СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Организация педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре с учётом индивидуальных особенностей подростков»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Организация педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре с учётом индивидуальных особенностей подростков»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Организация педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре с учётом индивидуальных особенностей подростков»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Морозова Елена Николаевна,

воспитатель


Выступление на конференции «Организация педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре с учётом индивидуальных особенностей подростков»


Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростковоюношеском возрасте и отличаются своей спецификой. Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации. Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности. Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития. Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:  Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)  Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;  Планирование  Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.  Выбор оптимальных форм, методов и приемов психологопедагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.  Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;  Контроль, коррекция воспитательных воздействий. Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:  на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;  осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;  систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна. Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы: 1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание. 2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников. 3. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников. 4. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности: o Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации). o Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки. o Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста. o Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности. o Развитие форм, средств и способов общения. o Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте. o Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения. Основные принципы индивидуальной воспитательной работы: 1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. 2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными. 3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам 4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные каче ства. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность. 5. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него. 6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач. 7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника. 8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости; 9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка. 10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий. Методы и формы индивидуальной воспитательной работы. Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств. Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим направлениям: 1. Изучение личного дела. 2. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях). 3. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности. 4. Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком. 5. Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психологопедагогическом консилиуме. 6. Учет нарушений поведения. 7. Немедленное реагирование на нарушения поведения. 8. Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка. 9. Использование экрана самоорганизации. 10. Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия. 11. Шефская работа: работа в парах. 12. Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа). 13. Моделирование проблемных ситуаций. 14. Использование критики. 15. Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга. 16. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия). 17. Воспитание успехом. Индивидуальная работа с воспитанниками в ГБУ СО СРЦ «Возвращение». В нашем социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних ведётся коррекционно-развивающая работа с использованием технологий дифференциации и индивидуализации педагогического процесса. С детьми, поступающими в СРЦН, ведётся следующая индивидуальная работа: 1. Сразу при поступлении ребёнка проводится комплексная диагностика. На основании данных исходной диагностики составляется индивидуальная программа реабилитации на каждого ребёнка, которая утверждается на заседании консилиума. 2. Каждый месяц проводится текущий мониторинг и анализ выполнения индивидуальной программы, на основании промежуточной диагностики даются рекомендации к продлению и корректировке программы; вносятся изменения и дополнения в программу, которые утверждаются на промежуточных консилиумах каждые 3 месяца. 3. При завершении программы реабилитации и выбытии ребёнка проводится итоговая диагностика, и даются рекомендации к дальнейшей работе уже вне учреждения. 4. Вся коррекционно-реабилитационная работа отражена в карте индивидуальной реабилитации воспитанника, которая заводится на каждого ребёнка при поступлении. В индивидуальную карту заносятся результаты диагностик всех специалистов (исходных, промежуточных, итоговых), программы реабилитации несовершеннолетнего и их реализация, итоги коррекционной работы и рекомендации по дальнейшей реабилитации. В индивидуальной карте результаты диагностик воспитателя и, составленная воспитателем, индивидуальная программа педагогической реабилитации заносятся в психолого-педагогический блок листов диагностики и индивидуальной программы социальной реабилитации, утверждённой на консилиуме. В карте индивидуальной реабилитации каждого воспитанника обязательно имеется карта педагогической реабилитации, где отражена работа воспитателей с воспитанником по подпрограммам комплексной программы «Возвращение». В карту педагогической реабилитации вносится дата проведения, название и форма проведения занятия каждого воспитателя. Также в карте индивидуальной реабилитации каждого воспитанника воспитателем с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и проведённой индивидуальной работы с ним заполняются: - листы анализа педагогической реабилитации с текущим мониторингом (каждый месяц и 1 раз в три месяца с рекомендациями к консилиуму), - листы учёта проведения кружковой работы, - листы учёта проведения досуговых мероприятий. Индивидуальная работа с воспитанниками отражена в ежедневных календарных планах воспитателей. В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников. Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей. В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация  по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)  по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д. Содержательная основа уровневой дифференциации – н а л и ч и е нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант). Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности. На индивидуальных занятиях с более сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней. Индивидуальный подход к детям с расстройством эмоциональноволевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии; начать применять специальное обучение и психологопедагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению. Результаты диагностик специалистов и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями. Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития:  адаптация содержания - очищение материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;  оптимальность темпа;  ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);  преобладание игровой деятельности (обучение в игре). Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурногигиенических навыков, самообслуживания, соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения). В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:  при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,  постоянный контроль,  отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,  смена видов деятельности,  для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),  предоставление возможности выплеска энергии,  п о х в а л а п р и ф о р м и р о в а н и и н о р м п о в е д е н и я . С д е т ь м и с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом. С агрессивными детьми педагог может проводить игры  на приемлемый выход агрессии, негативных эмоций «Мешочек крика», « Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,  игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка, релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, п р о с л у ш и в а н и е к о л ы б е л ь н ы х п е с е н п е р е д с н о м . С д е т ь м и с нарушениями здоровья: с заболеваниями опорнодвигательной системы проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;  с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);  детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания;  детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе. Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.