Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Макарова Евгения Владимировна
Выступление на конференции «Описание результатов исследования «Воспитательный потенциал традиций загородного лагеря»
Исторически сложилось, что общество, в котором сохранялись и соблюдались традиции, было более сильным. Духовное богатство народа напрямую зависело от многообразия чтимых им традиций. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых обязательно.
Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, можно взять в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». Обряды и обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Бережно передаваемые традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Феномен традиций в разных сферах жизни человека неоднократно исследовали. Этой теме были посвящены работы Л.В. Даниловой, Ю.А. Левада, А.Г. Спиркина, И.В. Суханова и другие. Традиции рассматривались в том числе с точки зрения педагогической науки. Во многих образовательных учреждениях со временем появляются свои традиции, делающие учреждение уникальным. При этом, это явление присуще не каждой школе, дворцу творчества или отдельному коллективу.
На наш взгляд, загородный детский лагерь – это то учреждение, в жизни которого традиции имеют очень весомое значение, ведь они «проходят красной нитью» через жизнедеятельность воспитанников и воспитателей, сопровождают практически каждый миг маленькой жизни, называемой «сменой».
О воспитании в детском лагере в разное время писали А.Г. Мурашова, С.В. Попова, С.А. Шмаков и другие. Однако нам не удалось найти исследований о традициях как воспитательном средстве в условиях загородного лагеря, как они воздействуют на временный детский коллектив и в чем выражается это воздействие.
В связи с этим, мы определили тему нашего исследования как «Воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря».
Ведущая проблема исследования заключается в выявлении воспитательного потенциала традиций загородного лагеря и уровня принятия их детьми.
Объект исследования: воспитательные средства загородного детского лагеря.
Предмет исследования: традиции лагеря как средство воспитания и атрибут лагерной жизни.
Цель исследования: выявить и обосновать воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря как средства воспитания подростков.
Задачи исследования:
Провести анализ научной литературы по теме исследования и сформулировать его теоретические основания;
Проанализировать виды и формы проявления традиций в лагере (на примере ОГБУДО ДООЦ «Юность»);
Сформулировать и раскрыть сущность понятия «воспитательный потенциал» применительно к традициям лагеря;
Охарактеризовать особенности воспитательного влияния традиций на подростков.
Теоретическую базу исследования составили три группы источников:
работы, описывающие значимость явления традиции в жизни и истории человека (А.Б. Гофман, Л.В. Данилова, Ю.А. Левада А.Г. Спиркин и др.);
работы, посвященные личности человека, особенностям её формирования в детском возрасте и воспитания (Л.И. Божович, А.С.Макаренко и др.);
работы, посвященные изучению загородного детского лагеря как особого института воспитания (В.А. Гугнин, А.Г. Мурашова, Л.Н. Николаева, С.В. Попова, С.А. Шмаков и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, методы математической обработки информации;
эмпирические: изучение опыта работы, наблюдение, различные виды опроса (беседы, анкетирование).
База проведения исследования:
ОГБУДО ДООЦ «Юность»
В работе были использованы в качестве основных диагностических методов:
Метод анкетирования;
Методика проведения огонька;
Метод экспертных оценок
Включенное наблюдение.
В главе представлена характеристика детей, условно разделенных по принципу принадлежности к детскому объединению или УДОД, которые в течении года приезжают на смены в ОГБУДО ДООЦ «Юность».
Также представлен анализ проведенного анкетирования среди участников 1-7 зимних смен в ОГБУДО ДООЦ «Юность», достигших возраста 14 лет.
Исходя из результатов анкетирования и включенного наблюдения, можно сделать вывод, что сила воспитательного влияния традиций загородного лагеря на подростка зависит от того, является ли он участником детского объединения, воспитанником клуба и т.д. Дети, не вовлеченные в систему дополнительного образования или детское движение, отличаются меньшей восприимчивостью к этому влиянию и чувствительностью к происходящему вокруг них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа была посвящена воспитательному потенциалу традиций загородного детского лагеря. Основной проблемой исследования был поиск проявлений воспитательного потенциала традиций загородного лагеря и принятия их детьми.
Целью нашего исследования было: выявить и обосновать воспитательный потенциал традиций загородного детского лагеря как средства воспитания подростков.
Нами были поставлены следующие задачи:
Провести анализ научной литературы по теме исследования и сформулировать его теоретические основания;
Проанализировать виды и формы проявления традиций в лагере (на примере ОГБУДО ДООЦ «Юность»);
Сформулировать и раскрыть сущность понятия «воспитательный потенциал» применительно к традициям лагеря;
Охарактеризовать особенности воспитательного влияния традиций на подростков.
Для решения первой задачи мы проанализировали такие понятия как «воспитательный потенциал», «воспитательный потенциал лагеря», «потенциал», «традиция», «межвозрастное общение», а также, изучили опыт колонии им. Горького, коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ОГБУДО ДООЦ «Юность».
Для решения второй задачи мы собрали информацию о традициях, существующих в ОГБУДО ДООЦ «Юность», и систематизировали их по формам и направленности (Приложение 1).
Исходя из полученных данных, мы сформулировали следующее рабочее определение основного понятия нашего исследования, тем самым, решив третью задачу:
Воспитательный потенциал традиций детского лагеря – это возможность расширения позитивного социокультурного опыта подростков (овладения определенными социально-значимыми знаниями, умениями и навыками; освоения норм совместной жизнедеятельности; развития организаторских, творческих, коммуникативных способностей) в силу погружения в особую социоприродную среду, эмоционально окрашенную систему ценностных отношений со сверстниками и взрослыми.
В рамках практического исследования, основываясь на собственных наблюдениях, мы разработали опрос для подростков, с целью изучения непосредственно их представления и мнения по интересующему нас вопросу.
Проведенный опрос показал, что 94% детей замечают и осознают воспитательное влияние традиций на себя и своих сверстников. Таким образом, мы смогли решить четвертую задачу, охарактеризовав воспитательное влияние традиций загородного детского лагеря.
В результате разговора со старшим воспитателем ОГБУДО ДООЦ «Юность», подтвердилось предположение о том, что традиции загородного лагеря обладают определенным воспитательным потенциалом и положительно влияют на подростков.
Проанализировав теоретическую и эмпирическую составляющие нашего исследования, удалось установить, на что направлено воспитательное воздействие традиций, существующих в детских лагерях.
В качестве результатов воспитательного воздействия традиций на подростка мы выделили следующие:
Формирование у подростка собственного взгляд на жизнь;
Воспитание доброго и уважительного отношения к окружающим людям;
Положительное влияние на дисциплину в коллективе;
Воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости;
Развитие творческого потенциала ребенка;
Воспитание чуткости;
Воспитание моральных и нравственных качеств подростка;
Формирование духовных ценностей;
Воспитание в подростках коллективизма.
Эти результаты, в совокупности и по-отдельности, должны определять, насколько успешным является воспитательный процесс в условиях загородного лагеря.
Полученные в ходе исследования данные и итоги имеют следующее значение в педагогической практике: они являются доказательством того, почему вожатым и воспитателям детских лагерей не следует оставлять без внимания традиции места, в котором они находятся и работают. Подобное пренебрежительное отношение к воспитательным средствам лагеря негативно скажется на успешности воспитательного процесса.