Областное государственное казенное учреждение дополнительного образования «Ульяновская спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва»
Иванов Максим Юрьевич,
тренер-преподаватель
Выступление на конференции «Бадминтон как средство физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».
Основными задачами образовательной деятельности в области физического развития являются:
- укрепление здоровья детей;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- обогащение двигательного опыта детей;
- развитие психофизических качеств, координации, ориентировки в пространстве, равновесия;
- формирование представлений о разных видах спорта.
Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще не совершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата; формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы. Укреплять все группы мышц, способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным нагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением, содействовать развитию нервной системы и органов чувств. Формирование физической культуры личности начинается с раннего детства. Но систематичность этот процесс приобретает на уровне дошкольного общего образования. Именно этот период наиболее благоприятен для становления двигательных умений высшего порядка, позволяющих применять знания, умения при организации собственной физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Игровые виды спорта для детей дошкольного возраста не только полезны для физического здоровья, но и оказывают положительное влияние на их эмоциональное и социальное развитие. Участие в командных играх помогает детям понять значения сотрудничества и справедливости. Благодаря этому они учатся работать в команде и учитывать интересы других детей.
Спорт также способствует улучшению когнитивных функций детей дошкольного возраста. Постоянное движение и физическая активность способствуют улучшению кровоснабжения головного мозга и укреплению нейронных связей. В результате, дети становятся более внимательными, улучшается память и повышается уровень концентрации.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста и состояния здоровья обучающихся, индивидуальных предпочтений ребенка. В них используются лишь элементы техники спортивных игр, доступные и полезные для детей дошкольного возраста. На основе разученных элементов, могут быть организованы игры по упрощенным правилам. А также спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «сетка» и т.д.
Остановимся на формировании представлений о спортивной игре в бадминтон и положительном влиянии игры на развитие детей дошкольного возраста. В области физической культуры бадминтон стал использоваться как новый, развивающийся вид спорта.
Бадминтон – спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. В бадминтоне используются такие основные движения, как бег, прыжки, метание. Это один из многих видов спорта, который в лучшей мере развивает координацию, ориентировку в пространстве. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной почвой для развития остальных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость и т.д.). Игра имеет ряд преимуществ – бадминтон доступен, увлекателен, несложен в усвоении на начальном этапе.
Детям старшего дошкольного возраста доступны отдельные его элементы, упражнения и игры с ракеткой и воланом. Для детей 6-7 лет уже характерна более осознанная и разнообразная двигательная активность. По мере того, как они овладевают двигательными навыками и умениями, у них формируется интерес к спортивным играм и упражнениям. Усваивая новые навыки и закрепляя старые, они начинают их активно использовать в своей самостоятельной деятельности. Помимо пользы для здоровья бадминтон способствует развитию аналитического, логического мышления и интуиции. Не зря бадминтон называют «шахматами с ракеткой». Ведь волан нужно не только отбить, но и предугадать действия соперника, продумать такую траекторию полета, при которой он (соперник) не сможет попасть по нему ракеткой.
Дети с ограниченными возможностями здоровья часто ослаблены, физически невыносливы. Такие дети испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности. Такие занятия для детей с ОВЗ являются одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития. Занятия физкультурой заключаются в том, что педагогические воздействия направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья и носят коррекционно - развивающую направленность. Дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений. Наибольшие затруднения у детей с ОВЗ вызывают выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, функции равновесия. А также страдает техника выполнения основных движений.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку и формирование двигательных навыков, что ведет к снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети, у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики детей с тяжелыми нарушениями речи. Нарушение речевой деятельности оказывает непосредственное влияние на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы, развитие всех психических процессов.
Одним из уникальных свойств бадминтона называют его способность восстанавливать зрение при близорукости. Так же врачи офтальмологи рекомендуют его для профилактики возникновения и прогрессирования миопии. Во время игры тренируются глазные мышцы, так как приходиться постоянно следить за траекторией полета волана (волан летает ближе, дальше). Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходятся в игре на долю зрительного анализатора как в области центрального, так и в области периферического зрения. В играх при ударах, бросках возникают восприятия, свойственные прицельным видам: например, попадание в цель. Наряду с этим ведется наблюдение за соперниками, партнерами, их местоположением, собственными передвижениями, которые воспринимаются чаще всего периферическим зрением. По статистике у большей части детей, регулярно занимающихся бадминтоном, удается предотвратить развитие и возникновение близорукости.
Одним из факторов риска является гиподинамия и снижение гемодинамики (совокупность процессов движения крови в сердечно сосудистой системе). В процессе игры улучшается гемодинамика (движения головой и шеей заменяют собой массаж). Есть в бадминтоне движение, когда надо резко поднять руку вверх, вытянуться, при этом расширяются межреберные промежутки, это глубокий вдох, который в норме при пассивном дыхании не осуществляется, соответственно происходит глубокая вентиляция легких. Занятия бадминтоном тонизируют все группы мышц, что весьма необходимо, во время активного роста человека, развития строения тела. Игра дает хорошую физическую нагрузку, так важную для здоровья и хорошей работоспособности. В игре ребёнок должен максимально проявить свою ловкость, сноровку, выносливость, гибкость ума, тактическое мышление. Развивает бадминтон быстроту движений, точность зрительного восприятия, пространственное представление о своем теле, требует тонкой ориентации в пространстве. Для игры в бадминтон характерно сочетание таких показателей быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела в пространстве. Предпосылками для развития ловкости в игре являются координационные сочетания разнообразных движений. От детей требуются быстрота и точность выполнения движений, равновесие, координация во время изменяющихся условий выполнения тех или иных действий. В игре совершенствуются и чувство мышечных усилий, и «чувство пространства», и «чувство времени».
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности в обучении, поведении, общении, овладении навыками регуляции. Большим потенциалом в обучении и развитии таких дошкольников имеет кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Благодаря кинезиологическим упражнениям, у дошкольников повышается умственная работоспособность, совершенствуются интеллектуальные процессы, дети начинают лучше контролировать свои эмоции. Игру в бадминтон можно рассматривать как эффективное кинезиологическое средство по нескольким причинам.
Ø В игре в бадминтон ребенок учится различным двигательным движениям. И, чем они выше по своему уровню и разнообразию, тем успешнее ребенок будет решать новые двигательные задачи.
Ø Интеллектуальное начало бадминтона обусловлено тем, что играя, ребенок с помощью руки реализует точно задуманные удары.
Ø В бадминтоне кисть и пальцы совершают множество микродвижений, которые являются сложным видом деятельности, поскольку требуют большей координации со стороны ЦНС, чем обычные силовые движения всей руки.
Ø В игре происходит постоянное переключение игрока с интеллектуальной деятельности на физическую.
Таким образом, игра в бадминтон представляется эффективным кинезиологическим средством в развитии и обучении дошкольников, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальное начало бадминтона обусловлено тем, что это игра рукой, чья роль в умственном развитии ребенка огромна.
Начинать обучение в бадминтон необходимо с самого главного – хвата ракетки. Хват ракетки имеет очень большое значение в игре. От его правильности зависят возможности игрока. Правильный хват позволяет выполнять любые удары (сверху, снизу, справа и слева) и, что самое главное, делать их точно (посылать волан в нужном направлении). При выполнении любых ударов хват ракетки всегда остается одинаковым и никогда не меняется. Все изменения положения плоскости головки ракетки выполняются за счет движения кисти. Все упражнения выполняются сначала правой рукой, а затем левой. На начальном этапе обучения бадминтону правильность хвата проверяется постоянно, при выполнении любых упражнений с ракеткой, перед каждым началом выполнения упражнения и после каждой потери волана. Это надо делать до тех пор, пока правильный хват не станет привычкой.
В заключении можно сказать, что развитие мотивационной сферы детей при игре в бадминтон позитивно отражается на уровне технической, физической подготовленности, самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Рефлексивная собственная деятельность способствует повышению уровня интереса, ответственности, инициативы, волевых качеств детей. Игра в бадминтон снимает нервное напряжение, помогает свободному выражению эмоций.
Приложение 1 «Подготовительные упражнения и игры в бадминтоне»----------------- страница 5
Список литературы:
1. Смирнов Ю.Н. Бадминтон: учебное пособие для институтов физической культуры / Ю.Н. Смирнов. – М.: 1989.
2. Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие / А. Галицкий, О.Мар-ков. – М.: ФиС, 1987.
3. https://studopedia.ru/23_48_etap--igraem-s-raketkoy--podgotovitelnie-uprazhneniya-dlya-igri-v-badminton.html
4. https://rodnaya-tropinka.ru/kak-igrat-v-badminton-s-detmi-igry-i-uprazhneniya-dlya-malyshej/?ysclid=lqfj1923y1439715221