Хамидуллина ГузельФидарисовна
Выступление на конференции «Особенности обучения английскому языку в учреждении дополнительного образования»
При изучении иностранного языка очень важна непрерывность и преемственность. Но современная школа дает возможность изучать английский язва не только в рамках урочной деятельности в первую половину дня, но и посещать занятия в системе дополнительного образования.
Программа «интеррост» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному назначению –учебно-познавательной и социокультурной; по форме организации –групповой; по времени реализации –одногодичной.
Программа «Интеррост» предназначена для детей 12-14 лет, а также для тех,кто интересуется предметом, и одаренных детей,и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по английскому языку.
Содержание программы нацелено на формирование интереса к углубленному изучению английского языка, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям двух культур.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. В наше время, когда общество становится открытым и активно развиваются международные связи, у значительной части населения возникает практический интерес к овладению иностранным языком, в первую очередь английским. Всё большее признание приобретают идеи многоязычия, вариативного и непрерывного образования и возникающие с этим формы обучения языку в новых условиях. Всё это обуславливает необходимость создания учебных пособий, которые обеспечили бы эффективное обучение иностранному языку.
Настоящая программа представляет курс, предназначенный для изучения страноведческого материала об англоговорящих странах. В качестве основы предусматривается базовый уровень владения английским языком, приобретённый ранее.
Полученные знания дети могут применять при работе над проектом, при подготовке к олимпиаде, для сдачи ГИА и ЕГЭ. Интенсивная методика наиболее близко подходит к решению стоящих перед учащимисяпроблем и может предложить жизнеспособную и гибкую систему обучения, адекватную современным потребностям общества.
Цели и задачи:
Основными целями являются:
1. Активное использование речевых клише и грамматических конструкцийдля обучения устным формам общения на базе 1000 лексических единиц с выходом на диалогические и монологические высказывания;
2. На основе страноведческого материала обучение чтению текстов публицистического и научно-популярного характера с целью извлечения информации на уровне как частичного, так и полного понимания текста;
3. Обучение письменной речи (в практически необходимых
пределах).
Главной целью в содержательном плане является сообщение учащимся знаний о культуре, истории Великобритании и других англоговорящих стран;их географическое положение, его влияние на образжизни и менталитет народа; знакомство с системой образования в Великобритании и США, политическим строем англоговорящих стран.
Содержание материала подаётся как на тематическом уровне, так и на проблемном уровне. Все циклы имеют единую структуру. В конце каждого цикла дан раздел «Preparationfortesting», который содержит материал для контроля, самоконтроля, взаимоконтроля по различным аспектам иноязычнойкультуры.
Даётся не только аутентичный (подлинный) материал по всем видам речевой деятельности, но и в достаточно полном объёме представлены упражнения, необходимые для его усвоения. Упражнения расположены в последовательности, способствующей успешному усвоению материала.
Содержание решаемых в курсе задач можно объединить в несколько групп:
I. Познавательная:
1. В материал включены самые разнообразные сведения о
странах изучаемого языка: географическое положение, его влияние на образ жизни и формирование некоторых черт национального характера, вклад в мировую культуру, т.д. Сравнивания зарубежных сверстников и себя, чужую страну и свою, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию взаимного понимания, доброго отношения. Сравнение способствует формированию у обучаемыхсобственного мнения, активной жизненной
позиции, стимулирует стремление постоянно углублять объём знаний. Таким образом, познавательный аспект способствует созданию мотивации.
2. Другой задачей учебного аспекта является не только получение знаний, но и систематизация, обобщение и дальнейшее закрепление материала.
3. Основной задачей второго года обучения является знакомствоучащихся с организацией и функционированием современного бизнеса.
4. Данная программа направлена на развитие способностей, обучающихся использовать английский язык, как средство образования и самообразования в области делового английского языка, а так же на удовлетворение современных познавательных интересов обучаемых в деловом общении и на повышение уровня практического владения иностранным языком.
Чтение.
В области чтения ставится задача совершенствования трёх видов чтения: чтение с пониманием основного содержания текста, чтение с полным пониманием текста, чтение с выборочным извлечением нужной или интересующей информации.
Учащиеся продолжают учиться читать различные типы текстов: художественные, научно-популярные, публицистические (газетные, журнальные статьи), функциональные (карты, таблицы, планы, т.д.). Продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя. Через чтение вслух совершенствуется техника чтения и произносительная сторона речи, с другой стороны, коммуникативная функция: учащиеся ставятся в ситуации, когда они должны прочитать известный им текст другим, чтобы ознакомить с неизвестным содержанием или найти предложение из текста для аргументации своей точки зрения. Продолжается работа по совершенствованию и развитию умений как на уровне значения, так и на уровне смысла.
В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений.
Аудирование.
На данном году обучения ведётся работа над:
а) аудированием с полным пониманием воспринимаемого на слух;
б) аудирование с пониманием основной информации;
в) аудирование с целью извлечения нужной или интересующей информации.
Говорение.
Задача состоит в совершенствовании умений говорить как в диалогической, так и в монологической форме, при этом систематизируя и повторяя лексические и грамматические средства. В плане совершенствованиядиалогической формы речи ведётся работа над всеми видами диалога. Перед учащимися ставится цель научиться решать коммуникативные задачи, необходимые для ведения следующих диалогов:
1. Диалог-расспрос:
Запрашивать и сообщать фактическую информацию (что? кто?куда? когда? с кем? т.д.), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; Целенаправленного расспрашивать, т.е. «брать интервью»;
2. Диалог-побуждение к действию:
Обратиться с просьбой и выразить готовность, отказ её выполнить; Дать совет и принять/ не принять его; Пригласить к действию/ взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нём участие; Сделать предложение и выразить согласие/ несогласие с ним.
3. Диалог-обмен мнениями:
Умение выразить точку зрения и согласиться/ не согласиться с ней; Умение высказать одобрение/ неодобрение;Умение выразить сомнение; Умение выразить эмоциональную оценку (радость, огорчение, желание, нежелание).
Монологическая речь.
1. Уметь высказывать целостно как в смысловом, так и в структурном отношении; Уметь последовательно излагать мысли, факты, суждения, связанные в смысловом отношении и соотнесённые с задачей высказывания;
2. Уметь высказываться продуктивно: чем меньше заученного, тем больше продуктивность через комбинирование и трансформацию материала для речевых нужд, содержательность;
3. Уметь говорить самостоятельно, выбирая стратегию высказывания, составляя программу, высказывания без опоры;
4. Уметь говорить экспромтом, без специальной подготовки;
5. Уметь говорить в нормальном темпе. Грамматические навыки говорения формируются на основе грамматического материала предыдущих классов, так и на основе новых грамматических явлений. Лексические навыки говорения формируются как на базе усвоенного раннее, так и нового.
Письмо:
Продолжается работа над развитием следующих умений:
1. Делать выписки из прочитанного (от отдельных слов и выражений до развёрнутых цитат);
2. Составлять краткие аннотации прочитанного текста;
3. Письменно заполнить все данные, формуляр (имя,фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
4. Написать текст для совместного проекта.