Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Королева Альфия Камильевна,
воспитатель
Выступление на конференции «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Сенсорные занятия и игры развивают у детей восприятие, формируют представления о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сначала ребенок узнает все, что его окружает дома. Потом все, что окружает ребенка в детском саду. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для полноценного развития, вырабатывает у ребенка наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность осваивать новые способы предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей раннего и младшего возраста играет то, что много времени отводиться дидактической игре, так как ребенок познает все в этом мире, через игры. Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки, такие – как: особенности восприятия, ощущения и представления, что составляет область сенсорного развития. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо различают предметы. Все это говорит о том, что необходимо создать благоприятные условия для развития сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В этом заключается особая актуальность проблемы сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Цель: сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста через дидактические игры.
Задачи: - научить различать основные цвета; - познакомить детей с величиной и формой предметов; - сформировать навыки самостоятельной деятельности; - повысить самооценку детей, их уверенность в себе; - развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность; - сплотить детский коллектив; - развивать мелкую моторику рук; - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание; - логическое мышление; - зрительное и слуховое восприятие; - память; - активизировать речь детей. Актуальность. Обучение сенсорным играм всегда было и остается важным и нужным для полноценного воспитания детей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представления о сенсорных эталонах, они активизируют психические процессы, вызывают у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом: улучшением мыслительной и развитию умственной деятельности. Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким.
Именно сенсорное воспитание, уровень развития ощущения и восприятия предметов являются важной предпосылкой для успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Считается, что эта тема является наиболее актуальной в наше время, так как она позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работая с детьми раннего и младшего возраста, педагоги всегда были заинтересованы в использование дидактических игр в разных видах деятельности. Успешно использовали дидактические игры как форму обучения, как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания для всестороннего развития личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания, а так же многолетний опыт работы педагогов, мы пришли к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.
Работая над этой темой, мы смогли убедиться в том, что сенсорный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми знаниями во взрослой жизни. Посредствам дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, навыками. У детей формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучение, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Возможность обучать маленьких детей посредствам активной, содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Работая с детьми раннего и младшего возраста необходимо хорошо знать и учитывать их возрастные способности. Поэтому организация дидактических игр для детей 2-4 лет имеет свои особенности. Ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Из – за этого у ребенка возникают определенные трудности: так как внимание малыша все еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивого внимания, усиленной мыслительной деятельности. Поэтому мы исследовали различное использование разных методических приемов и способов организации дидактических игр, которые помогли бы преодолеть эти трудности. Для развития сенсорного восприятия мы также проводили работу с родителями.
Мы предложили родителям пройти анкетирование в группах раннего и младшего возраста на тему: «Выявления знаний родителей о сенсорном развитии детей дошкольного возраста». Мы выявили, что не все родители понимают насколько важно сенсорное развитие детей. Поэтому мы решили провести с родителями в начале года родительское собрание на тему: "Путешествие в страну Сенсорику".
На родительском собрании воспитатели и родители решили действовать совместно для развития сенсорного воспитания детей. Прогнозируемый результат: для детей: научились различать основные цвета; - познакомились с размерами и формой предметов; - формируются навыки самостоятельной деятельности; - у детей повысилась самооценка и уверенность в себе; - развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность; - сплоченный детский коллектив. - развита мелкая моторика рук; - улучшаются движения рук, развиваются умственные процессы: - произвольное внимание; 7 - логическое мышление; - зрительное и слуховое восприятие; - память; - активизируется речь детей. Для взрослых: родители и воспитатели решили совместно участвовать в развитии сенсорных способностей посредствам дидактических игр для детей 2-4 лет. Родители проявили интерес к развитию сенсорных способностей детей. Это подняло уровень сенсорного развития: они научились создавать дома все условия для дидактических игр и правильно их выбирать.
Воспитатели детских учреждений могут развивать сенсорику детей на занятиях и в их самостоятельной деятельности. Условия применения разработанных дидактических игр: Разработанные дидактические игры раннего и младшего возраста должны проводиться на занятиях, а также в свободной самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры проводятся вместе с воспитателем. Дети и воспитатель вместе садятся за стол. Затем воспитатель в игровой форме рассказывает детям, что конкретно нужно сделать в той или иной игре. В процессе игр, можно активно использовать похвалу, эмоциональную поддержку каждого из детей. В процессе приобретения и усвоения новых знаний и умений, дети начинают активнее включаться в игры. Игры направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выразить свои чувства, переживания через игровую деятельность.