Проблема функциональной грамотности учащихся - одна из главных в современной школе, поэтому она связана с комплексом задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопроизводительному труду. Одним из основных направлений повышения качества образования является обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля над его качеством. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет задачу управления качеством образования как приоритетную. По результатам исследований более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся. В указе Президента России от 7 мая 2018 года Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Целью Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. также является обеспечение качества образования, которое должно характеризоваться: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое? Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности. Исходя из выше сказанного, формирование функциональной грамотности учащихся одна из приоритетных задач школы и семьи. В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы формирования функциональной грамотности учащихся. В рамках реализации ФГОС необходимо находить оптимальные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений. ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности. ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность. Анализируя результаты ВПР в 4 классе за несколько лет и диагностические работы, устное собеседование в 9 классе, оказалось, что самыми сложными оказались задания, где ученик должен сформулировать собственный жизненный опыт письменными и устными высказываниями. Даже отличникам сложно давались именно эти задания. Поэтому важно, чтобы ВПР, ОГЭ воспринимались положительно всеми участниками образовательного процесса, как важная необходимость всего процесса обучения. Обучению функциональной грамотности в школе не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы. При этом учителя, стараясь привить функциональную грамотность школьникам, используют задания для ее оценки — и это большая проблема. И сегодня как никогда важно «развести» в понимании учителей диагностику и формирование функциональной грамотности. Проблемы кроются в функциональной грамотности самих учителей. Другая проблема состоит в том, что учителя продолжают давать знания в привычном формате, и все коммуникационные навыки дети вынуждены формировать во внеурочное время. Так же, к сожалению, родители становятся пассивными участниками в образовательной деятельности детей. Необходимо, чтобы родители и школа становились активно сотрудничали в формировании личности, способной к успешной социализации. Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся является актуальной задачей педагогов и родителей в настоящее время. |