река. Назвали его Казан, в честь утонувшего в реке казана. И стал он новой столицей царства.



Задание для второй группы



К северу от села Камаева течет река Казанка. Она очень извилистая и быстрая. Берега её покрыты густыми зарослями.

На вершине горы – руины, остатки каменной кладки. Это все, что осталось от древнего города.

Задание для третьей группы



Легенды говорят, что по татарскому обычаю, за водой ходили девушки. По несколько раз в день им приходилось спускаться к реке, а затем с полным кувшином подниматься в гору. Они постоянно ругали татарского хана за то, что он выстроил город в таком неудобном для девушек месте.

И, наконец, упросили его перенести город на место, где теперь находится современная Казань.

Столица Казан переехала на другое место, а то, что осталось от бывшей столицы, стало называться Иске-Казан (Старая Казань).





Ребята, на выполнение задания вам дается 2 минуты. Итак, время вышло. Определите, кто сейчас будет первым спикером, который проговорит первое предложение, которое вы составили на диктофон. Договоритесь в группе, выходите. Кто смелый?

Встаньте в том порядке, в котором у вас пронумеровано задание.

У кого первое задание? Отлично.

Ребята, напомните мне, какой должна быть речь того, кто говорит текст для аудиозаписи? (ясная, выразительная, достаточно громкая, четкая, понятная, внятная)

-Совершенно верно. И так, позвольте мне, я начну. Можно?

-Пока идет запись в студии, у нас тишина.

-Начали. Отлично.

-Ребята, я благодарю вас за смелость за то, что вы решили взять на себя ответственность в выполнении первого задания. Занимайте свои места. Спасибо.

- Скажите пожалуйста, какие слова мы заменили местоимениями в тексте? (отвечают по группам)

- К какой части речи они относятся? (к именам существительным)

-Для чего мы использовали для замены местоимения? (чтобы не было повторений в тексте)

-Какой вывод можно сделать исходя из этого задания? (местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов речи, в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают)

V. Первичное закрепление во внешней речи

Физкультминутка.

Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, предлагаю вам отдохнуть.

Встали. Ребята, оглянитесь по сторонам. На стенах висят изображения.

Вы сейчас подойдите к той фотографии, который вам больше нравится.

Там изображены исторические экспонаты музея Иске-Казанского заповедника. Вам нужно взять фотографию, прочитать на оборотной стороне об этом артефакте, посовещаться в группе и ответить на вопрос, каким местоимением можно их заменить, рассказать о морфологических признаках (то есть назвать род, лицо и число) этого местоимения

И выберите того, кто ответит.

-Молодцы!

-Что мы узнали с помощью этого задания? (вспомнили о морфологических признаках местоимения)

-Садимся на места.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Приступаем к следующему занятию.

-Ребята, на ваших рабочих листах найдите задание под номером 4.

Вам нужно прочитать текст. Во втором предложении найти местоимение и сделать морфологический разбор. На это задание вам дается 2 минуты.

Задание делаем индивидуально, проверим по эталону с доски и оценим ваши знания.



Музей-заповедник очень дорог всем жителям края. Он является хранилищем бесценных сокровищ родной истории.



VII. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме.

-Какая цель стояла перед нами на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? (делают выводы)

Давайте оценим вашу работу на уроке. (Учитель слушает высказывания детей и благодарит их за хорошую работу. Акцентируя внимание на «изюминках» урока.

Дети в рабочих листах считают свои баллы и выставляют себе за урок отметку по количеству заработанных баллов.)

VIII. Домашнее задание.

Инструктаж о домашнем задании.

Задача: обеспечение понимания учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Осмысление домашнего задания.Дети внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают вопросы.