СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Анализ результатов инновационного проекта «Формирование функциональной грамотности: учитель-ученик-семья»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Анализ результатов инновационного проекта «Формирование функциональной грамотности: учитель-ученик-семья»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Анализ результатов инновационного проекта «Формирование функциональной грамотности: учитель-ученик-семья»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 города Димитровграда Ульяновской области»


Абдуллина Алфия Назыфовна,

учитель русского языка и литературы


Выступление на конференции «Анализ результатов инновационного проекта «Формирование функциональной грамотности: учитель-ученик-семья»

Пункт программы

Содержание

1.

Тема инновационного проекта

Формирование функциональной грамотности: учитель –ученик- семья.


2.

Актуальность темы


Проблема функциональной грамотности учащихся - одна из главных в современной школе, поэтому она связана с комплексом задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопроизводительному труду.

Одним из основных направлений повышения качества образования является обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля над его качеством. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет задачу управления качеством образования как приоритетную.

По результатам исследований более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся.

В указе Президента России от 7 мая 2018 года Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Целью Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. также является обеспечение качества образования, которое должно характеризоваться: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое?

Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности.

Исходя из выше сказанного, формирование функциональной грамотности учащихся одна из приоритетных задач школы и семьи.

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы формирования функциональной грамотности учащихся.

В рамках реализации ФГОС необходимо находить оптимальные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений. ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.

Анализируя результаты ВПР в 4 классе за несколько лет и диагностические работы, устное собеседование в 9 классе, оказалось, что самыми сложными оказались задания, где ученик должен сформулировать собственный жизненный опыт письменными и устными высказываниями. Даже отличникам сложно давались именно эти задания.

Поэтому важно, чтобы ВПР, ОГЭ воспринимались положительно всеми участниками образовательного процесса, как важная необходимость всего процесса обучения.

Обучению функциональной грамотности в школе не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы. При этом учителя, стараясь привить функциональную грамотность школьникам, используют задания для ее оценки — и это большая проблема. И сегодня как никогда важно «развести» в понимании учителей диагностику и формирование функциональной грамотности. 

Проблемы кроются в функциональной грамотности самих учителей.

Другая проблема состоит в том, что учителя продолжают давать знания в привычном формате, и все коммуникационные навыки дети вынуждены формировать во внеурочное время.

Так же, к сожалению, родители становятся пассивными участниками в образовательной деятельности детей. Необходимо, чтобы родители и школа становились активно сотрудничали в формировании личности, способной к успешной социализации.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся является актуальной задачей педагогов и родителей в настоящее время. 


3.

Идея инновационного проекта

Реализация проекта обеспечит создание образовательной среды, способствующей формированию у учащихся функциональной грамотности в результате продуктивной совместной деятельности семьи и школы, теоретическое и практическое обоснование эффективности процесса формирования компонентов функциональной грамотности и процедуры ее оценки.

5.

Объект инновационного проекта

Инновационная деятельность по развитию функциональной грамотности

6.

Предмет инновационного проекта

Содержание, технологии и организационно-педагогические условия по формированию функциональной грамотности учащихся школы

7.

Цель инновационного проекта

Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию у учащихся функциональной грамотности в результате продуктивной совместной деятельности семьи и школы.

8.

Задачи

Обоснование содержания и процедуры отслеживания функциональной грамотности обучающихся.

Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся и оценки ее уровня.

Мотивация педагогического, ученического и родительского коллективов к достижению высокого качества образования и новой формы его оценки.

Создание нормативно-правовой базы.

Повышение профессионализма и компетентности всех участников педагогического процесса.

Разработка системы показателей функциональной грамотности на разных этапах образования (начальная и основная школы).

Моделирование процедуры проведения метапредметного компьютерного тестирования.

Обеспечение технического сопровождения к новой форме метапредметного тестирования обучающихся.

Разработка документации по контролю за формированием функциональной грамотности.

Прогнозирование развития образовательного учреждения: SWOD-анализ, проблемно-ориентированный анализ и публичный отчет;

Обобщение полученных результатов и тиражирование опыта.


9.

Гипотеза

Инновационная образовательная среда, будет способствовать формированию у учащихся функциональной грамотности.


10.



Диагностический инструментарий

Теоретический анализ, синтез и обобщение;

Эмпирические методы научного исследования включенное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опросы, ранжирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов, изучение практического опыта, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента);

Методы статистической обработки результатов исследования.

11.

Критерии оценки ожидаемых результатов

В результате:

- повысится уровень функциональной грамотности учащихся, что положительно скажется на конкурентоспособности учащихся школы.

- реализуется личностно-профессиональный рост педагогов

- повысится образовательная компетентность родителей

- увеличатся показатели родительской активности в образовательном процессе от 21 до 75%,

- существенно изменится позиция некоторых семей по отношению к школе,


Реализация проекта даст возможность:

- повысить качество образования (Успешность - 100%, качество – 60 %)

- продуктивно организовать сотрудничество педагогов и родителей.

- повысить эффективность образовательного процесса.


Отличительной чертой проекта является его направленность на открытое свободное взаимодействие с родителями, предусматривающее выполнение принятых обязательств. Такая стратегия является важным фактором развития педагогической системы школы. Предполагается усилить открытость школы для семейного контроля, повысить ответственность педагогов, детей и родителей за качество школьного образования.


12.

Сроки инновационного проекта

Проект реализуется в течение 2020-2025 гг.


13.

Этапы инновационного проекта

Проект состоит из трех этапов.

Первый этап - организационно-подготовительный (2020-2021 учебный год)

Второй этап, основной – практический (2021-2024).

Третий этап, заключительный (2024-2025).

14.

Прогноз возможных негативных последствий

Работа созданию образовательной среды по формированию функциональной грамотности потребует большой разъяснительной работы с родителями и обучающимися на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Так как знакомство с системой оценивания, индивидуальными дневниками, согласование индивидуальных образовательных траекторий детей, определение содержания мониторинга - все это не совсем традиционно для нашей школы.

15.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий.

Организация и проведение родительского лектория «Учимся вместе».

Участие родителей в обучающих семинарах, диагностических работах.

Организация сетевого взаимодействия по данному направлению работы

Повышение квалификации педагогов


16.

Состав участников инновационного проекта

Директор школы

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса

Руководители ШМО

Учителя начальных классов, учителя предметники

Педагог-психолог

Социальный педагог

Родители

Учащиеся


17.

Функциональные обязанности

Директор школы: общее руководство проектом.

Заместитель директора по НМР: разработка программы эксперимента, обучение коллектива, систематизация теоретических аспектов проблемы в методической литературе отбор педагогического и мониторингового инструментария, обоснование критериев и уровней сформированности функциональной грамотности, подбор материалов для тестирования, подготовку оборудования, выявление условий, составление модели процесса, обоснование технологий его реализации.

Заместитель директора по УВР: создание системы педагогического мониторинга качества образования, способствующего повышению управляемости и мобильности развития образовательной системы.

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса: апробация технологии технического сопровождения метапредметного компьютерного тестирования.

Руководители ШМО: определение содержания и методики метапредметного тестирования, разработка методических материалов

Учителя начальных классов, учителя предметники: проведение первичных срезов, проведение диагностических работ, разработка методических материалов, выявление проблем, которые требуют немедленного реагирования, ведение индивидуальных дневников учащихся.

Педагог-психолог: формирование базы данных обучающихся, изучение образовательных потребностей учащихся и родителей, психолого-педагогическое просвещение родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.

Социальный педагог: формирование базы данных обучающихся.

Родители: участие в диагностических работах, родительских лекториях, обучающих семинарах.

Учащиеся: участие в диагностических работах.


18.

База инновационного проекта

Школа оснащена необходимым оборудованием: персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет, проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран.


19.

Научно-методическая обеспеченность инновационного проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Программа повышения квалификации ОУ


20.

Форма представления результатов инновационного проекта для массовой практики

Сборник диагностических материалов

Методические рекомендации по организации работы на уроках по формированию функциональной грамотности

Методические рекомендации по работе с родителями по формированию функциональной грамотности.




















Уважаемые коллеги! Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.