СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Краеведение как основа воспитания патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Краеведение как основа воспитания патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Краеведение как основа воспитания патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


учитель начальных классов

МИНГАЛЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА


Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Краеведение как основа воспитания патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время»


Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина Великой России,

укоренённого в её истории, вере и культуре.

Митрополит Калужский и Боровский Климент.


Введение

Актуальность проекта состоит в том, что кризисные явления последних десятилетий в нашем обществе не только заметно понизили уровень мотивации обучения в средней школе, но и спровоцировали потерю нравственных ориентиров у подрастающего поколения. Низкий материальный статус российской интеллигенции и повсеместная пропаганда обогащения любой ценой заметно умалили престиж школьного образования и изменили прежние жизненные приоритеты. Философия потребления и преклонение перед западными стандартами, проникшие во все сферы общественной жизни, в итоге нанесли удар по престижу государства, что совсем не способствовало воспитанию у детей любви и уважения к своей Родине. Стремительное падение уровня общей культуры и нравственности, неуважение к прошлому России и русскому языку требуют срочных эффективных мер по преодолению этих негативных тенденций и возрождению духовного единства народа.

Авторы концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков и В.А.Тишков, цитируя Президента Российской Федерации, подчёркивают, что духовное единство народа – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров и уважение к культурным и историческим ценностям своего народа. Вот почему новые образовательные стандарты предполагают выработку у будущих граждан России общей системы нравственных ориентиров, которые станут базой для укрепления единства страны, её экономического, социального и духовного развития. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Поэтому новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и социализации личности являются базовые национальные ценности, одной из которых следует считать патриотизм. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет патриотизм как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество и малую родину, где гражданин родился и рос. Поэтому первым шагом к воспитанию патриотизма может стать историческое краеведение в начальной школе. Великий педагог К.Д.Ушинский писал, что «поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». А академик Д.С.Лихачёв отмечал, что чувство Родины надо заботливо взращивать. Он же писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».

Краеведение можно сравнить с множеством небольших речек и ручейков, питающих большое озеро, именуемое у каждого народа патриотизмом. Чувство родины не наследуется новым поколением. Оно формируется укладом жизни людей. Поэтому воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда дети ощущают себя «творцами истории», приносит ценнейшие плоды.

В России, в силу её богатой истории, нет ни единого уголка, который не оставил бы следа в истории государства или героическими событиями, или деятельностью, или творчеством своих знаменитых граждан.

На тот момент не было разработано ни принципиальных положений по организации внеурочной деятельности школьников, ни методики краеведения в начальной школе, ни основополагающих принципов воспитания патриотизма на основе краеведения, ни учебных программ по данной теме.

Поэтому в основу проекта легли противоречия между:

-переходом школы на апробацию ФГОС нового поколения и отсутствием необходимой методической литературы;

- мощным педагогическим и социальным потенциалом изучения краеведения и бессистемностью в организации обучения;

- возможностью получения знаний о родном крае, имеющих воспитательное значение, и низкой мотивацией обучающихся на получение этих знаний;

- разнообразием краеведческого материала и недостаточным информированием о нём учащихся;

- необходимостью владения большим объёмом информации и отсутствием централизованных источников её получения;

- многогранностью необходимых навыков для обработки материалов по краеведению и недостаточностью исследовательского опыта у младших школьников.

Определение способов разрешения изложенных противоречий и составляет проблему настоящего исследования. Для этого определены цель, участники, вид, новизна, объект, предмет и гипотеза исследования.

Цель проекта: создание модели для осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся и разработка программы по краеведению в начальной школе.

Участники проекта: обучающиеся моего класса, их родители, специалисты.

Вид проекта: практико-ориентированный долгосрочный моноаспектный внутренний, поскольку он ориентирован на интересы самих участников проекта, рассчитан на 4 года, посвящён только одной теме и реализуется в пределах образовательного пространства одной школы.

Новизна проекта заключается в том, что в связи с переходом на новые ФГОС и отсутствием методической литературы возникла необходимость в самостоятельном определении эффективных путей патриотического воспитания.

Объект исследования: краеведение как основа воспитания патриотизма в начальной школе.

Предмет исследования: изучение краеведения через исследовательскую и проектную деятельность учащихся и влияние полученных знаний на процесс воспитания патриотизма.

Гипотеза: предполагаю, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит:

- повысить уровень образования и патриотического воспитания;

- развить учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);

- повысить коммуникативный потенциал обучающихся;

- развить навыки поиска информации;

- организовать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая родителей и привлечённых к реализации проекта лиц;

- создать комфортные условия обучения и воспитания;

- активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

- понизить нервную и учебную нагрузку на детей.

Цель, предмет, гипотеза определили следующие задачи:

- изучить и проанализировать нормативные и методические документы, изучить имеющиеся пути решения проблемы  в педагогической теории и практике;

- познакомиться с существующим опытом применения метода проектов, направленного на повышение познавательной активности учащихся при изучении родного края;

- адаптировать имеющийся опыт патриотического воспитания на основе краеведения к условиям начальной школы;

- разработать и реализовать собственные учебные проекты, предназначенные для патриотического воспитания младших школьников на основе краеведения;

- создать и применить на практике методику оценки результатов проектной деятельности младших школьников и определить их место в общей системе оценки достижения каждого ученика.

Продукт: модель осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся и программа по краеведению «Моя малая родина» в начальной школе.

Методы исследования

Эмпирические: педагогический эксперимент – формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, педагогический мониторинг, планы, оформление результатов,

Теоретические: сравнение, обобщение, классификация, систематизация (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех частей), моделирование (целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможность варьирования средствами для корректировки результата), выдвижение гипотезы, синтез, анализ.

Социологические: опросы, анкетирование, беседы, дискуссии.

Планируемые образовательные результаты

Обучающиеся:

- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;

- умеют аргументировать собственную точку зрения в дискуссии;

- умеют выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

- освоили интеллектуальную и практическую деятельность в данном направлении;

- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;

- умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;

- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.

Долгосрочный ожидаемый результат: развитая личность, положительно

мотивированная, проживающая ситуации своего обучения, вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный интерес. Личность, вовлечённая в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты.


Практическая значимость ожидаемого результата: при работе с проектами, при исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий должно сформироваться новое мышление школьника. Оно будет отличаться четкостью, структурностью, стремлением к оптимизации деятельности и будет направленно на активизацию познавательного интереса к миру, его историческому развитию, формируя в конечном итоге высоконравственную, ответственную, творческую, инициативную, компетентную личность. Включение учителей и других участников проекта в единую систему организации проектной деятельности способствует профессиональному росту и повышению уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность при изучении детьми родного края даст возможность любому педагогу достичь планируемого результата.

Критерии оценки результативности проекта:

- степень самостоятельности, активности;

- инициатива, коммуникативность;

- точность, своевременность выполнения;

- композиция, полнота, убедительность;

- культура речи, аргументы, умение работать в группе;

- умение работать с разными источниками информации;

- позитивная динамика образовательного и воспитательного потенциала школьников;

- рост интереса учащихся к изучению истории своего края;

- личные достижения учащихся («Портфолио» ученика).


Апробация проекта

Приступая к реализации проекта, я разработала анкеты для учащихся и их родителей с целью выяснить уровень знаний учеников 1 класса о своей стране, родном крае, а также степень участия родителей в формировании этих знаний, провела диагностику уровня воспитанности (патриотизма) младших школьников по минимальной диагностической программе (по М.И.Шиловой) и диагностику уровня школьной мотивации учащихся (по Н.Г.Лускановой).


Анкета для учащихся.

1. Как называется страна, где ты живёшь?

2. Назови столицу нашей Родины.

3. Кто такой «патриот»?

4. Что значит любить свою Родину?

5. Что такое «малая родина»?

6. Назови достопримечательности нашего города.


Анкета для родителей.

1. Ходите ли вы с ребёнком в музеи?

2. Обмениваетесь ли вы с ребёнком впечатлениями после посещения музея?

3. Что больше предпочитает ваш ребёнок: сходить в кинотеатр, в музей, остаться дома у телевизора или компьютера?

4. Нужно ли вообще посещать музеи и достопримечательности нашего города, если есть телевидение или книги?

Было опрошено 20 детей и 20 взрослых.

В результате обработки данных материалов получились следующие результаты:

1. Только 50% детей смогли ответить на вопрос, как называется наша страна. (Ответы: Москва, Калуга, Таруса – 20%, не знаю – 30%).

2. Столицей нашей Родины назвали Москву – 30%, Санкт-Петербург – 20%, Калугу – 10%, затруднились ответить – 40%.

3. Кто такой «патриот», дети не знают. (20% мальчиков ответили, что это автомобиль).

4. На вопрос «Что значит любить свою Родину?» затруднились ответить 60% учащихся.

5. Что такое «малая родина», дети не знают.

6. Из достопримечательностей учащиеся называли фонтан, речку, храм, магазины.

Ответы родителей:

1. Редко - 20%, нет времени – 80%, ходим в музеи в других городах – 30%.

2. Обмениваются с детьми впечатлениями, в основном, ограничиваясь вопросами типа «понравилось - не понравилось» или что больше всего понравилось – 40%.

3. Дети отдают предпочтению телевизору и компьютеру, кино, цирку (когда приезжает).

4. На четвёртый вопрос родители ответили так: 50% - нужно, но нет времени, 20% затруднились ответить, 30% - не обязательно: подрастут, будет желание – сами сходят.

Анализ уровней проявления воспитанности (патриотизма) учащихся 1 класса по минимальной диагностической программе (автор М.И.Шилова), включающей позиции «Любовь к родной природе», «Гордость за свою страну», «Служение своему Отечеству», «Забота о своей школе» показал, что из максимально возможных трёх баллов класс набрал менее одного.

Диагностика уровня школьной мотивации (автор Н.Г.Лусканова) показала, что в классе преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Тогда я поставила себе промежуточную цель – повысить интерес учащихся к родному краю через повышение уровня школьной мотивации средствами исследовательской деятельности.

План – график реализации проекта

Подготовительный этап: с сентября 2020 г. по декабрь 2020 г.

1. Изучение теоретических основ проблемы.

2. Диагностика, анкетирование.

3. Поиск путей решения проблемы:

а) организация музейно-экскурсионной деятельности;

б) проведение классных часов, которые способствуют:

-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения

- более глубокому знакомству с историей своей семьи

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к истории родного края;

в) приобщение к системе культурных ценностей через библиотеки, театры, музеи;

г) знакомство со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков.

4. Создание основ модели проекта.

На данном этапе возникла необходимость в разработке программы по краеведению и формированию нравственности, гражданского самосознания и патриотизма.

Основной этап: с января 2021 г. по декабрь 2023 г.

1. Апробирование модели.

2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов.

3. Корректировка дальнейшей работы.

4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.

5. Привлечение родителей к поисковой и исследовательской работе.

В период апробации проекта открылась такая не предвиденная мною ранее форма обучения как использование краеведения в межпредметных связях: включение краеведческих материалов в изучение окружающего мира, в уроки русского языка, литературного чтения, а также изобразительного искусства и технологии. Как выяснилось, эта форма обучения взаимно дополняет содержание уроков и прочнее закрепляет знания, полученные на них. Также стало ясно, что родительская помощь младшим школьникам в осуществлении проектов не только необходима, но и значительно улучшает взаимопонимание в семьях, создаёт общие интересы, является источником самообразования родителей и стимулирует их уважительный интерес к истории нашего края. Также определились риски и благоприятные факторы, влияющие на реализацию проекта.

К рискам можно отнести:

-низкую мотивацию участников проекта;

-неуверенность перед неизведанным;

-заниженную самооценку участников проекта;

-отсутствие централизованных мест получения необходимой информации;

-отсутствие необходимой информации в пешей доступности;

-проблемы, связанные с поездками детей за пределы города;

-занятость родителей на работе и низкая их активность;

-привлечение специалистов и свидетелей событий;

-неблагоприятные погодные условия;

-переписка с хранителями информации.

К благоприятным факторам я отношу:

-богатый музейный и культурный потенциал нашего города;

-высокий культурный уровень родителей моего класса (среди них - писатель, священник, художник, библиотекарь);

-наличие двух крупных действующих православных храмов и воскресной школы;

-наличие в городе неравнодушных людей, увлечённых краеведением;

-частые культурные мероприятия, проводимые в городе и окрестностях;

-богатые традиции проведения народных праздников;

-постоянное или временное проживание в нашем городе ныне здравствующих деятелей культуры.

Заключительный этап: с января 2024 г. по май 2024 г.

1. Анализ результатов

2. Оценка эффективности модели

3. Обобщение и распространение новаторского опыта:

- выступления на школьных и районных методических объединениях;

-выкладка материала на Интернет– портале «ProШколу.ru».


Практическая реализация проекта

На подготовительном этапе была разработана программа по краеведению «Моя малая родина» и определены темы краеведческого материала для включения в материалы уроков по русскому языку, литературному чтению, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии по классам.

На протяжении всего периода обучения в урочное и неурочное время проводились экскурсии по музеям и достопримечательностям города с привлечением родителей и специалистов, неоднократные встречи с писателями С.Е.Михеенковым, И.Ф. Гунченковым, классные часы соответствующей тематики, сотрудничество с районной детской библиотекой.

Были разработаны и реализованы индивидуальные, парные и коллективные проекты, проведены исследовательские работы. В рамках реализации проекта проводились конкурсы чтецов, рисунков, фотографий, литературные гостиные, инсценировки.

В конце 4 класса я снова провела ту же анкету, которую давала в 1 классе. Было опрошено 20 детей и 20 взрослых.

В результате обработки анкет получились следующие результаты:

1. Все дети смогли ответить, как называется наша страна.

2. Столицей нашей Родины назвали Москву все опрошенные.

3. Кто такой патриот знают 90 % опрошенных, 10% затруднились ответить.

4. На вопрос «Что значит любить свою Родину?» было много правильных и разнообразных ответов.

5. Что такое «малая родина», учащиеся знают чётко.

6. Из достопримечательностей учащиеся называли все музеи и памятники города.

Ответы родителей:

1. Ходим периодически, иногда с классом - 65%, редко – 10%, не ходим, потому что нет времени – 25%.

2. Обмениваются с детьми впечатлениями - 100%.

3. Дети отдают предпочтению телевизору и компьютеру, но на второе место ставят культурные мероприятия.

4. На четвёртый вопрос родители ответили так: нужно – 100%.


Результаты анкетирования показывают, что к 4 классу дети и их родители проявляют более высокий интерес к истории родного края. Дети в полной мере осознают себя гражданами России и собственную причастность к её истории.













Результаты диагностики уровня проявления воспитанности (патриотизма) учащихся по минимальной диагностической программе

за весь период обучения

(по М.И.Шиловой)



Результаты уровня школьной мотивации учащихся

за весь период обучения

(по Н.Г. Лускановой)



Анализ эффективности использования краеведческого материала позволяет сделать вывод, что у школьников заметно повышаются уровни воспитанности и мотивации. Большинство учащихся утверждают, что на уроках, где есть краеведческий материал, им значительнее интереснее, а материал усваивается легче.